Основные цели международного сотрудничества в сфере образования. Международное сотрудничество в области образования

1. Международное сотрудничество в сфере образования осуществляется в следующих целях:

1) расширение возможностей граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства для получения доступа к образованию;

2) координация взаимодействия Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями по развитию образования;

3) совершенствование международных и внутригосударственных механизмов развития образования.

2. Российская Федерация содействует развитию сотрудничества российских и иностранных образовательных организаций, международной академической мобильности обучающихся, педагогических, научных и иных работников системы образования, привлечению иностранных граждан к обучению в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечению взаимного признания образования и (или) квалификации, участвует в соответствии с международными договорами Российской Федерации в деятельности различных международных организаций в сфере образования. Федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют взаимодействие в сфере образования с международными организациями, иностранными государственными органами, а также иностранными неправительственными организациями в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Организации, входящие в систему образования, принимают участие в международном сотрудничестве в сфере образования посредством заключения договоров по вопросам образования с иностранными организациями и гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в иных формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности по следующим направлениям:

1) разработка и реализация образовательных программ и научных программ в сфере образования совместно с международными или иностранными организациями;

2) направление обучающихся, педагогических и научных работников российских организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в иностранные образовательные организации, которое включает в себя предоставление обучающимся специальных стипендий для обучения за рубежом, а также прием иностранных обучающихся, педагогических и научных работников в российские организации, осуществляющие образовательную деятельность, в целях обучения, повышения квалификации и совершенствования научной и образовательной деятельности, в том числе в рамках международного академического обмена;

Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный)
(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 99-ФЗ)

Статья 105. Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования

Комментарий к статье 105

Данные нормы не являются новыми, поскольку положения о международном сотрудничестве в сфере образования были представлены в ранее действовавших обоих образовательных законах и более полное отражение нашли в законодательстве о высшей школе. Между тем рассматриваемая статья органично интегрирует ранее действовавшие положения с учетом перспективной практики международного взаимодействия.

Во-первых, статья закрепляет целевые ориентиры международного сотрудничества, определяющие последовательную гармонизацию образовательных систем государств, их поступательного развития с учетом расширения образовательных возможностей граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. Данные цели, как следует из комментируемой статьи, обеспечиваются в том числе путем развития сотрудничества российских и иностранных образовательных организаций, международной академической мобильности обучающихся, педагогических, научных и иных работников системы образования, привлечения иностранных граждан к обучению в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечения взаимного признания образования и (или) квалификации и т.п.

В настоящее время Постановлением Правительства РФ от 25.08.2008 N 638 <1>, регламентирующим вопросы сотрудничества с зарубежными странами в области образования, определены квоты для обучения российских граждан за рубежом, а также иностранцев в образовательных организациях в Российской Федерации и условия финансирования получения соответствующего образования.

———————————

<1> Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 N 638 «О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования» (ред. от 08.09.2010) // СЗ РФ. 2008. N 35. Ст. 4034.

Во-вторых, статья определяет основные направления международного сотрудничества российских образовательных организаций с иностранными организациями в сфере образования через заключение соответствующих договоров.

Статья 106. Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации

Комментарий к статье 106

Аналогичные нормы, касающиеся порядка подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации, содержал Закон N 3266-1 (ст. 27). Как следует из комментируемой статьи, такое подтверждение:

имеет целью обеспечение надлежащего признания юридической силы данных документов в иностранном государстве;

осуществляется в соответствии с международными договорами РФ и (или) нормативными правовыми актами РФ при наличии переданных полномочий;

осуществляется путем проставления на них апостиля органами исполнительной власти субъектов РФ.

Апостиль (apostille):

формальная процедура удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и в надлежащем случае подлинности печати и штампа, которыми скреплен этот документ, установленная Гаагской конвенцией 1961 г., отменяющей требование легализации иностранных официальных документов. Фактически апостиль представляет собой штамп, который проставляется на документах, исходящих из официальных органов стран — участниц этой Конвенции;

удостоверяет подлинность подписи и должность лица, подписавшего документ, а также подлинность печати или штампа, которыми этот документ скреплен, что делает документ юридически действительным на территории государств — участников Гаагской конвенции 1961 г.;

проставляется по заявлениям граждан, направляемым в письменной или электронной форме (электронного документа) с помощью интернет-ресурсов.

Постановлением Правительства РФ от 11.03.2011 N 165 <1> определен порядок подтверждения документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях. За проставление апостиля на документе государственного образца об образовании (квалификации) заявителем уплачивается государственная пошлина. Порядок ее уплаты и размеры определены налоговым законодательством. В частности, как следует из подп. 5 п. 1 ст. 333.18 НК РФ <2>, плательщики уплачивают государственную пошлину при обращении за проставлением апостиля до его проставления. Размер госпошлины за проставление апостиля составляет 1500 руб. за каждый документ (подп. 48 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Документ об уплате государственной пошлины за проставление апостиля на документе об образовании и (или) о квалификации может быть направлен заявителем в форме электронного документа и с использованием интернет-ресурсов.

———————————

<1> Постановление Правительства РФ от 11.03.2011 N 165 «О подтверждении документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях» // СЗ РФ. 2011. N 12. Ст. 1642.

<2> СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.

Статья 107. Признание образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве

Комментарий к статье 107

Статья 27.2 «Признание документов иностранных государств об уровне образования и (или) квалификации на территории Российской Федерации» Закона N 3266-1 содержала аналогичные положения. Название рассматриваемой статьи сформулировано несколько иначе, что в целом не меняет ее содержательную нагрузку. Однако сравнительный анализ норм образовательных законов позволяет сделать вывод об определенном техническом обновлении в формулировании инструментов, обеспечивающих признание образования в рамках комментируемой статьи.

