«Шелковый путь»: Китай не может без России. Китай создает новый мировой экономический порядок Саммит шелковый путь

Китай на протяжении последних лет безуспешно выстраивал маршрут в обход России, и, похоже, пришел к выводу, что без России "Шелковый путь" не состоится. 14-15 мая 2017 года в Пекине состоится саммит Шелкового пути, куда пригласили президента России. Как отмечают эксперты RT, Владимир Путин станет главным гостем саммита.

Стратегии "Один пояс — один путь" является создание транспортно-логистической системы, связывающей Китай со странами Евразийского континента.

"Морской Шелковый путь XXI в." - большая часть грузов доставляется из КНР по морю через Суэцкий канал и Средиземное море. Сегодня это относительно недорогой путь, но слишком долгий. Например, до портов Санкт-Петербурга морской контейнеровоз идёт примерно 30-40 дней.

"Экономический пояс Шелкового пути" - сухопутный путь с которыми возникли сложности. Пока на сухопутные перевозки приходится лишь 6% грузов, следующих из Китая, причём большая их часть транспортируется по Транссибирской магистрали.

Мощности Трансиба хватает для перевозки огромного количества грузов. Но есть проблемы. Например, железнодорожная колея. Еще со времен царя Николая Первого железнодорожная колея в России (1520 мм) не совпадает с европейской (1435 мм) и как следствие - с китайской.


Раньше вагоны фактически переставляли с одной платформы на другую. Потери были несущественными - около 2 часов на 16-18 вагонов. Сейчас в РЖД создали специальные платформы нового поколения с автоматическим изменением ширины колесных пар на скорости до 60 км/ч. С ними временные потери нивелировались.

Транссиб нуждается в инвестициях и модернизации.

"Россия рассчитывает на инвестиции в развитие российской инфраструктуры, в том числе транспортных систем, это основа экономической составляющей Шёлкового пути. Но получать эти инвестиции придётся на конкурсной основе, нужна будет напряжённая совместная работа, — отметил главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Владимир Петровский. — Подключение к Шёлковому пути — это шанс для России качественно улучшить инфраструктуру, в том числе транспортную".

Сухопутные схемы
Первый и самый рискованный маршрут должен был пройти через Афганистан, Ирак, Иран и Турцию. Но война в Сирии и ДАИШ помешали реализации плана. Возможно, потом Китай и вернется к этому варианту.

Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) — должен был пройти через Казахстан, Азербайджан, Грузию и Турцию. Но наличие двух морских переправ через Каспийское и Чёрное море затрудняет прохождение грузов. Две недели - это минимум, а любой шторм может затянуть сроки прохождения груза.

Третий путь в обход России — через Казахстан, Азербайджан, Грузию и Украину. Проблемы возникли те же, что и у проекта ТМТМ - морские переправы. Пробный поезд без груза прошел путь за 15 дней за счет отсутствия таможенных проверок.

Четвертый вариант - "российский" маршрут через Казахстан, Россию, Белоруссию и Польшу. Состав, нагруженный китайскими товарами прибыл в Лондон 18 января 2017 года, преодолев 12 тыс. километров за 18 суток без каких-либо проблем. Членство Казахстана, России и Белоруссии в ЕАЭС помогли сэкономить время на транзите товаров через границы. На пути нет морских переправ или горных хребтов.

Россия, и Китай заинтересованы в сотрудничестве - в совмещении проектов Шелкового пути и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В перспективе процесс сотрудничества ЕАЭС и Шелкового пути может стать основой для формирования Большого евразийского партнерства с участием Шанхайской организации сотрудничества и Ассоциации государств Юго-Восточной Азии.

Со скандала начался в воскресенье, 14 мая, в Пекине саммит, посвященный инициированному Китаем проекту нового "Шелкового пути" (НШП). Представители государств ЕС после обсуждения с китайской стороной ряда торговых вопросов отказались подписывать запланированное совместное заявление, сообщает агентство dpa со ссылкой на информированные источники.

Контекст

По их словам, КНР отклонила предложения европейских партнеров, касающиеся соблюдения социальных и экологических стандартов, а также прозрачности и предоставления госзаказов при реализации проекта НШП, после чего лидеры стран ЕС уведомили Пекин, что не станут подписывать заявление.

Кроме того, атмосферу форума омрачили сообщения о том, что КНДР провела очередные испытания баллистической ракеты, которая поднялась на высоту около 2000 метров над уровнем моря и пролетела примерно 700 километров.

Китай внесет еще 100 млрд юаней в фонд проекта НШП

Тем временем присутствовавший на переговорах председатель КНР Си Цзиньпин объявил, что Китай перечислит в фонд нового "Шелкового пути" дополнительно около 100 млрд юаней (почти 13 млрд евро) для финансирования проекта, о котором было объявлено еще в конце 2013 года.

