Банковское бюджетирование на примере. Развитие системы бюджетирования в коммерческих банках на примере толубай

В современных условиях бюджетирование начинает играть ключевую роль в деятельности предприятия. Основная причина этого состоит в том, что время сверхприбылей прошло, и менеджмент должен “считать каждую копейку”. Для руководства многих компаний бюджетирование действительно становится насущной потребностью, назревшей необходимостью. По-другому просто не получается работать. Непонятно, сколько фирма зарабатывает. И если бухгалтерия показывает прибыль, то почему нет денег? Почему компанию постоянно лихорадит необходимость кредитоваться, и когда уже можно стать финансово самодостаточным, хотя бы в операционной деятельности? Этот и другие подобные вопросы часто задают собственники топ-менеджменту и вынуждают его уделять большое внимание постановке на фирме подробного финансового планирования.

Предлагаемое пособие предназначено бухгалтерам и аудиторам, студентам экономических специальностей, аспирантам, преподавателям, сотрудникам налоговых органов, банков, финансистам и всем интересующимся данной тематикой.

Пособие основано на современных принципах ускоренного эффективного запоминания и позволит в сжатые сроки получить качественные знания и успешно освоить материал.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Бюджетирование: самоучитель" Шевчук Денис Александрович бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Бюджетный цикл представляет собой совокупность действий субъектов бюджетирования по составлению финансового плана Банка, оперативному анализу и контролю его исполнения, а также по пересмотру и корректировке отдельных бюджетных статей.

Бюджетный цикл можно подразделить на два основных этапа. Это этап подготовки к процессу бюджетирования и непосредственно сам этап бюджетирования .

Рассмотрим подробно каждый из них.

Бюджетный цикл начинается с подготовительного процесса. На этом этапе выделяются следующие основные направления деятельности, а именно:

  1. Определение стратегических ориентиров деятельности банка в целом;
  2. Определение плановых значений макроэкономических показателей (анализ внешней среды);
  3. Определение стратегических ориентиров по бизнес-направлениям;
  4. Определение внутренних нормативов, в том числе по неоперационной деятельности.

К стратегическому планированию относятся первые три подэтапа подготовки к процессу бюджетирования. Зачем необходимо уделять столь пристальное внимание к стратегическому планированию?

Иногда стратегическое планирование в банке используется не более чем как для составления годового бюджета, и представляет собой скорее не цель, а средство ее достижения. В основном это происходит потому, что в условиях появления все новых и новых законодательных актов и изменений к ним, а также в связи с резкими изменениями внешней среды топ-менеджмент на оперативном уровне сталкиваться с необходимостью решения все более трудных и важных сиюминутных задач. Поэтому многие просто не видят необходимости в стратегическом планировании при столь стремительном изменении внешних условий, да и зачастую отсутствия времени на разработку этой стратегии.

Так, например, при сокращении доли банка на рынке, появляется такая тенденция, как агрессивное продвижение своих продуктов и услуг. А когда ухудшаются условия кредитования и растет невозврат кредитов, банки просто прекращают кредитование.

Причины этих действий можно легко понять, но подобная стратегия вряд ли способна изменить ситуацию к лучшему. Энергичное предложение банковских продуктов и услуг не приносит успеха, если эти продукты и услуги не удовлетворяют потребностям и возможностям потенциальных клиентов, а, возможно, и целям, поставленных учредителями перед банком. В результате сокращения объемов кредитования уменьшаются источники доходов банка. Но при этом не улучшается качество его кредитного портфеля. Эти меры не приносят желаемых результатов в первую очередь по тому, что их реализация основана на методе проб и ошибок. Напротив, программа действий и стратегия банка могут быть определены только после выработки соответствующих моделей поведения. Данный процесс реализуется через ряд взаимосвязанных решений, принимаемых в течение определенного периода, например года.

Стратегическое планирование представляет собой управленческий процесс поддержания соответствия между целями банка и имеющимися у него ресурсами в условиях постоянно изменяющейся рыночной обстановки и правил государственного регулирования.

Стратегические ориентиры представляют собой определение общего видения развития банка, приоритетных направлений его развития (приоритет в области активно-пассивных операций, отраслевой приоритет, региональная стратегия), позиционирования банка на рынке (концентрация на определенных направлениях бизнеса, клиентских сегментах и позиции на рынке). В рамках разработки стратегических ориентиров могут быть определены также прогнозные значения движения (размера) собственного капитала банка, планируемая норма прибыли на собственный капитал (рентабельность собственного капитала), рентабельность активов, финансовый рычаг (отношение заемных средств к собственному капиталу), а также другие показатели, которые руководство посчитает возможным использовать в качестве ориентиров для деятельности банка.

При этом стоит отметить, что банк не обязан в качестве стратегических целей использовать все выше указанные показатели. Возможно, будет задан только один показатель, например рентабельность собственного капитала.