Прежде всего, уточнено понятие «признание», под которым понимается официальное подтверждение значимости (уровня) полученных в иностранном государстве образования и (или) квалификации в целях обеспечения доступа их обладателя к образованию и (или) профессиональной деятельности в Российской Федерации. Признание иностранного образования или иностранной квалификации предоставляет их обладателю академические, профессиональные и (или) иные права, но только в рамках международных договоров о взаимном признании и (или) законодательства РФ.

Осуществляется признание образования или квалификации, подпадающих под действие международных договоров, а также полученных в образовательных организациях, по установленному Перечню, который утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.05.2012 N 811-р <1> и на данный момент включает порядка 194 вузов из Австралии, Австрии, Бельгии, Бразилии, Великобритании, Германии, Дании, Израиля, Ирландии, Испании, Италии, Канады, Китая, Нидерландов, Новой Зеландии, Норвегии, Сингапура, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции, ЮАР, Южной Кореи, Японии. При этом выбор соответствующих иностранных образовательных организаций осуществляется на основании установленных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 389 <2> критериев.

———————————

<1> Распоряжение Правительства РФ от 21.05.2012 N 811-р «Об утверждении перечня иностранных образовательных организаций, которые выдают документы иностранных государств об уровне образования и (или) квалификации, признаваемые на территории Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. N 22. Ст. 2903.

<2> Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 389 «Об утверждении критериев включения иностранных образовательных организаций в перечень иностранных образовательных организаций, которые выдают документы иностранных государств об уровне образования и (или) квалификации, признаваемые на территории Российской Федерации, и критериев включения иностранных образовательных организаций, научных организаций в перечень иностранных образовательных организаций, научных организаций, которые выдают документы иностранных государств об ученых степенях и ученых званиях, признаваемые на территории Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. N 19. Ст. 2414.

Для соответствия образовательной организации установленным требованиям такая организация:

входила и (или) входит одновременно в первые 300 позиций академического рейтинга университетов мира (Academic Ranking of World Universities), всемирного рейтинга университетов (QS World University Rankings) и рейтинга университетов мира Таймс (The Times Higher Education World University Rankings);

не располагается на территориях государств, с которыми заключены международные договоры РФ, регулирующие вопросы признания и (или) установления эквивалентности документов иностранных государств об образовании и (или) квалификации, об ученых степенях и ученых званиях, обеспечивающие доступ обладателей таких документов к получению образования и осуществлению профессиональной деятельности в Российской Федерации.

За выдачу свидетельства о признании документа иностранного государства об уровне образования и (или) квалификации на территории РФ и дубликата такого свидетельства заявителем уплачивается государственная пошлина (ст. 333.18 НК РФ). Ее размеры установлены п. 1 ст. 333.33 НК РФ: за выдачу свидетельства о признании документа иностранного государства об уровне образования и (или) квалификации — 4000 руб. (подп. 49), а дубликата такого свидетельства — 200 руб. (подп. 50).

Признание документов иностранных государств об уровне образования и (или) квалификации на территории РФ не освобождает обладателей указанных документов от соблюдения установленных законодательством РФ общих требований к приему в образовательные учреждения или на работу (в том числе знания государственного языка РФ). Признаваемые документы иностранных государств об уровне образования и (или) квалификации на территории РФ должны быть в установленном порядке легализованы и переведены на русский язык, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Под легализацией в данном случае понимается консульская легализация, которая в соответствии со ст. 27 Консульского устава РФ <1> представляет собой процедуру, предусматривающую удостоверение подлинности подписи, полномочия лица, подписавшего документ, подлинности печати или штампа, которыми скреплен представленный на легализацию документ, и соответствия данного документа законодательству государства пребывания. Непосредственно процедура легализации осуществляется в соответствии с Административными регламентами МИД России <2>.

———————————

<1> Федеральный закон от 05.07.2010 N 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации» (ред. от 03.12.2011) // СЗ РФ. 2010. N 28. Ст. 3554.

<2> Приказы МИД России: от 18.06.2012 N 9470 «Об утверждении Административного регламента Министерства иностранных дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по консульской легализации документов»; от 26.05.2008 N 6093 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по консульской легализации документов» (ред. от 12.04.2010) // Российская газета. 2008. N 143.

В случае несоответствия образования или квалификации указанным требованиям их признание и, соответственно, документов, их подтверждающих, осуществляется по результатам экспертизы, которая проводится Рособрнадзором на основании поданного в письменной или электронной форме, в том числе с помощью сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, гражданином соответствующего заявления. По результатам экспертизы Рособрнадзор принимает одно из следующих решений:

1) признание иностранного образования и (или) иностранной квалификации, в том числе признание иностранного образования в качестве периода обучения по образовательной программе определенного уровня с правом на продолжение обучения по данной образовательной программе в Российской Федерации;

2) отказ в признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации.

При положительном результате экспертизы заявителю выдается свидетельство о признании, форма и сроки выдачи которого определяются Минобрнауки России. Информационное обеспечение процедуры признания документов иностранных государств об уровне образования и (или) квалификации на территории РФ осуществляется национальным информационным центром. Согласно распоряжению Правительства РФ от 26.06.2012 N 1089-р <1> такие функции выполняет федеральное государственное научное учреждение «Главный государственный экспертный центр оценки образования».

———————————

<1> Распоряжение Правительства РФ от 26.06.2012 N 1089-р «Об уполномоченной организации, осуществляющей функции национального информационного центра по информационному обеспечению процедуры признания документов иностранных государств об уровне образования и (или) квалификации на территории Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. N 27. Ст. 3819.