В работе саммита "Один пояс - один путь" по вопросам НШП, который продлится до 15 мая, участвуют представители более 100 стран, в том числе 29 глав государств и правительств.

  • 1125 9
  • источник: www.finanz.ru
  • В понедельник в Пекине завершился двухдневный форум стран-участниц проекта "Новый шелковый путь", который был запущен властями Китая в 2013 году и предполагал создание сухопутного транспортного коридора из КНР в Европу, в том числе через территорию России.

    Удачно вписанный в поворот внешней политики на Восток, китайский "Шелковый путь" сразу же получил одобрение на самом высоком уровне российского руководства и рассматривался как источник живительных иностранных инвестиций в условиях санкций Запада.

    На саммита-2017 российскую делегацию в Пекине возглавлял президент Владимир Путин. В своем выступлении он заявил о "застое мировой экономики", ответом на который должно стать создание "евразийского партнерства", которое бы "изменило ландшафт континента".

    Председатель КНР Си Цзиньпин на итоговой пресс-конференции провозгласил успех как саммита, так и проекта в целом, пообещав инвестировать в "инфраструктурные проекты, укрепление взаимных связей и борьбу с бедностью".

    Новая порция деклараций от российских и китайских официальных лиц призвана замаскировать тот факт, что на деле проект китайского "Шелкового пути" остается химерой, отмечают аналитики Сбербанка России.

    Доля транзита китайских грузов через территорию России и Казахстана составляет лишь 1,6%. Приток инвестиций также не состоялся.

    Два года назад Китай объявил о создании Фонда Шёлкового пути (ФШП) объёмом 40 млрд долларов и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) с уставным капиталом 100 млрд долларов.

    Но ФШП за все время своего существования поучаствовал лишь в 5 проектах, а АБИИ выдал кредитов всего на 2 млрд долларов.

    "По итогам 3,5 лет, не существует даже конкретной карты наземного маршрута грузоперевозок из Китая в Европу. Имеется лишь список заявленных "экономических коридоров" - "Китай-Россия-Монголия", "Китай-Центральная Азия-Западная Азия" и т.д., которые Китай вписывает в перечень проектов Пояса и пути, хотя изначально они таковыми не были", - говорится в обзоре Сбербанка.

    В проект "Шелкового пути" планировали включить строительство ВСМ "Москва-Казань", финансировать которую, как ожидалось, будут частично китайские банки. Но Китай потребовал заметную долю в доходах и предоставление госгарантий на случай финансовой неудачи проекта. Российская сторона отказалась принять такие условия, и проект был заморожен.

    Отчасти проблемы финансовые, объясняет руководитель программы Россия в АТР Московского центра Карнеги Александр Габуев: морской маршрут по-прежнему в 1,5 раза дешевле сухопутного.

    Хотя проект Пояса и пути не выглядит экономически успешным, он остаётся одним из важнейших политических проектов Китая и декларации о его продвижении станут одним из важнейших аргументов в пользу вероятной пролонгации полномочий Си Цзиньпина, которая, как ожидается, произойдёт осенью 2017 года на 19 съезде КПК, отмечают в Сбербанке.

    Интересна статья?

В работе форума участвуют представители более 100 стран, в том числе 29 глав государств и правительств. Фото Reuters

Председатель КНР Си Цзиньпин пообещал вложить 124 млрд долл. в строительство портов, дорог и других видов инфраструктуры в мире. Открывая форум «Один пояс - один путь», он подчеркнул, что Пекин не стремится к усилению своего влияния, а хочет, чтобы все выиграли от проекта. Предложения Пекина нашли поддержку у президента РФ Владимира Путина. Но, как говорят эксперты, модернизация трассы Китай – Центральная Азия – Европа может снизить значение Транссиба. Кроме того, роль КНР в бывших советских республиках будет расти, а российская – падать.

Торговля – это важный инструмент экономического развития, сказал Си, давая старт саммиту, в котором участвуют лидеры 29 государств. Только в виде помощи развивающимся странам и международным институтам Китай намерен предоставить 9 млрд долл. При этом председатель КНР поспешил заверить дипломатов западных стран, что план Нового шелкового пути – это вовсе не попытка продвинуть интересы Китая в глобальном плане в ущерб другим.

«Мы не повторим старый путь, когда враги вели между собой игры за влияние. Вместо этого мы создадим новую модель сотрудничества и взаимной выгоды», – сказал он. Словом, идея китайская, но благодаря ей выиграют все.

Однако Япония и Индия воздержались от участия в форуме, опасаясь, что под лозунгом развития скрываются геополитические амбиции второй экономики мира. Как отмечает Би-би-си, руководители США и ряда других западных стран тоже не прибыли. Они подозревают, что Китай предъявляет претензию на глобальное лидерство в тот момент, когда Америка и Европейский союз заняты своими внутренними проблемами.