Прерогатива в установлении стратегических ориентиров закреплена за Советом директоров. Именно он определяет, сколько и каких показателей использовать в качестве стратегических целей.

Также возможна ситуация, когда свои функции по установлению долгосрочных ориентиров Совет директоров полностью или частично делегирует Председателю Правления банка либо Бюджетному комитету.

Средний горизонт стратегических ориентиров, на который они устанавливаются, не должен превышать трех лет. Так как в противном случае вероятность достижения стратегических ориентиров снижается.

При этом любые стратегические цели должны отвечать следующим критериям:

  • быть конкретными;
  • быть измеримыми;
  • быть достижимыми;
  • соотносится с конкретным сроком достижения.

Таким образом, критерии отвечают за объективность установленных стратегических ориентиров.

Второй подэтап заключается в определении прогнозных значений внешней среды с целью выявления тех внешних факторов, которые способствовали развитию и росту эффективности банка в прошлом, а также их влияния на деятельность кредитной организации в будущем. Причем прогнозирование макроэкономических показателей возможно осуществлять посредством разработки ряда сценариев, определяющих их значения. Сценарии можно подразделить на оптимистические, пессимистические и наиболее вероятные. Исходя из этих вариантов руководством, в лице Бюджетного комитета, с учетом мнения аналитического подразделения банка, управления ликвидности или департамента маркетинговых исследований утверждается план макроэкономических показателей.

Большинство показателей внешней среды относится к экономической сфере деятельности, а именно:

  • прогноз уровня инфляции;
  • прогноз индекса РТС (ММВБ);
  • прогноз процентных ставок на рынке МБК;
  • прогноз учетной ставки Банка России;
  • прогноз ставок Mibor, MIACR, Libor, депозитных ставок банка России;
  • прогноз курса доллара США;
  • прогноз доходности государственных ценных бумаг, корпоративных векселей и др.

Эти показатели позволят Отделу бюджетирования при составлении бюджетов контролировать обоснованность прогнозных данных, предоставляемых соответствующими ЦФО.

Помимо экономических факторов следует выделить:

  • факторы законодательного характера (изменение уровня достаточности капитала, размеров резервных требований, уровня ставок ФОР, переход на международные стандарты отчетности, вероятность налоговой реформы);
  • факторы конкуренции (финансовое положение конкурентов, их планы развития на будущее, уровень банковских тарифов банков-конкурентов);
  • политические факторы (проведение предвыборных кампаний в органы власти различного уровня, наличие/отсутствие "личных" связей в госаппарате);
  • рыночные факторы (профиль клиента банка и его положение на рынке).

Факторами неэкономического характера нельзя пренебрегать. Их воздействие в российской действительности на деятельность банка обычно значительно выше, чем это может показаться на первый взгляд. Так, появление на региональном рынке крупного московского банка может стать для местной кредитной организации более серьезной проблемой, чем повышение уровня инфляции или процентных ставок на рынке МБК. Это и демпинговые цены на традиционные банковские услуги, и более широкий круг предлагаемых банковских операций, и поддержка со стороны администрации области, края взамен на инвестиции в регион и многое другое. Аналогичное негативное воздействие оказывает и отсутствие "своих" людей в органах власти, что может выражаться в частых проверках, более тщательном и придирчивом анализе проводимых банком операций со стороны контролирующих органов, невозможности обсуживать финансовые потоки бюджетных организаций и бюджета региона.

Опираясь на данный план показателей внешней среды, с учетом стратегических ориентиров, выработанных Советом Директоров, Бюджетный комитет, представленный начальниками ЦФО, разрабатывает более детальные количественные и натуральные ориентиры по каждому направлению деятельности банка на ближайшие три года с разбивкой по годам.

Необходимость разработки стратегических ориентиров по бизнес-направлениям продиктована, во-первых, тем, что следует детализировать по сферам, в которых работает банк, те стратегические цели, которые были установлены для банка Советом директоров. Во-вторых, конкретные долгосрочные цели по соответствующим бизнес-направлениям, определение приоритета развития того или иного направления позволяет более объективно и менее конфликтно решать вопросы корректировки финансового плана банка. При отсутствии таких ориентиров по сферам бизнеса решения будут приниматься исходя из уровня влияния и положения того или иного начальника в банке, что в явном виде порождает конфликтные ситуации из-за субъективности выносимых решений.

Данные ориентиры по бизнес-направлениям могут включать в себя следующие показатели:

  • минимальный/максимальный размер объема операций (например, кредитного портфеля, средневзвешенных остатков на счетах клиентов или рекламного бюджета, бюджета капитальных затрат, представительских расходов);
  • средневзвешенная процентная ставка привлечения/размещения;
  • средневзвешенный срок привлеченных/размещенных ресурсов;
  • приоритет в данной области по типу клиента (например, крупный, средний или мелкий, юридические или физические лица);
  • размер валютной составляющей в общем объеме привлечения/размещения;
  • доля данного вида бизнес-направления в общем объеме рабочих активов или структуре пассивов и др.

