Л. Пантелеев "Как поросёнок говорить научился"(1 класс)

Один раз я видел, как одна совсем маленькая девочка учила поросенка говорить.

Поросенок ей попался очень умный и послушный, но почему-то говорить по-человечески он ни за что не хотел. И девочка как ни старалась — ничего у нее не выходило. Она ему, я помню, говорит:

— Поросеночек, скажи: «мама»!

А он ей в ответ:

— Хрю-хрю.

— Поросеночек, скажи: «папа»!

— Хрю-хрю.

— Скажи: «дерево»!

— Хрю-хрю.

— Скажи: «цветочек»!

— Хрю-хрю.

— Скажи: «здравствуйте»!

— Хрю-хрю.

— Скажи: «до свидания»!

— Хрю-хрю.

Я смотрел-смотрел, слушал-слушал, мне стало жалко и поросенка, и девочку. Я говорю:

— Знаешь что, голубушка, ты бы ему все-таки что-нибудь попроще велела сказать. А то ведь он еще маленький, ему трудно такие слова произносить.

Она говорит:

— А что же попроще? Какое слово?

— Ну, попроси его, например, сказать: «хрю-хрю». Девочка немножко подумала и говорит:

— Поросеночек, скажи, пожалуйста: «хрю-хрю»! Поросенок на нее посмотрел и говорит:

— Хрю-хрю!

Девочка удивилась, обрадовалась, в ладоши захлопала.

— Ну вот, — говорит, — наконец-то! Научился!

Урок литературного чтения в 1 классе

Л. Пантелеев «Как поросёнок говорить научился»

Цели деятельности учителя: ознакомить с содержанием произведения Л.Пантелеева «Как поросенок говорить научился», создать условия для формирования умения работать с текстом, навыков правильного чтения, способствовать расширению читательского опыта, воспитанию любви к животным.

Планируемые результаты образования:

Предметные:

понимать содержание прочитанного; уметь называть авторов и заглавия произведений, прочитанных в классе, выражать чувства.

Метапредметные:

Познавательные: общеучебные: овладение приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные: планировать решение учебной задачи, выстраивать последовательность необходимых операций; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения

Коммуникативные: уметь воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, оформлять идеологическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.

Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Ход урока

Мотивация к деятельности.

Мне учёный поросёнок

Целый час стихи читал.

Я спросил его: «Скажите,

Почему всегда молчите,

А сегодня вдруг решили

Вы со мной заговорить,»

Поросёнок удивился,

Поросёнок извинился.

И сказал он тихо мне:

«Потому что мы во сне…»

Постановка учебной задачи.

Ребята, поросята умеют разговаривать? (Нет)

А вот у Леонида Пантелеева есть рассказ, который называется «Как поросёнок говорить научился».

На этом уроке мы отправляемся в гости к писателю Леониду Пантелееву (вывешивается портрет).

Леонид Пантелеев- автор повестей, очерков, рассказов. Герои его произведений- ребята, обыкновенные мальчишки и девчонки. Писатель рассказывает интересные, увлекательные, поучительные и забавные случаи из их жизни, свидетелем которых он был сам.

Включение в систему знаний.

Чтение рассказа Л. Пантелеева «Как поросёнок говорить научился»

Чтение текста до слов6»Она говорит: «А что же проще? Какое слово?».

Как вы думаете, какое слово предложил автор? (предположения детей)

Давайте дочитаем текст до конца. Как вы думаете, это рассказ или сказка? Докажите. (это рассказ. Здесь описаны реальные жизненные события)

Вспомните в каких сказках встречаются герои-поросята? (С. Михалков «Три поросёнка», Биссет Дональд «Про поросенка, который учился летать». История про поросенка Г.Цыферов.) Учитель показывает книги с этими сказками.

Беседа с элементами выборочного чтения.

Назовите героев рассказа (Девочка, автор,поросёнок)

Какими словами начинается рассказ? («Однажды я видел, как одна маленькая девочка…»)

От чьего имени идёт повествование? (От лица автора)

Какой вы её себе представляете? (ответы детей)

Как девочка обращалась к поросёнку? (Поросёночек, скажи, пожалуйста)

Объясните, почему она так говорит? (Девочка очень любила поросёнка. Она была доброй и вежливой.)

Давайте проверим, кто был самый внимательный: какое слово девочка не просила сказать поросёнка? (На доске слова: мама, папа, дерево. солнце , цветочек, здравствуйте, до свидания, хрю-хрю)

Что отвечал поросенок девочке на ее вопросы? (Хрю-Хрю)

Почему он вмешался в разговор? (Автору стало жалко девочку. Он решил ей подсказать слово, которое поросёнок смог бы сказать)

Что ответил поросенок? (Хрю-Хрю)

Как отреагировала девочка на его ответ? (Она очень обрадовалась)

Что сказала при этом?(«Ну вот, наконец-то! Научился!»)

Как вы думаете, научился ли поросенок говорить?

Каких еще животных можно поставит на место поросенка? Какое слово они могли бы повторить?