Под «Северными странами» понимаются страны, из­вестные в мировой науке под термином «the Nordic states»: Дания, Финляндия, Норвегия, Исландия, Швеция. В россий­ской правовой доктрине данные страны принято называть се­вероевропейскими. Наш научный интерес к данному региону обусловлен тем, что, по оценкам ученых, именно Северные страны наилучшим образом обеспечивают условия развития и возобновления человеческого капитала. Так, Н. М. Антюшина, рассматривая шведскую модель как разновидность севе­роевропейской модели, отмечает, что эта модель «обеспечи­вает развитие «человеческого капитала» при помощи общего и специального образования, медицинского обслуживания, сохранения универсальной системы социального обеспече­ния, которое распространяется на все трудные жизненные ситуации». Северные страны имеют определенные преиму­щества по качеству человеческого капитала, что чрезвычайно важно в экономике наукоемких технологий. Основную роль в этом процессе играет система социальных гарантий и система образования.

В этой связи для России представляет интерес сотрудни­чество с Северными странами в сфере образования с целью развития российской системы образования и человеческого капитала России в целом, т.к. главный ресурс России не нефть и газ, а люди.

Анализ имеющихся договоров в сфере образования пока­зал следующее. Можно выделить три вида межгосударствен­ных соглашений, в которых имеются нормы, регулирующие отношения в сфере образования между договаривающимися государствами:

  1. Об избежании двойного налогообложения.
  2. О сотрудничестве.
  1. О правовой помощи.

Первый вид договора - об избежании двойного налогоо­бложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество - заключен со всеми исследуемыми странами. Указанные соглашения были заключены в период с 1993 г. по 1999 г. (Швеция - 1993 г., Фин­ляндия, Норвегия, Дания - 1996 г., Исландия - 1999 г.). В целом Российской Федерацией заключено 82 договора об избежании двойного налогообложения. Данные договоры имеют отно­шение и к сотрудничеству государств в сфере образования. Во-первых, согласно указанным договорам независимые обра­зовательные и преподавательские услуги облагаются налогом только в государстве, резидентом которого является гражда­нин, оказывающий эти услуги, за исключением случаев, когда лицо, оказывающее услуги, имеет в другом договаривающем­ся государстве постоянную базу, регулярно используемую им для целей осуществления деятельности по оказанию услуг. Во-вторых, не облагаются налогом выплаты на содержание студентов, если эти выплаты поступили из другого договари­вающегося государства, а также не облагаются налогом вы­платы, получаемые студентом за услуги, оказанные в порядке прохождения практики. Указанные нормы позволяют избе­жать двойного налогообложения для лиц, оказывающих обра­зовательные и преподавательские услуги за пределами страны своего гражданства. Также данные договоры позволяют со­хранить социальные гарантии студентам и избежать возложе­ния на них дополнительного налогового бремени. Договоры об избежании двойного налогообложения были заключены еще СССР с Финляндией, Норвегией, Данией и Швецией, со­гласно данным договорам не облагалась налогом стипендия студентов, в настоящее время договоры СССР об избежании двойного налогообложения утратили силу и действуют дого­воры Российской Федерации.

Второй вид договора - о правовой защите и правовой по­мощи по гражданским, семейным и уголовным делам - заклю­чен Российской Федерацией только с Финляндией из числа исследуемых стран. Согласно данному договору документы об образовании предоставляются государствами друг другу без перевода и бесплатно. С другими Северными странами до­говоры о правовой помощи в сфере гражданских и семейных прав на сегодняшний день не заключены. В этой связи следу­ет отметить, что необходимо осуществлять взаимодействие со всеми странами североевропейского региона по заключению договоров о правовой помощи с целью обеспечения субъек­тивных прав граждан. В целом Российской Федерацией заклю­чено 50 договоров о правовой помощи с различными страна­ми.

Два первых вида рассмотренных нами договоров касались непосредственно обеспечения конкретных прав граждан. Тре­тий вид договоров - о сотрудничестве - касается в целом созда­ния благоприятной обстановки для граждан в сфере образова­ния в рамках сотрудничества государств, однако не содержит норм, нацеленных на реализацию какого-либо конкретного права гражданина. Такое соглашение о сотрудничестве в об­ласти культуры, образования и научно-исследовательской деятельности заключено между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики. Со­гласно данному соглашению стороны обязуются «развивать взаимное сотрудничество в области... образования», «сотруд­ничество будет осуществляться между университетами обеих стран, их высшими и другими учебными заведениями». Из вышесказанного следует, что осуществление сотрудничества возможно не только на государственном уровне, но и на уров­не отдельных учебных заведений. Однако контроль за выпол­нением данного соглашения, наблюдение за претворением в жизнь положений соглашения возлагается на смешанную рабочую группу, состоящую из представителей заинтересо­ванных министерств и ведомств. Заключая данное соглашение стороны ставят цель «укреплять и далее развивать дружествен­ные отношения и взаимодействие между своими странами в области культуры, образования и научно-исследовательской деятельности, придавая особое значение непосредственным контактам между людьми, свободному перемещению идей и ознакомлению с достижениями культуры и науки друг друга».

Обобщая анализ указанных двусторонних соглашений в сфере образования между Россией и Северными странами, можно отметить, что наибольшая интеграция наблюдается у России с Финляндией, выраженная в намерении формировать двусторонние связи в качестве партнеров, поддерживая куль­туру, язык и образование друг друга. С другими Северными странами: Данией, Швецией, Норвегией, Исландией на меж­государственном уровне имеются только договоры об избежа­нии двойного налогообложения. Мы полагаем, что есть суще­ственное поле для развития отношений России с Северными странами.