Судя по выступлению Путина в Пекине, Москва эти страхи не разделяет. «Россия видит будущее евразийского партнерства не просто как налаживание новых связей между государствами и экономиками, оно должно изменить политический и экономический ландшафт, принести Евразии мир, стабильность, процветание», – отметил он. На встрече с премьер-министром КНР Ли Кэцяном Путин сказал, что Россия и Китай не только преодолели спад в торгово-экономических связях, но и вышли на траекторию роста. Китай остается самым крупным торговым партнером РФ. По прогнозам китайского Министерства коммерции, по итогам года товарооборот увеличится до 80 млрд долл.

Путин заявил, что предстоящий визит Си Цзиньпина в Россию станет ключевым событием в двусторонних отношениях. «Наше правительство, администрация президента РФ, канцелярия ЦК КПК готовят целый пакет хороших документов, в том числе и план действий по реализации наших стратегических инициатив на ближайшие годы», – отметил он.

Несмотря на рост товарооборота, заявил Путин, Москве и Пекину есть над чем работать. По его словам, это касается международных проблем, где Россия и Китай всегда стоят «плечом к плечу» и поддерживают друг друга.

Неудивительно, что пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков охарактеризовал встречу двух лидеров как «очень подробную, очень насыщенную». По его словам, Путин и Си произвели сверку часов по перечню актуальных вопросов двусторонних отношений и обменялись мнениями по региональной проблематике. Они, в частности, выразили обеспокоенность в связи с ракетными испытаниями КНДР

В беседе с «НГ» ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Александр Ларин отметил, что безусловным выигрышем для России стали многие десятки крупных соглашений, долгосрочных контрактов, совместных проектов, позволяющих привлечь в различные отрасли экономики китайские инвестиции на миллиарды долларов. Это перспектива. Пока, правда, объем их в сравнении с другими странами невелик. По китайским данным, на 2015 год накопленные прямые инвестиции в РФ составили 14,01 млрд долл.

«Россия самым активным образом участвует в качестве транзитера в функционировании евразийской магистрали Китай–Казахстан–Европа. Модернизация этой трассы и ее более интенсивное использование может дать России помимо увеличения доходов от транзита еще и оживление движения по внутренним маршрутам, и толчок к развитию прилегающих территорий», – пояснил эксперт.

Однако для самой России модернизация и более активное использование трассы Китай – Центральная Азия – Европа наряду с безусловными плюсами имеет и очевидные минусы. А именно: при этом снизится интерес перевозчиков к Транссибу как к трансевразийскому коридору, который уже сегодня теряет очки в соревновании с этой трассой, поскольку пороками Транссиба давно уже стали наличие узких мест, малая скорость, завышенные тарифы, громоздкость процедур оформления грузов.

Частью будущей трассы должна стать скоростная железная дорога Москва–Казань. Решения насчет нее меняются. Стороны договаривались, кто что делает и кто что будет получать. Пришли к тому, что подвижной состав будут делать в России. Но Китай в принципе выставляет жесткие требования. Должны использоваться его оборудование, его рабочая сила и чтобы ему принадлежала доля предприятия. Такова ситуация в Мьянме, Пакистане.

Неизвестно, будет ли приносить прибыль дорога Москва–Казань. Но если она не будет прибыльной, то российское правительство обязуется покрывать убытки. Еще один минус для России, проистекающий из строительства Нового шелкового пути, заключается в том, что оно должно существенно увеличить экономическое и геополитическое влияние КНР в Центральной Азии, тогда как относительное влияние России при этом неизбежно будет сокращаться, заключил Ларин.

Как передало агентство АР, формальным предлогом, объясняющим отсутствие Индии на форуме, стало то, что китайские госкомпании работают в части Кашмира, контролируемой Пакистаном. Дели считает, что это фактически подтверждает притязания Пакистана. Но в действительности, как сказал «НГ» профессор МГИМО Сергей Лунев, противоречия между Индией и Китаем глубокие, они охватывают многие проблемы.

«В долгосрочном плане Индия рассматривает Китай как своего главного противника в Азии. Отношения двух стран характеризует полное недоверие друг к другу. Индийцев тревожат китайско-пакистанское сотрудничество и влияние Китая в Южной Азии. Курс индийцев в этом плане логичный, – подчеркнул эксперт. – У Индии и Китая общий подход к глобальным вопросам. Поэтому они сотрудничают в рамках треугольника Россия–Индия–Китай и БРИКС. У двух стран полное согласие по Афганистану и Центральной Азии. А вот в Южной Азии Индия всегда воспринимала себя как южноазиатского гегемона».