После определения стратегических ориентиров по бизнес-направлениям начальник Отдела бюджетирования выявляет несоответствия в представленных данных (например, значительные расхождения между объемами привлечения и размещения) и выносит на Бюджетный комитет предложения по их корректировке.

Для проверки реальности планируемой структуры баланса Отдел бюджетирования разрабатывает и использует внутренние нормативы, состав и ставки которых утверждаются Бюджетным комитетом. Внутренние нормативы подразделяются на общебанковские внутренние нормативы, необходимость определения которых продиктована контролем ликвидности, достаточности собственного капитала, открытой валютной позиции банка, эффективности работы ЦФО, а также других показателей деятельности банка, и на внутренние нормативы по неоперационной деятельности, расчет которых осуществляется в целях:

  • лимитирования (нормирования) отдельных видов неоперационных расходов, в том числе по ЦФО;
  • ускорения составления бюджетов неоперационных расходов по ЦФО и по банку в целом;
  • возможности моделирования оптимального размера административно-хозяйственных расходов в зависимости от уровня деловой активности банка и отдельных бизнес-направлений.

Список внутренних нормативов для каждого банка индивидуален и формируется в зависимости от потребностей конкретного банка, развитости аналитического блока и системы бюджетирования.

В качестве возможных общебанковских внутренних нормативов можно использовать нормативы, разработанные Банком России, а также разработанные сотрудниками кредитной организации для нужд банка, к примеру:

  • норматив достаточности капитала;
  • норматив мгновенной ликвидности;
  • норматив текущей ликвидности;
  • отношение работающих активов к неработающим активам;
  • отношение неоперационных расходов к операционной прибыли и др.

Перечень внутренних нормативов по неоперационным расходам, относимым на ЦФО, может быть достаточно большим. Это связано с тем, что большая часть административно-хозяйственных затрат имеет возможность нормирования. К тому же сам банк заинтересован в нормировании максимально большого количества неоперационных расходов.

В качестве нормируемых затрат можно рассмотреть следующий перечень:

  • стоимость оборудования рабочего места на 1 сотрудника;
  • стоимость канцелярских товаров на 1 сотрудника;
  • разовые канцелярские расходы на одного сотрудников при приеме на работу;
  • социально-бытовые расходы на 1 сотрудника;
  • страхование персонала на 1 сотрудника;
  • ремонт помещения на 1 кв.м.;
  • эксплуатационные и коммунальные расходы на 1 сотрудника;
  • стоимость подбора 1 сотрудника;
  • страхование помещений на 1 кв. м.;
  • амортизационные нормы по имуществу, в том числе по КС и оргтехнике;
  • норма использования автомобиля в зависимости от километража и его марки;
  • стоимость сопровождения программного обеспечения, внутренний ремонт и эксплуатация компьютерной и оргтехники;
  • стоимость пользования интернетом и электронной почтой на 1 сотрудника;
  • стоимость расходных материалов к оргтехнике и банковскому оборудованию на 1 сотрудника (возможно ранжирование в зависимости от отдела);
  • стоимость сотовой (пейджинговой) связи на 1 сотрудника в зависимости от занимаемой должности;
  • командировочные расходы (суточные, гостиница, проездные билеты) на 1 сотрудника в зависимости от занимаемой должности, места командировки;
  • норма охранных услуг на 1 кв.м.;
  • налог на имущество в размере 2% от среднегодовой стоимости имущества ЦФО;
  • налог на рекламу в размере 5% от объема оказанных рекламных услуг и др.

Расчет нормативов по неоперационным расходам, относимым на ЦФО, может осуществляться Отделом бюджетирования либо как среднемесячное значение фактических данных за предыдущие шесть месяцев, либо как директивная максимальная ставка, утвержденная Бюджетным комитетом. Внутренние нормативы пересматриваются не чаще одного раза в месяц.

Ряд внутренних нормативов по неоперационным расходам применяется не для всех ЦФО, что связано со спецификой деятельности отдельных подразделений. Так, по службе инкассации и транспортному отделу рассчитывается норматив по канцелярским расходам на одного сотрудника только для начальников этих подразделений, в то время как для водителей и инкассаторов он не используется.

Отдельно следует отметить, что в рамках расчета внутренних нормативов осуществляется определение трансфертных цен по привлекаемым и размещаемым ресурсам. Они также должны быть заранее определены, так как в зависимости от их уровня центры прибыли будут планировать объемы активных и пассивных операций. В отличие от стратегических ориентиров банка в целом и по бизнес-направлениям, а также внутренних нормативов (за исключением нормативов по неоперационным расходам) пересмотр уровня трансфертных цен может осуществляться ежемесячно.