Следует отметить, что интеграция в современных усло­виях проходит скорее путем многосторонних соглашений, к которым присоединяется большое количество государств, не­жели путем двусторонних соглашений. Так, Болонская декла­рация, в которую входит и Россия, дала значительно больше ориентиров в плане формирования единой зоны европейско­го образования и в большей степени повлияла на образова­тельную политику России, чем отдельные двусторонние согла­шения. В настоящее время набирают силу проекты изучения Севера и Арктики, и в этом плане имеется почва для развития отношений России с Северными станами. Мы полагаем, что опыт сотрудничества с Финляндией, а также опыт междуна­родного регионального сотрудничества необходимо распро­странить и на отношения России с Северными странами.

Л. А. Букалерова, Р. В. Шагиева

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ:

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Ключевые слова: международные стандарты, государственная политика, образование, правовое регулирование, судебная

практика.

Статья посвящена начавшемуся сложному процессу интеграции России в международное образовательное пространство. По мысли авторов, участие в Болонской системе настоятельно требуют системной, последовательной работы ученых и правоприменителей по анализу норм международного права, судебной практики по оптимизации регулирования сферы образования

Keywords: international standards, public policy, education, regulation, judicial practice.

The article that had begun the complex process of integration of Russia into the international educational space. According to the authors, participation in the Bologna system urgently require systematic and consistent work of scientists and law enforcers on the analysis of the norms of international law, judicial practice on better management of education.

В настоящее время происходит интенсивный процесс согласования положений внутригосударственных норм с требованиями соответствующих норм международного права, о чем свидетельствует принятие нового базового закона об образовании, ряд иных нормативных правовых актов.

Например, статья 95 Федерального закона от

29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусматривает возможность независимой оценки качества образования. Независимая оценка качества образования осуществляется в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования потребностям физического лица и юридического лица, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность, оказания им содействия в выборе организации, осуществляющей образовательную деятельность, и образовательной программы, повышения конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ на российском и международном рынках. А ч. 5 этой статьи говорит о независимой оценке качества образования в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования .

Развитие научных и культурных обменов, академическая мобильность и интенсификация обменов студентами, а также другие причины, содействующие расширению международного сотрудничества в сфере образования, обусловливают неизбежность международно-правовой регламентации образовательных отношений.

К настоящему времени уже сформировался значительный блок международно-правовых актов в области образования. Так, мы можем опираться на международно-правовые документы по вопросам образования: документы ООН, документы Юнеско, документы МОТ, документы Совета Европы, документы СНГ, документы по развитию европейской интеграции в образовании, иные документы международного права.

Примером таковых могут служить:

1. Документы ООН: Всеобщая декларация прав человека (Нью-Йорк, 10 декабря 1948 г.), Декларация прав ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1959 года), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 года), Декларация "О социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровне" (Нью-Йорк, 3 декабря 1986 года), Декларация о праве на развитие (Нью-Йорк, 4 декабря 1986 года), Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 года), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Нью-Йорк, 30 сентября 1990 года);

2. Документы Юнеско: Устав Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (Лондон, 16 ноября 1945 года), Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (Париж, 14 декабря 1960 года), Рекомендации МОТ/ЮНЕСКО о положении учителей (Париж, 5 октября 1966 года), Всемирная Декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры (Париж, 9 октября 1998 г.);

1974 года), Конвенция № 142 о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов (Женева, 23 июня

4. Документы Совета Европы: Европейская Конвенция об эквивалентности дипломов, ведущих к доступу в университеты (ETS № 15) (Париж, 11 декабря 1953 г.), Европейская Конвенция об эквивалентности университетских периодов обуче-ния(Париж, 15 декабря 1956 г.); Европейская Конвенция об академическом признании университетских квалификаций (Париж, 14 декабря 1959 г.),

Европейское Соглашение о продолжении выплаты стипендий учащимся, обучающимся за рубежом (Париж, 12 декабря 1969 г.);

5. Документы СНГ: Соглашение о сотруд-

ничестве в области образования (Ташкент, 15 мая 1992 года), Соглашение о сотрудничестве в области подготовки научных и научно-педагогических кадров и нострификации документов об их квалификации в рамках СНГ (13 ноября 1992 года), Соглашение о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств (Москва, 17 января 1997 года), Модельный закон об образовании (Принят на тринадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (постановление № 13-8 от

6. Документы по развитию европейской

интеграции в образовании, Лиссабонская конвенция о признании и дополняющие ее документы (Лиссабон, 11 апреля 1997 года), Документы,

влияющие на формирование Европейского пространства высшего образования: Коммюнике Конференции Европейских министров образования (Берген, 19-20 Мая 2005), Документы Европейского Союза, влияющие на формирование Болонского процесса: Резолюция совета от 13 июля 2001 года о роли образования и обучения в политике занятости (2001/С 204/01), Рекомендации Европейского Парламента и Европейского Совета от 10 июля 2001 г. (2001/613/ЕС), касающиеся выезда за рубеж студентов, лиц, направленных на стажировку, волонтеров, преподавателей и воспитателей;

7. Иные документы международного права: Конвенция о сотрудничестве в области культуры, образования, науки, информации в Черноморском регионе (Стамбул 6 марта 1993 г.), Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 г.).

Нормы, регулирующие образовательные отношения, могут содержаться в международноправовых актах, основное содержание которых непосредственно не связано со сферой образования: например, Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (ETS № 157) (заключена в Страсбурге 01.02.1995) ; Конвенция № 138 Международной организации труда "О минимальном возрасте для приема на работу" (принята в Женеве 26.06.1973 на 58-ой сессии Генеральной конференции МОТ) и др.