Транспортная артерия с Востока на Запад, из Китая в Западную Европу, самый грандиозный проект в области транспорта последних десятилетий. Всё это - про «Новый шёлковый путь».

В сентябре 2013 Глава КНР Си Цзиньпин предложил новую идею этого амбициозного проекта под названием «Один пояс - один путь». Суть идеи состоит в объединении транспортной инфраструктуры Евразии в единую и целостную систему, по которой Китай сможет беспрепятственно экспортировать и импортировать товары (промтовары, изделия лёгкой промышленности, природные ресурсы и т.д) в Евросоюз и другие страны континента.

Что же это означает в практическом плане? Китай занимается строительством различных объектов инфраструктуры в области транспорта, а именно железными дорогами, автомагистралями, портами и трубопроводами.

В результате реализации этого проекта транспортная система КНР должна получить «точки соприкосновения» с транспортными системами западных стран, в первую очередь стран Евросоюза и, возможно, Объединённого Королевства, что позволит Китаю увеличить товарооборот со своими потребителями из этого региона. А это - дополнительный доход для китайской экономики. Это огромные рынки, куда Китай, по мнению ряда экспертов, намеренно не приглашали долгое время.

Что сделано и что будет сделано в будущем? Пока что китайское руководство в первую очередь занимается дипломатическими переговорами с целым рядом стран, включая Россию и Казахстан.

Для нужд проекта был создан инвестфонд Silk Road Company, имеющий в своём распоряжении 40 млрд долларов. В будущем китайское руководство ожидает поддержки ряда европейских и исламских стран в области финансирования строительства некоторых объектов, которые смогут принести пользу не только для «Нового шёлкового пути», но и для инфраструктуры тех государств, на территории которых они и будут построены.

Главная часть проекта должна пройти по суше (железнодорожная). Она будет состоять из 3-х частей (коридоров). Северная часть железной дороги должна пройти через Россию, а южная и центральная - через Казахстан и другие страны региона. После соединения железных дорог Востока и Запада, планируется строительство и автомобильных магистралей.

Мнение: эксперты в области геополитики уверяют, что у нашей страны есть свои амбиции, и быть частью китайского проекта, китайского мира — для нас не столь важно (достаточно ). Но при это оба государства в поисках точек более плотного взаимодействия, поскольку появилась роль для России в , а для России Китай — выгодный инвестор.

Основная часть проекта - путь из Китая в Евросоюз через территорию Средней Азии. Его протяжённость должна составить около 6.500 километров. Маршрут этого пути таков: Китай-Казахстан-Узбекистан-Туркменистан-Иран-Ирак-Сирия-Турция-Евросоюз.

Морская же часть пути должна пройти вдоль берегов Китая, стран Юго-Восточной Азии, Индии и Египта, таким образом достигнув Средиземного моря через Суэцкий канал.

Что же насчёт реализации? Пока что главным достижением «Нового шёлкового пути» является открытие самого длинного железнодорожного (грузового) пути в мире - Харбин-Гамбург, которой проходит через территорию России (в феврале текущего года между Харбином и Екатеринбургом был открыт новый железнодорожный путь).

В целом проект может сыграть весьма позитивную роль для мировой экономики, в том числе российской и казахской, однако основная часть маршрута идёт в обход территории России, поэтому говорить о реальных результатах этого проекта пока рано.

Для экономики Казахстана одним из самых значимых проектов в реализации концепции этого проекта стало строительство железнодорожного пути протяжённостью 293 километра между Жетыгеном и Коргасом. Эта железная дорога уже стала частью магистрали Чунцинь-Дуйсбург.

Саммит Шёлкового пути в Китае 14–15 мая 2017

В Китай съезжаются лидеры 28 стран, среди них и президент России. В Пекине начинается международный саммит Один пояс ― один путь. На форуме встретятся представители 110 государств и 20 международных организаций. Китай впервые собирает столь представительное собрание в сфере экономики. Сим, делается заявка на международное экономическое лидерство.

По сообщениям прессы, Пекин намерен подписать два десятка соглашений со странами нового .

Россия не относится к странам Шёлкового пути, но пресса называет нашу страну главным союзником Китая.

Кроме Владимира Путина ожидают премьер-министра Пакистана — Наваза Шарифа, премьера Камбоджи — Хун Сена, премьер-министра Италии — Паоло Джентилони.

Интересно, что ранее частью шёлкового пути был Крым, пока Россия не давала публичных сигналов, что готова дать Китаю строить здесь свой порт. И в Европе далеко не все хотят видеть дешёвые китайские товары, которые с лёгкостью могут вытеснить местных производителей. Поговаривают о протекционизме. Впрочем, с опасением на возвышение Поднебесной смотрят и в США. Отдельный и очень сложный вопрос — взаимоотношения Китая с исламским миром.

mob_info