Физминутка

Чтение рассказа по ролям. Пересказ в парах/

О чем не знала девочка из рассказа Пантелеева? Чему научил ее автор?

Рефлексия деятельности.

Выберите пословицу, которая подойдет к этому рассказу. (Выше головы не прыгнешь. Ученье свет, а не ученье – тьма. Не имей 100 рублей а имей 100 друзей!)

Сейчас мы с вами проявим все свое творчество и попробуем сделать титульный лист для этого рассказа. Нам нужно создать такую обложку для книги, чтобы она была красочной и интересной. В верхней строке мы должны указать имя и фамилию автора. В нижней строке название рассказа. Остальное место на листе должна занимать иллюстрация. Какой момент вы предлагаете изобразить на обложке?

Алексей Иванович Пантелеев (Л. Пантелеев, 1962г.)

Как поросёнок говорить научился

Один раз я видел, как одна совсем маленькая девочка учила поросенка говорить. Поросенок ей попался очень умный и послушный, но почему-то говорить по-человечески он ни за что не хотел. И девочка как ни старалась - ничего у нее не выходило.

Она ему, я помню, говорит:
- Поросеночек, скажи: "мама"!
А он ей в ответ:
- Хрю-хрю.
Она ему:
- Поросеночек, скажи: "папа"!
А он ей:
- Хрю-хрю!
Она:
- Скажи: "дерево"!
А он:
- Хрю-хрю.
- Скажи: "цветочек"!
А он:
- Хрю-хрю.
- Скажи: "здравствуйте"!
А он:
- Хрю-хрю.
- Скажи: "до свидания!"
А он:
- Хрю-хрю.
Я смотрел-смотрел, слушал-слушал, мне стало жалко и поросенка и девочку. Я говорю:
- Знаешь что, голубушка, ты бы ему все-таки что-нибудь попроще велела сказать. А то ведь он еще маленький, ему трудно такие слова произносить.
Она говорит:
- А что же попроще? Какое слово?
- Ну, попроси его, например, сказать: "хрю-хрю".
Девочка немножко подумала и говорит:
- Поросеночек, скажи, пожалуйста: "хрю-хрю"!
Поросенок на нее посмотрел и говорит:
- Хрю-хрю!
Девочка удивилась, обрадовалась, в ладоши захлопала.
- Ну вот, - говорит, - наконец-то! Научился!

Конспект занятия по развитию речи. (Весеннее)

(ІІ младшая группа)

Дроздова Маргарита Владимировна, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №21 "Золотая рыбка" с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей» (МБДОУ Д/с № 21), г. Ачинск.

Цель: продолжать развивать связную речь детей младшего дошкольного возраста, активизировать речь через игровые ситуации, расширять активный словарь, удовлетворять потребности детей в самовыражении и творчестве.

Программное содержание:

1.Побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками.

2.Учить образовывать глаголы от звукоподражательных слов.

3. Развивать речевое внимание, фонематический слух, артикуляционный аппарат.

Материал: мяч; флажок; шапочка поросенка; платок; разрезные картинки «домашние животные и птицы».

Ход занятия.

Ребята проходите. Хотите поиграть? Становитесь в круг, к нам пришло много гостей сегодня на занятие. Давайте познакомимся с гостями? (Игра «Меня зовут…», дети называют свое имя и передают флажок).

А кто знает, какое время года сейчас наступило? (весна).

Как теперь светит солнышко? (теплее, горячее, сильнее).

Пальчиковая гимнастика: «Утро настало, солнышко встало»:

Утро настало, солнышко встало.

Эй, братец, Федя,

Разбуди соседа.

Вставай Большак,

Вставай Указка,

Вставай Середка,

Вставай Сиротка,

И крошка, Митрошка.

Все потянулись

И детки проснулись.

Солнышко проснулось, греет горячее и весело запели птицы. Я прочту вам четверостишие, послушайте:

Воробьи по проводам

Скачут и хохочут.

Верно, строчки телеграмм

Ножки им щекочут.

Всего четыре строчки. Но сколько тут действий! Воробьи и скачут, и хохочут… Может, изобразим их? Покажем, как они высоко летят и поют: вьют, вьют, вьют. А потом, спикировав, радостно щебечут: фьют, фьют, фьют. А теперь вы. Когда я подниму руку вверх, будете петь: вьют, вьют, вьют, а когда опущу - фьют, фьют, фьют.

(Игра повторяется два - три раза.)

Дети, а кто знает, какая птица умеет подражать голосу человека (правильно, попугай). Поиграем в говорящих птиц. Образуйте круг, я в центре. Как говорящие птицы вы, поймав мяч, будете точно повторять мои слова.

(Воспитатель называет слово, выделяя какой-либо согласный звук, и бросает мяч одному из детей. Поймав мяч, ребенок в точности повторяет произношение и перебрасывает мяч вновь воспитателю.)