Важным международным актом сферы образования является Всеобщая хартия университетов, подписанная 29 европейскими государствами в 1999 году в Болонье (Италия) - Magna Charta

Universitatum. С нее начался Болонский процесс -движение, цель которого заключается в гармонизации систем образования (прежде всего высшего) стран Европы. В сентябре 2003 года на Берлинской конференции министров образования стран - участниц Болонского процесса, к тому времени уже 33-х, Российская Федерация в лице министра образования РФ В. М. Филиппова поставила свою подпись под Болонской декларацией, тем самым обязавшись до

2010 года воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса.

Однако до принятия нового закона «Об образовании в Российской Федерации» проблемой оставался тот факт, что важнейшие направления государственной политики Российской Федерации в сфере образования - участие в международных интеграционных процессах, вхождение в Болонский процесс и создание европейского пространства высшего образования - не упоминались в действующем законодательстве об образовании .

Международно-правовые акты содержат существенные принципы и нормы, непосредственно влияющие на регулирование сферы образования. Так, в Саламандской Декларации Ассоциации европейских университетов (Саламанка, Испания, 29-30 марта 2001 г.) сказано, что свободная мобильность учащихся, персонала и выпускников является необходимым условием существования зоны европейского высшего образования. Европейские университеты планируют развивать большую мобильность (как по "горизонтали", так и по "вертикали") и не рассматривают виртуальную мобильность как замену физической. Они считают целесообразным использовать существующие инструменты признания и мобильности (ECTS, Лиссабонскую конвенцию, Приложение к диплому, сеть МАЯГС/ЕМС) гибко и эффективно. Ввиду важности наличия преподавательского состава с европейским опытом университеты хотели бы устранить требования к национальности и другие препятствия и препоны для академической карьеры в Европе. Однако также необходим и общий европейский подход к виртуальной мобильности и транснациональному образованию.

К тому же, не все акты имеют точное отражение в российском законодательстве, назовем лишь норму, предусмотренную статьей 8 Модельного закона о статусе работника образования Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ «Основные права и обязанности педагогических работников». Статья предусматривает, что педагогические (научно-педагогические) работники имеют право, в частности, на льготное первоочередное обеспечение жилой площадью в случае признания работника нуждающимся в улучшении жилищных условий. Однако статья 47 Федерального закона от

29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации» существенно сужает объем, говоря лишь о праве на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма и праве на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда

Указанное правомочие является крайне важным для педагогических работников, по нему спор был рассмотрен Конституционным Судом РФ в Определении от 24.01.2013 № 20-О.

Г.П. Мишунин оспаривал конституционность примененных судами в деле с его участием положений пункта 13 статьи 39 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании" и пункта 7 статьи 27 Федерального закона от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", предусматривающих запрет на приватизацию жилых помещений, закрепленных за государственными и муниципальными образовательными учреждениями, высшими учебными заведениями и расположенных в зданиях учебного назначения. По мнению заявителя, эти законоположения не соответствуют статьям 19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

В силу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 3 ноября 1998 года № 25-П, определение круга объектов, не подлежащих приватизации, нельзя считать ограничением прав и свобод человека и гражданина, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность. При этом суды, разрешая вопрос о правомерности распространения на то или иное жилое помещение особого правового режима, не должны ограничиваться лишь формальным подтверждением целевого назначения данного помещения и обязаны проверять факты, обосновывающие в каждом конкретном случае такое распространение (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 707-О-О, от 27 мая 2010 года № 742-О-О, от 19 июня 2012 года № 1126-О и др.).

С учетом изложенного оспариваемые заявителем законоположения, по мнению Конституционного Суда РФ, не могут сами по себе рассматриваться как нарушающие его конституционные права.

На наш взгляд, предоставление педагогическим работникам жилых помещений по договорам социального найма или предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда приведет к тому, что трудовой договор с образовательным учреждением может стать кабальным для педагога.

В Коммюнике конференции европейских министров, ответственных за высшее образование, от 28 апреля 2009 г. (г.г. Левен, Лувен-ла-Нев) говорится о международной открытости. Европейские высшие учебные заведения призываются к дальнейшей интернационализации своей деятельности и к участию в глобальном сотрудничестве в целях устойчивого развития, так как совместные европейские действия будут способствовать росту привлекательности и открытости европейского высшего образования. Конкуренция в глобальных масштабах дополняется расширением политического диалога и сотрудничества на основе партнерства с другими регионами мира, в частности, путем организации Болонского политического форума с участием различных заинтересованных сторон. При этом предполагается, что транснациональное образование

должно регулироваться Европейскими стандартами и принципами обеспечения качества, применяемыми в Европейском пространстве высшего образования, и осуществляться в соответствии с Принципами ЮНЕСКО / ОЭСР обеспечения качества в трансграничном высшем образовании.

К сожалению, не ко всем документам Россия присоединилась, крайне важными считаем нормы Кодекса добросовестной практики для членов Европейского Консорциума по аккредитации в высшем образовании (ЕСА) . В кодексе сказано, что необходимы единые критерии, на основании которых можно было бы оценивать деятельность каждого из вузов и признавать результаты обучения в этих вузах. Кроме того, после принятия Болонской декларации практически во всех странах стали создаваться аккредитационные агентства (или органы по аккредитации), что также потребовало наличия некоторых единообразных требований и условий их создания и функционирования. В связи с этим на встрече в Берлине (2003) Министрами образования из 17 стран были сформулированы единые требования, которые предъявляются к организациям на территории Европы, осуществляющим аккредитацию как вузов, так и академических программ. Кодекс Добросовестной Практики для членов Европейского Консорциума по аккредитации в высшем образовании включает 17 стандартов, касающихся как условий, при которых организация может быть признана аккредитующей в высшем образовании, так и методологию и технологии, которые организация применяет при проведении аккредитации. При вхождении в Болонскую систему России следует опираться на уже разработанные стандарты, что предполагает их изучение и внедрение в практику.