Особенно это актуально для крупных банков, где масштабные проекты, планы развития банковских продуктов требуют не только привлечения значительных денежных ресурсов, но и существенных трудовых затрат, которые в свою очередь могут кардинально изменить финансовый результат той или иной банковской операции. Например, план увеличения кредитного портфеля за счет роста количества ссуд среднему и малому бизнесу влечет за собой дополнительный набор персонала в кредитный департамент, бухгалтерию (или бэк-офис), службу внутреннего контроля и в другие подразделения. Это в свою очередь ведет к необходимости не только создания нормальных условий их работы (оборудование рабочего места, канцелярские расходы, страхование, обучение, социально-бытовые расходы), но и увеличение банковских площадей, что требует уже инвестиционных затрат или дополнительных расходов по аренде площадей. Отсюда увеличиваются эксплутационные и коммунальные расходы и т.д. Как видно из примера, нормирование трудовых затрат наряду с внутренними нормативами и стратегическими ориентирами является важным элементом системы моделирования банковской деятельности. Конечно, найдутся оппоненты, которые будут утверждать, что далеко нелюбую банковскую операцию можно пронормировать по времени, например поиск новых клиентов или разработка новых банковских продуктов. Согласен, что существует определенный спектр творческой работы в банке, которую невозможно измерить с секундомеров в руках, так как каждый раз будут получаться совершенно различные результаты. Однако повышение стандартизированных, автоматизированных банковских операций значительно упрощает прогнозирование и расчет норм. К этому стремиться любой банк, так как высокое качество и быстрота проводимых операций является одним из основных преимуществ в конкурентной борьбе.

После построения модели развития банка начинается второй этап - этап непосредственного бюджетирования.

Первоначально осуществляется доведение Отделом бюджетирования утвержденных на Бюджетном комитете трансфертных ставок и внутренних нормативов по неоперационным расходам до всех ЦФО, если они были пересмотрены.

После этого центры финансовой ответственности начинают заполнение заявок на неоперационные расходы, а также форм бюджета операционной деятельности. В случае если вышеуказанные формы изменились, то Отдел бюджетирования направляет обновленные формы всем ЦФО вместе с информацией о трансфертных ценах и внутренних нормативах по неоперационным расходам. Следует отметить, что заявка на неоперационные расходы в основе своей включает натуральные показатели, такие, как занимаемая площадь ЦФО, количество сотрудников, планы по командировкам на бюджетируемый период, количество закрепленных за ЦФО телефонов, факсов, принтеров, компьютеров и т.д. Это в первую очередь связано с тем, что большая часть неоперационных расходов пронормирована, а, во-вторых, не каждый начальник знает, какой размер тех или иных неоперационных расходов относится на его подразделение, да и не его эта сфера ответственности. Полный перечень натуральных показателей, заполняемый ЦФО, представлен в "Заявке для планирования неоперационных расходов ЦФО" (Приложение №1).

Заполненные формы ЦФО отсылают в Отдел бюджетирования, который рассчитывает неоперационные расходы и капитальные затраты в денежной оценке на основании натуральных показателей, предоставленных ЦФО, и проводит анализ целесообразности запланированных неоперационных расходов и капитальных затрат. Целесообразность совершения расходов проверяется с позиции планируемого финансового результата подразделения, которое эти расходы прогнозирует, а также стратегических ориентиров и прогноза состояния внешней среды. Так, если центр прибыли (например, Департамент ценных бумаг) запланировал крупную рекламную кампанию, при этом предварительный финансовый результат, рассчитанный Отделом бюджетирования, почти нулевой или даже отрицательный, то начальник Отдела бюджетирования посоветует те или иные варианты выхода на заданный положительный уровень финансового результата, будь то перенесение рекламной кампании на более поздний период, либо увеличение активных операций на финансовом рынке. Из планируемых неоперационных расходов ЦФО формируется бюджет неоперационных расходов банка в целом.

Параллельно с расчетом неоперационных затрат и капитальных вложений Отдел бюджетирования проводит консолидацию представленных центрами прибыли данных о планируемых ими активно-пассивных операциях, а также совместно с сотрудниками Управления ликвидности и Управления рисками анализирует бюджет операционной деятельности по срокам и видам валют и подготавливает предложения на Бюджетный комитет по корректировке (оптимизации) бюджета операционной деятельности. Уже на этом этапе проверяется выполнение внутренних нормативов, а также соблюдение стратегических ориентиров.

Составленные Отделом бюджетирования бюджеты операционной деятельности, неоперационных расходов, относимых на ЦФО, и бюджет капитальных затрат банка, выносятся на рассмотрение Бюджетного комитета для последующей их защиты начальниками соответствующих ЦФО.