Примерные слова:

машшшина, шшуба, малышшш, зззонтик, козззлик, кубик, яяяблоко, медвежонок, доммм, сссамолет, доммм, сссанки, оссслик, лосссь, гусссь, соллль, ногааа, сссын.

Молодцы, проходите и садитесь удобно на свои стулья, а я вам расскажу историю, которую поведал писатель Леонид Пантелеев о девочке, учившей говорить поросенка. Он сам это видел. (Воспитатель читает рассказ).

«Как поросенок говорить научился».

Л.Пантелеев.

«Один раз я видел, как одна совсем маленькая девочка учила поросенка говорить. Поросенок ей попался очень умный и послушный. Но почему-то говорить по-человечески он ни за что не хотел. И девочка как ни старалась - ничего у нее не выходило.

Она ему, я помню, говорит:

- Поросеночек, скажи: мама!

А он ей в ответ:

- Хрю-хрю!

Она ему:

- Поросеночек, скажи: папа!

А он ей:

- Хрю-хрю!

Она:

- Скажи: дерево!

А он:

- Хрю-хрю!

- Скажи: цветочек!

А он:

- Хрю-хрю!

- Скажи: здравствуйте!

- А он:

- Хрю-хрю!

- Скажи: до свиданья!

А он:

- Хрю-хрю!

Я смотрел-смотрел, слушал-слушал, мне стало жалко и поросенка, и девочку. Я говорю:

- Знаешь что, голубушка, ты бы ему все-таки что-нибудь попроще велела сказать. А то ведь он еще маленький, ему трудно такие слова произносить.

Она говорит:

- А что же попроще? Какое слово?

- Ну, попроси его, например, сказать: «Хрю-хрю»

Девочка немножко подумала и говорит:

- Поросеночек, скажи, пожалуйста: хрю-хрю.

Поросеночек на нее посмотрел и говорит:

- Хрю-хрю!

Девочка удивилась, обрадовалась, в ладошки захлопала.

- Ну вот, - говорит, - наконец-то! Научился!»

После чтения рассказа, вопросы к детям:

Как вы думаете, поросенок действительно научился говорить? (Ответы детей).

Давайте разыграем эту сценку? Кто-то из вас сыграет роль девочки, а кто-то - поросенка. (Воспитатель - исполнитель роли автора, помогает разыграть сценку, подсказывая фразы. Игра повторяется по желанию детей два-три раза).

Так скажите мне ребята, что умеет делать поросенок? Правильно, только хрюкать. А воробей? Конечно, чирикать. А что умеет делать петушок, ворона, утка, цыпленок, корова, козочка, гусь, лягушка, кукушка, а кошка, а собака? (Ответы детей).

Молодцы!

И в заключении занятия поиграем в игру с разрезными картинками. Пожалуйста, разбейтесь по желанию по парам и подойдите к столам, на столах лежат разрезные картинки, попробуйте их собрать и вы узнаете какое животное или птица спрятались.

Итог занятия.

Вопросы к детям: Чем занимались? Чему научились? Что узнали нового? Какую картинку собирали?

Скачать:

Как поросенок говорить научился - рассказ Леонида Пантелеева, с которым стоит познакомить ребят младшего возраста. В ней автор описывает, как стал свидетелем необычного урока: девочка учила поросенка говорить. Чем увенчались старания юной учительницы, и как ей помог в этом рассказчик, прочтите вместе с детьми в сказке. Она учит наблюдать, не требовать от окружения невозможного, искать выход из любой ситуации, прислушиваться к советам взрослых и более опытных людей.

Один раз я видел, как одна совсем маленькая девочка учила поросёнка говорить. Поросёнок ей попался очень умный и послушный, но почему-то говорить по-человечески он ни за что не хотел. И девочка как ни старалась - ничего у неё не выходило.

Она ему, я помню, говорит:
- Поросёночек, скажи: «мама»!
А он ей в ответ:
- Хрю-хрю.
Она ему:
- Поросёночек, скажи: «папа»!
А он ей:
- Хрю-хрю.
Она:
- Скажи «дерево»!
А он:
- Хрю-хрю.
- Скажи: «цветочек»!
А он:
- Хрю-хрю.
- Скажи: «здравствуйте»!
А он:
- Хрю-хрю.
- Скажи: «до свидания»!
А он:
- Хрю-хрю.

Я смотрел-смотрел, слушал-слушал, мне стало жалко и поросёнка и девочку. Я говорю:
- Знаешь что, голубушка, ты бы ему всё-таки что-нибудь попроще велела сказать. А то ведь он ещё маленький, ему трудно такие слова произносить.

Она говорит:
- А что же попроще? Какое слово?
- Ну, попроси его, например, сказать: «хрю-хрю».
Девочка немножко подумала и говорит:
- Поросёночек, скажи, пожалуйста: «хрю-хрю»!
Поросёнок на неё посмотрел и говорит:
- Хрю-хрю!

Девочка удивилась, обрадовалась, в ладоши захлопала.
- Ну вот, - говорит, - наконец-то! Научился!

mob_info