Разнообразные соглашения по сотрудничеству в сфере образования заключаются на двустороннем уровне: например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о сотрудничестве в области культуры и образования (Рим, 10.02.1998 г.) ; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о сотрудничестве в области образования, науки и культуры (Москва 15.02.1994 г.) ; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве в области высшего образования (Ташкент 27.07.1995 г.) и др.

На двустороннем уровне вопросы сотрудничества в сфере образования могут затрагиваться, помимо межправительственных соглашений, в иных правовых и дипломатических актах, таких как меморандумы (например, Меморандум о взаимопонимании между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о принципах сотрудничества в области культуры, гуманитарных и общественных наук, образования и средств массовой информации (Москва 02.09.1998 г. )), протоколы (например, протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Южно-Африканской Рес-

публики о сотрудничестве в области образования (Претория 21.11.2002 г.)) и др.

В развитие двусторонних соглашений договаривающиеся стороны могут принимать программы сотрудничества в сфере образования (например, Программа сотрудничества в области культуры, образования и науки между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Македония на 2004 - 2006 годы (Москва 16.10.2003 г.).

Договоренности о развитии сотрудничества могут достигаться не только на межправительственном, но и на межведомственном (министерском) уровне: Протокол между Министерством образования Российской Федерации и Министерством образования и исследований Румынии о сотрудничестве и обменах в области образования на 2002/2003 и 2003/2004 учебные годы (Бухарест 27.03.2003 г.), Соглашение между Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерством образования Республики Молдова о сотрудничестве в области дошкольного, общего, начального профессионального и педагогического образования (Москва 08.10.1996 г.) и др.

На наш взгляд, необходимо системное и последовательное сближение международно-правовых институтов применительно к правовому регулированию системы образования, основанных на общепризнанных принципах и нормах международного права.

Правительством РФ, Министерством образования РФ должны предприниматься серьезные меры по изучению норм международного права для их имплементации в российское законодательство. В частности, нам близки предлагаемые во Всемирной декларации «О высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры» ООН (г. Париж, 9 октября 1998 г.) приоритетные меры на национальном уровне:

1. Государствам, включая их правительства, парламенты и другие руководящие органы, следует:

а) разработать в соответствующих случаях рамки законодательных, политических и финансовых мер, направленных на реформу и дальнейшее развитие высшего образования, исходя из положений Всеобщей декларации прав человека, в которой провозглашается, что высшее образование «должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого». Недопустима никакая дискриминация, никто не может быть исключен из сферы высшего образования, его отдельных областей обучения, ступеней или каких-либо видов учебных заведений в силу его расы, пола, языка, религии, возраста или в силу каких-либо экономических или социальных различий или физических недостатков;

б) укреплять связи между высшим образованием и научными исследованиями;

в) рассматривать и использовать высшее образование в качестве катализатора всей системы образования;

г) обеспечивать развитие высших учебных заведений, в том числе на основе принципов обучения на протяжении всей жизни, предоставляя учащимся оптимальный диапазон выбора и гибкости, в том что касается начала и завершения обучения в рамках

системы высшего образования, соответственно по-новому определить их роль, что подразумевает обеспечение открытого постоянного доступа к высшему образованию и необходимость компенсирующих программ, а также аттестации и признания ранее полученного образования;

д) предпринимать, в случае необходимости, усилия по установлению тесных связей между высшими учебными заведениями и научноисследовательскими институтами, исходя из того, что образование и научная деятельность являются двумя тесно связанными элементами в развитии знаний;

е) разрабатывать новаторские формы сотрудничества между высшими учебными заведениями и различными секторами общества для обеспечения эффективного вклада высшего образования и научно-исследовательских программ в развитие на местном, региональном и международном уровнях;

ж) выполнить взятые ими в области высшего образования обязательства и проследить за выполнением тех обещаний, которые были даны с их согласия на ряде форумов, в частности обещаний, сделанных в ходе последнего десятилетия в отношении людских, материальных и финансовых ресурсов, человеческого развития и образования в целом, в том числе и высшего образования;

з) разработать рамки политики, обеспечивающие установление новых партнерских отношений и участие всех соответствующих партнеров в деятельности, касающейся всех аспектов высшего образования: процесса оценки, включая обновление учебных планов и программ, повышения педагогической квалификации, обеспечения профессиональной ориентации и консультирования, а также в рамках действующих институциональных механизмов; разработки политики и управления высшими учебными заведениями;

и) определить и применять политику, направленную па устранение в высшем образовании любых стереотипов, основанных на различиях по признаку пола, и расширить участие женщин на всех уровнях и во всех дисциплинах, где они недопред-ставлены в настоящее время, и в частности обеспечить их более активное участие в принятии решений;

к) разработать четкую политику в отношении преподавателей высших учебных заведении, как это предусмотрено Рекомендацией о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО в ноябре 1997 г.;

л) признавать, что студенты должны находиться в центре внимания высшего образования и входить в число участников этого процесса. Через соответствующие институциональные структуры их следует привлекать к деятельности по обновлению этой ступени образования (включая реформу учебных планов и педагогических методик), а также к принятию решений в рамках существующих учреждений;

м) признавать, что учащиеся имеют право на создание независимых организаций;

н) содействовать и благоприятствовать национальной и международной мобильности профессорско-преподавательского состава и студентов в качестве одного из необходимых условий обеспечения высокого качества и адекватности высшего образования;

0) создавать и обеспечивать такие условия, которые необходимы для осуществления академической свободы и институциональной автономии, с тем чтобы высшие учебные заведения наряду с теми лицами, которые занимаются высшим образованием и научными исследованиями, могли выполнять свои обязанности по отношению к обществу. Реализация предложенных декларацией мер способствовала бы вхождению России в международное образовательное пространство.