Бюджетный комитет либо утверждает вышеуказанные бюджеты и доводит плановые показатели до подразделений, либо отправляет бюджеты на доработку.

Для того чтобы сократить время и количество заседаний Бюджетного комитета, предлагаю Отделу бюджетирования с соответствующими ЦФО по спорным бюджетным статьям подготавливать несколько вариантов: оптимистический, пессимистический и наиболее вероятный либо вариант Отдела бюджетирования и вариант ЦФО. Тогда на Бюджетном комитете будет проще и быстрее утвердить вышеуказанные бюджеты.

Второй подэтап заключается в составлении финансового плана и бюджетов прибыли и убытков центров прибыли. Финансовый план представляет собой два основных бюджета банка: агрегированный бюджет баланса и агрегированный бюджет прибылей и убытков.

На основании утвержденных на первом подэтапе бюджетов Отдел налогового планирования рассчитывает налоговые платежи (по налогу на имущество, налогу на пользователей автомобильных дорог, налогу на добавленную стоимость, налогу на покупку иностранной валюты, налогу на прибыль и др.) на планируемый период и предоставляет в Отдел бюджетирования для формирования агрегированного бюджета прибылей и убытков.

Отдел бюджетирования подготавливает бюджет собственного капитала с учетом стратегических ориентиров, а также информации, полученной от учредителей, Председателя Правления Банка, и данных агрегированного бюджета прибылей и убытков.

Далее формируется бюджет баланса. При его составлении осуществляется окончательная балансировка активно-пассивных статей, проверяется выполнение всех утвержденных внутренних нормативов. Проект бюджета баланса помимо Отдела бюджетирования рассматривают и другие подразделения, отвечающие за ликвидность, риски и другие показатели деятельности банка.

Последним бюджетом, который формируется в рамках бюджетного процесса, является бюджет прибылей и убытков центров прибыли. Основной его особенностью является то, что он включает в себя доходы (расходы) от трансфертного ценообразования и распределенные аллокационные общебанковские расходы.

Здесь следует отметить, что помимо бюджетов прибылей и убытков центров прибыли составляется аналогичный бюджет по внутреннему банку, через который осуществляются все трансфертные операции. Только тогда суммарный финансовый результат всех центров прибыли и внутреннего банка будет равен финансовому результату агрегированного бюджета прибылей и убытков банка в целом. Данное равенство является дополнительным проверочным действием, которое совершает Отдел бюджетирования при составлении бюджетов.

Сформированный финансовый план, бюджет собственного капитала и бюджеты прибылей и убытков центров прибыли выносятся на утверждение Бюджетного комитета.

На этом этап составления бюджетов заканчивается. Общая схема составления бюджетов, их последовательность и взаимосвязи представлены в Приложении №2. Период данного этапа бюджетирования зависит от множества факторов: от размера банка, развитости филиальной сети, горизонта планирования, уровня автоматизации бюджетного процесса и др. Единственным условием здесь можно выделить то, что этап составления не должен "залезать" на планируемый период и быть по сроку существенно меньше горизонта планирования. Иначе, этап составления бюджетов будет занимать большую часть времени сотрудников Отдела бюджетирования, да и серьезно отвлекать сотрудников ЦФО от их основной работы. Такой порядок организации бюджетного процесса не позволит в полной мере осуществлять другие этапы бюджетирования, а именно: контроль и анализ исполнения финансового плана банка, своевременный пересмотр и корректировку бюджетов.

Хотя если бюджеты будут утверждаться в начале прогнозного месяца (на 2-3 рабочий день), то особой проблемы в этом не будет. Наоборот, точность планирования увеличиться, так как в распоряжении Отдела бюджетирования будут окончательные данные по счетам за период, предшествующий плановому.

Все это может привести к тому, что бюджетный процесс будет совершаться только ради себя самого, а не для принятия руководством более взвешенных решений. Топ-менеджмент банка не будет рассматривать бюджетирование как элемент управления деятельностью банка.

Поэтому необходимо разработать рабочую программу, которая будет включать в себя не только описание этапов составления бюджетов, но и сроки их выполнения. Это позволит очертить временные рамки бюджетного процесса, что положительно скажется на качестве планирования.

Пример рабочей программы составления месячного бюджета представлен в таблице №1.

Таблица №1.

Составление бюджета Банка. Рабочая программа. 8 дней 22.07.2002 31.07.2002
Расчет Отделом бюджетирования и утверждение на Бюджетном комитете трансфертных ставок и внутренних нормативов, в том числе нормативов по неоперационным расходам.
Направление Отделом бюджетирования в ЦФО форм бюджета операционной деятельности и заявок на неоперационные расходы.
1 день 22.07.2002 22.07.2002
Предоставление ЦФО в Отдел бюджетирования заполненных форм с разбивкой по видам валют и срокам привлечения-размещения. 1 день 23.07.2002 23.07.2002
Расчет Отделом бюджетирования неоперационных расходов и капзатрат в денежной оценке на основании натуральных показателей, предоставленных ЦФО, и проведение анализа обоснованности запланированных неоперационных расходов и капитальных затрат. 1 день 24.07.2002 24.07.2002
Проведение Отделом бюджетирования анализа активно-пассивных операций по срокам и видам валют и подготовка предложений по корректировке бюджета операционной деятельности.
Составление Отделом бюджетирования бюджета операционной деятельности, бюджета неоперационных расходов, относимых на ЦФО, и бюджета капзатрат банка.
1 день 25.07.2002 25.07.2002
Защита ЦФО своих бюджетов на бюджетном комитете и вынесение последним предложений о корректировке показателей рассматриваемых бюджетов. Утверждение бюджета операционной деятельности, бюджета неоперационных расходов, бюджета капзатрат и доведение плановых показателей до соответствующих ЦФО. 1 день 26.07.2002 26.07.2002
Подготовка Отделом бюджетирования бюджета собственного капитала, бюджета прибылей и убытков банка. Составление бюджета баланса и его балансировка. Составление бюджетов ПУ центров прибыли с применением трансфертного ценообразования и аллокации. 2 дня 29.07.2002 30.07.2002
Утверждение финансового плана, бюджетов ПУ центров прибыли на бюджетном комитете. 1 день 31.07.2002 31.07.2002

Третьим этапом процесса бюджетирования является "Контроль и анализ исполнения финансового плана банка и бюджетов отдельных ЦФО".

Функцию контроля осуществляет Отдел бюджетирования. Контроль подразделяется на два вида: постоянный и периодический.

Постоянный контроль выполняется за бюджетными статьями неоперационных расходов ЦФО. Это означает, что любой ЦФО, намеревающийся произвести тот или иной вид неоперационных расходов, должен получить согласие в виде визы "Бюджет позволяет" в Отделе бюджетирования, сотрудники которого сверяют с плановыми показателями представленные первичные документы на проведение расходов. В случае отсутствия или превышения бюджета сотрудник ставит штамп "Бюджет превышен" или "Бюджетом не предусмотрено", что будет являться сигналом для руководства о расхождении с утвержденным бюджетом неоперационных расходов. И тогда Председатель Правления либо его заместитель будет уже принимать решение о необходимости проведения незапланированных расходов после получения разъяснений от соответствующего ЦФО.

Периодический контроль осуществляется как внутри планового периода, например ежедекадная сверка фактических показателей с плановыми, так и по окончании планового периода.

Внутриплановый периодический контроль требуется для оперативного выявления расхождений с бюджетными данными и принятия действенных мер по устранению обнаруженных недостатков.

Контроль по окончании бюджетного периода представляет собой анализ исполнения бюджета. Здесь следует отметить, что отсутствие анализа, невыявление действительных причин отклонений от плановых значений бюджета крайне негативно сказывается на принимаемых руководством решениях, в том числе неправильном поощрении сотрудников банка.

Методика анализа, его глубина зависит от потребностей топ-менеджмента. В качестве примера можно привести следующие методики анализа исполнения бюджета: анализ наиболее крупных доходов (расходов), анализ иерархической структуры доходов (расходов), анализ динамики изменений статей дохода (расхода) и анализ тенденций изменений статей доходов (расходов).

При анализе эффективности работы филиальной сети рекомендуется проводить анализ общей структуры доходов (расходов), анализ и сравнение суммарных доходов (расходов) филиалов, анализ и сравнение однотипных доходов (расходов), а также анализ по методике "20/80", при котором определяются наиболее значимые статьи доходов (расходов) подразделения. Методика "20/80" позволяет акцентировать внимание руководства только на тех направлениях, которые действительно занимают большой удельный вес среди операций и могут влиять на финансовый результат подразделения и банка в целом. Благодаря этой методики банк имеет возможность освободить рабочее время своих сотрудников от анализа отклонений тех статей, доля которых несущественна.

Даже такой несложный, но детальный анализ позволяет не только выявлять отстающих, но и организовать на основе данного анализа действенный механизм мотивации. Так, например, в одном банке, активно развивающем кредитование среднего и малого бизнеса, мотивацию сотрудников кредитных отделов филиалов и дополнительных офисов организовали исходя из средневзвешенной ставки по кредитному портфелю банка в целом. При этом всегда оказывались филиалы, у которых средневзвешенная ставка кредитования была выше ставки по банку, - они поощрялись. И, естественно, были те, которые премию не получали, так как работали в среднем хуже, чем банк в целом. Поэтому каждое подразделение постоянно стремилось повысить эффективность своего кредитного портфеля, так как аутсайдеры в следующем отчетном периоде могли улучшить свои показатели и тем самым потеснить филиалы-лидеры. Таким образом, данная нехитрая мотивация кредитных работников стимулирует к росту доходности кредитного продукта банка в целом.