К сожалению, до настоящего времени Россия не присоединилась к ряду важных международных документов. Назовем, например, Конвенцию европейских высших учебных заведений "формирование будущего" (Болонья, 19 июня 1999 г.).

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в ст. 105 предусматривает, что организации, входящие в систему образования, принимают участие в международном сотрудничестве в сфере образования посредством заключения договоров по вопросам образования с иностранными организациями и гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в иных формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности, по следующим направлениям:

1) разработка и реализация образовательных программ и научных программ в сфере образования совместно с международными или иностранными организациями;

2) направление обучающихся, педагогических и научных работников российских организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в иностранные образовательные организации, которое включает в себя предоставление обучающимся специальных стипендий для обучения за рубежом, а также прием иностранных обучающихся, педагогических и научных работников в российские организации, осуществляющие образовательную деятельность, в целях обучения, повышения квалификации и совершенствования научной и образовательной деятельности, в том числе в рамках международного академического обмена;

3) проведение совместных научных исследований, осуществление фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере образования, совместное осуществление инновационной деятельности;

4) участие в сетевой форме реализации образовательных программ;

5) участие в деятельности международных организаций и проведении международных образовательных, научно-исследовательских и научнотехнических проектов, конгрессов, симпозиумов, конференций, семинаров или самостоятельное проведение указанных мероприятий, а также обмен

учебно-научной литературой на двусторонней и многосторонней основе .

Согласно Рекомендациям о применении общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров", принятым на Всероссийском совещании в г. Москве 24.12.2002 г., общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации как составная часть ее правовой системы дают возможность органам государственной власти, особенно - судам, принимать эффективные решения с целью обеспечения господства права и укрепления тем самым правового государства.

Учитывая, что Минобрнауки России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научнотехнической и инновационной деятельности, нанотехнологий, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, хотелось бы предложить дополнить сайт Министерства (Шр://минобрнауки.рф) международными актами в сфере образования, к которым Россия присоединилась. Их перечень в ближайшее время существенно увеличится в связи с принятием 20 декабря 2012 г. № 2433-р Правительством Российской Федерации государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы. Для реализации поставленных в ней задач: обеспечения мирового уровня исследований в сфере фундаментальных и поисковых работ, соответствующего уровню исследований в странах с лидирующей экономикой, высокой степени международного сотрудничества в интересах формирования современной технологической базы экономики страны; концентрации кадровых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях, обеспечения создания научно-технологического задела, востребованного секторами экономики; вхождения России в число стран - лидеров по патентной активности; увеличения практического применения результатов научных исследований, проводимых в рамках Государственной программы; обеспечения поддержки и развития национальных исследовательских центров как базовых элементов инновационной системы страны; обеспечения эффективной интеграции научной, образовательной и инновационной деятельности; реализации программ фундаментальных научных исследований мирового уровня в ведущих университетах, научных учреждениях государственных академий наук и государственных научных центрах, выполняемых с привлечением ведущих ученых; обеспечения эффективной интеграции российского научно-технологического комплекса в глобальную инновационную систему, подтверждения статуса России как мировой научной державы - нашей стране потребуется провести колоссальную работу по заключению международно-правовых актов для эффективного правового регламентирования сферы образования.

Литература

1. http://www.cpia.vsu.ru/docs/goog_practice_eca.pdf.

2. Козырин А.Н. Международное сотрудничество в сфере образования: развитие законодательного регулирования // Реформы и право. 2011. № 3.

3. Меморандум о взаимопонимании между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о принципах сотрудничества в области культуры, гуманитарных и общественных наук, образования и средств массовой информации (подписан в Москве 02.09.1998 // Дипломатический Вестник. 1998. № 10.

4. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // РГ. 2012. 31 дек.

5. Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Южно-Африканской Республики о сотрудничестве в области образования (подписан в Претории 21.11.2002) // Бюллетень международных договоров. 2003. № 8.

6. Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (ЕТБ № 157) (заключена в Страсбурге

01.02.1995) // СЗ РФ. 1999. № 11. Ст. 1256.

7. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики о сотрудничестве в области культуры и образования (заключено в Риме 10.02.1998) // Бюллетень международных договоров. 2001. № 1.

8. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о сотрудничестве в области образования, науки и культуры (заключено в Москве 15.02.1994) // Дипломатический вестник. 1994. № 5 - 6.

9. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве в области высшего образования (заключено в Ташкенте 27.07.1995) // Бюллетень международных договоров. 1996.

© Л. А. Букалерова - д.ю.н., проф. кафедры уголовного права и процесса Российского государственного университета дружбы народов, [email protected]; Р. В. Шагиева - д.ю.н., проф. кафедры теории и истории государства и права Российской таможенной академии, shagsas@mail. т.

Деятельность в сфере международного сотрудничества в области обра-зования осуществляется в соответствии с рядом международных договоров Республики Беларусь, законами «Об образовании», «О международных до-говорах Республики Беларусь», на основании Положения о Министерстве образования Республики Беларусь, а также в соответствии с иными акта-ми законодательства.

Основные направления международной деятельности в сфере образования направлены на развитие нормативной правовой базы, повышение эконо-мической эффективности международных связей, интеграцию национальной системы образования в образовательное пространство стран СНГ и Европы.