В случае выявления значительных отклонений от плановых показателей может потребоваться корректировка и пересмотр финансового плана банка или отдельных бюджетов ЦФО. Это могут быть как внутренние, так и внешние причины, например уволился менеджер по работе с VIP-клиентами и увел с собой часть клиентов или государство объявило дефолт по своим обязательствам. Пересмотр необходим для того, чтобы бюджет был адекватным и достижимым, чтобы бюджет постоянно оставался действенным инструментом управления деятельностью банка.

На данном этапе банк должен определить уровень отклонений, при которых требуется пересмотр бюджетных статей. Рекомендуется определить случаи отклонения (например, халатное отношение к составлению бюджетов, ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей) фактических данных от плановых, за которые сотрудник будет нести ответственность, в том числе и финансовую. Также следует установить возможную частоту пересмотра, так как в противном случае существует большая вероятность, что ЦФО будут постоянно просить доработать бюджет, так как они что-то забыли учесть, неправильно посчитали и т.д. В результате руководству будет предоставляться недостоверная, постоянно меняющаяся управленческая информация. Обычно при месячном горизонте бюджетирования корректировка должна происходить не более одного раза в течение отчетного периода, например внесение изменений возможно 20 числа каждого месяца во время контрольной проверки исполнения бюджета. Квартальный бюджет - не чаще, чем раз в месяц и т.д.

Таким образом, определив максимальные уровни отклонений, частоту пересмотра и причины отклонений, влекущие ответственность для сотрудников, система пересмотра и корректировки бюджета будет работать эффективно, предоставляя руководству достоверные плановые показатели деятельности банка.

В рамках пересмотра финансового плана необходимо отдельно остановиться на секвестре бюджета. Это результат осуществления пересмотра бюджетных статей. Особенностью секвестра является то, что пропорциональному сокращению подвергаются не все расходные статьи, а только незащищенные. Защищенные статьи расходов - это те расходы, проведение которых необходимо для осуществления банком своей деятельности и выполнения договорных обязательств, т.е. тех платежей, которые обязательны независимо от уровня активности деятельности банка. Так, к защищенным расходам можно отнести арендную плату, оплату счетов за телефонную, сотовую связь, перечисление налоговых платежей, оплату охранных услуг и т.д.

На данном этапе процесса бюджетирования Отдел бюджетирования, выявив образование значительного дефицита, выносит на Бюджетный комитет предложение о корректировке бюджета. Необязательно это должен быть секвестр, так как возможно комитет изыщет дополнительные источники покрытия дефицита. На Бюджетном комитете определяются варианты изменения бюджетных статей. После чего утвержденный скорректированный финансовый план доводится до соответствующих ЦФО.

На этом этапе бюджетный цикл заканчивается и… начинается заново.

Таким образом, подводя итоги, стоит сказать, что руководство должно вовлечь в бюджетный процесс как можно больше специалистов разного уровня, в том числе исполнителей. Так как только при совместных усилиях всего банка, а не только Отдела бюджетирования или руководства, данный инструмент управления сможет принести положительные результаты.

Приложение №1

Заявка для планирования неоперационных расходов подразделения (подразделение)

ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ с учетом внештатных сотрудников
ФИО Должность
1
2
3
Статья планируемого расхода Расшифровка мероприятий/позиции (натуральные показатели)
1 Перечень учебных и консультационных семинаров
2 Периодическая подписка, печатные издания, справочная литература
3 Площадь занимаемых помещений
4 Ремонт занимаемого помещения
5 Ремонт оборудования и мебели
6 Наименование имущества и оборудования, необходимого для работы ЦФО, в том числе арендованного
7 Наименование компьютерного и периферийного оборудования и программного обеспечения, необходимого для работы
8 Количество закрепленных за ЦФО телефонов, факсов
9 Количество рабочих мест
10 Наименование марки автомобиля и планируемый пробег (км)
11 Расходные материалы
12 Перечень информационных и консультационных услуг
13 Перечень внешних юридических услуг
14 Планы командировок
15 Представительские расходы
16 Рекламные мероприятия
17 Участие в выставках, конференциях
18 Прочие внешние услуги
19 Прочие хозяйственные расходы

Приложение №2
Схема составления бюджетных форм



Марков М.А.,
экономист, банковский
аналитик, социолог

За последнее время слово «бюджетирование» стало очень часто использоваться в российской деловой среде. Появилось много компаний, которые утверждают, что они активно используют технологию бюджетирования в своей системе управления.