Приоритетными направлениями международного сотрудничества являются подготовка и заключение новых международных договоров в области образования и реализация действующих; работа по выполнению договоренностей, достигнутых в ходе зарубежных визитов Президента Республики Беларусь и правительственных делегаций, а также визитов иностранных делегаций в Республику Беларусь; выполнение между-народных договоренностей по итогам заседаний межправительственных комиссий по торгово-экономическому, научно-техническому и культурно-му сотрудничеству с зарубежными странами; координация международ-ной деятельности учреждений образования республики; участие вузов в международных проектах и программах по линии международных орга-низаций; упорядочение молодежных обменов; совершенствование работы по развитию экспорта образовательных услуг, в первую очередь обучение иностранных граждан в учреждениях образования Республики Беларусь; оказание помощи в области образования соотечественникам зарубежья; организация работы по оздоровлению за рубежом детей на основе безвозмездной иностранной помощи.

Проведенная работа по совершенствованию организации оздоров-ления детей за рубежом позволила закрепить правовую ответственность органов государственного управления и направляющих организаций в вопросах оздоровления детей за рубежом, усилить контроль за процес-сом подбора детей и сопровождающих, обеспечить четкую координа-цию действий заинтересованных органов государственного управления в

части соблюдения прав детей, их безопасного пребывания за рубежом и своевременного возвращения на родину. Создан и развивается информа-ционный банк данных по оздоровлению детей за рубежом. На оздоров-ление за рубеж ежегодно выезжают свыше 55 тыс. белорусских детей в более чем 20 зарубежных стран.

Проводится работа по оказанию помощи белорусской диаспоре в зарубежных странах. В учебные заведения, где обучаются дети белорус-ской диаспоры, направляется учебно-методическая и детская художествен-ная литература, в рамках межведомственных соглашений с отдельными странами осуществляется прием на учебу в вузы республики соотечествен-ников зарубежья, проводятся экскурсии в республике для отличников учебы, участников олимпиад и конкурсов. Детям из числа белорусской диаспоры ежегодно выделяются по 100 путевок в Национальный детский оздоровительный лагерь «Зубренок».

В республике действуют 39 международных договоров в сфере образо-вания и науки, в рамках которых осуществляется обмен информацией по организации учебной и методической работы, установление прямых связей между учреждениями образования, проведение совместных научно-иссле-довательских работ, обмен студентами, аспирантами и преподавателями.

Активная работа ведется с теми зарубежными странами, которые про-являют практический интерес к нашей системе образования, т.е. наме-рены обучать в учреждениях образования Республики Беларусь своих граждан, осуществлять выгодные совместные программы и проекта.

Учебные заведения Беларуси готовят специалистов для зарубежных стран с 1961 г. За 45 лет для 102 стран дальнего зарубежья подготовлено свыше 25 тыс. специалистов с высшим, средним специальным и профес-сионально-техническим образованием.

В 2006 г. в учреждениях образования обучается 6,4 тыс. иностранных граждан из 73 стран, в том числе 3,9 тыс. из стран дальнего зарубежья и 2,5 тыс. из стран СНГ. Наиболее многочисленным контингентом представлены КНР (более 1000 человек), Индия (540), Сирия (354), Ливан (281), Иран (191).

Среди вузов в подготовке специалистов для зарубежных стран лиди-руют Минский, Витебский и Гродненский государственные медицинские университеты, БГУ, Белорусский национальный технический универси-тет, Минский государственный лингвистический университет.

В соответствии с межведомственными соглашениями о сотрудничестве в области образования на эквивалентной основе осуществляется обмен студентами по 20 человек с Китайской Народной Республикой, по 5 чело-век с Республикой Польша и Социалистической Республикой Вьетнам. В результате договоренности между посольствами Республики Беларусь и Турецкой Республики ежегодно на летние курсы в Турцию для изуче-ния турецкого языка направляются по 15-20 студентов белорусских вузов, по 10 турецких студентов приезжают в Республику Беларусь для изуче-ния белорусского языка.

Значительная работа проводится по реализации Национальной про-граммы развития экспорта образовательных услуг. К 2010 г. предполага-ется увеличить прием иностранных граждан в учреждения образования на 56%, усовершенствовать учебно-материальную базу учебных заведений, в которых обучаются иностранные студенты, улучшаются бытовые условия.

Министерством образования и Министерством иностранных дел Рес-публики Беларусь утвержден совместный План мероприятий на 2006-2007 гг. по активизации работы по привлечению иностранных граждан на обучение в вузах Республики Беларусь.

Созданы и постоянно обновляются сайты вузов, в том числе на англий-ском языке, осуществляется реклама национальной системы образования путем участия учреждений образования в образовательных выставках и яр-марках за рубежом, распространения буклетов и иных рекламных материалов.

Учреждения образования республики принимают активное участие в 160 международных проектах и программах, что способствует развитию контактов, совершенствованию научно-исследовательской работы, академи-ческой мобильности преподавателей, научных сотрудников и студентов.

Проводится большая организационная работа по упорядочению моло-дежных студенческих обменов. Ежегодно около 3,5 тыс. ученых и 3 тыс. студентов Беларуси участвуют в международной деятельности за рубежом (конференции, семинары, стажировка, обучение и производственная прак-тика, спортивные и культурные мероприятия). Более 2,5 тыс. преподава-телей и студентов из зарубежных стран принимают участие в проводи-мых в Беларуси международных мероприятиях в области образования.

Действует около 800 прямых межвузовских договоров о сотрудни-честве с учебными заведениями, научными учреждениями и центрами зарубежных стран, в рамках которых осуществляется обмен опытом рабо-ты, рекламирование национальной системы образования и привлечение граждан на учебу в белорусские вузы.

mob_info