Тем не менее на многих российских предприятиях, в том числе и в коммерческих банках, бюджетирования как такового нет. Точнее говоря, оно не работает или работает далеко не в полную силу, да и то в краткосрочной, и реже в среднесрочной, перспективе. Да, присутствуют отдельные элементы бюджетирования, но интегрированной системой бюджетирования мало кто из компаний может похвастать, в том числе коммерческие банки.

Для целей определения ключевых понятий системы и непосредственно процесса бюджетирования направлена подготовка настоящего цикла статей. Тема представляется еще более интересной на фоне нестабильной финансовой ситуации, когда сокращение расходов и поиск альтернативных источников доходов актуально как никогда.

В современной экономике принято говорить о трех стандартных финансовых бюджетах, которые
содержат сводную информацию о финансово-экономическом состоянии компании: бюджет доходов и расходов (БДР), бюджет движения денежных средств (БДДС) и бюджет по балансовому листу (ББЛ). Сразу нужно сказать, что эти термины не являются общепризнанными. Например, БДР некоторые компании называют бюджет прибылей и убытков, бюджет прибыли и т. д. БДДС могут называть кассовым бюджетом, бюджетом Cash Flow и т. д. ББЛ могут называть прогнозный баланс, бюджет активов и пассивов и т. д.

На самом деле, конечно же, неважно, как называть эти три финансовых бюджета. В то же время важно отметить тот факт, что система бюджетирования и сам бюджетный процесс в коммерческом банке несколько отличаются от систем бюджетного планирования на коммерческом (небанковском) предприятии. Определенную роль играет и тот факт, что ключевое значение в коммерческих банках, как правило, отдается не бухгалтерским, а управленческим формам отчетности, большинство из которых разработано с учетом специфики функционирования конкретного банка и пожеланий руководства кредитной организации. Соответствующим образом стоит относиться к бюджетному планированию в банках, при этом можно выделить следующие типовые для банков формы бюджетов:
1) бюджеты доходов и расходов (бюджеты АХР, ИД и КВ);
2) бюджет балансовый (бюджет активов и пассивов).

При этом, как было отмечено выше, ключевая роль отведена именно управленческому, а не бухгалтерскому учету. Следует отметить также и то, что в России тема бюджетирования как инструмента управления финансовой деятельностью предприятия недостаточно широко изучена и слабо освещена как в учебной литературе по теории финансов, так и в работах, помещенных на страницах журналов и газет, в прочих средствах массовой информации. Наиболее интересные работы можно встретить лишь в узком кругу переводных изданий и на специализированных семинарах. Вообще экономический анализ банковской деятельности в части ведения бюджетно-финансовой дисциплины является одним из наиболее интересных вопросов в сфере подготовки управленческой и финансовой отчетности в банках. Важно также, что временно исключая из сферы обсуждения технические особенности ведения бюджетно-финансовой дисциплины в кредитных организациях, будем опираться на технико-экономическую (небухгалтерскую) составляющую «ведения и контроля бюджетов» и ее анализ. Связано это, в частности, с тем, что практически используемое в современных российских банках (и не только) понятие «бюджет» более узкое. Большинство менеджеров оперирует этим понятием применительно к документу, формирующему в количественном выражении план доходов и расходов на календарный год. Таким образом, обобщая мнения российских и западных специалистов, в настоящей работе будем использовать следующее определение понятия «бюджет» – это формализованное выражение затрат и эффекта от совокупности утверждаемых плановых решений для компании в целом и в разрезе отдельных подразделений и сегментов деятельности. Бюджет не может существовать вне плана, как форма не может существовать вне содержания. С другой стороны, планирование на предприятии может осуществляться без составления сводного бюджета как разработка целевых показателей для отдельных подразделений и по отдельным сегментам производственно-хозяйственного цикла, без «сквозного» охвата бизнеса. Таким образом, с практической точки зрения бюджет представляет собой документ с цифрами, включающий в различной степени агрегации доходы, расходы и соответственно прогнозную прибыль. «Бюджетирование» в этом случае можно определить как систему управления банком посредством построения и исполнения взаимосвязанных бюджетов, отражающих в количественном и стоимостном выражении контролируемые аспекты деятельности отдельного подразделения или всего банка в целом. Бюджетирование является составной частью процесса финансового планирования, поскольку последнее включает в себя, помимо бюджетирования, конкретные мероприятия, направленные на достижение поставленных текущих либо стратегических целей и более широкий ряд показателей, необходимых для анализа и контроля деятельности банка или отдельного подразделения. Так, в состав финансового плана, помимо доходов и расходов, обычно включаются объемные и количественные показатели, например, объем выданных кредитов, количество привлеченных депозитов, размер и состав эмиссии банковских карт и т. п.

Максимально обобщив основные модели формирования бюджетов, выделим следующие:
«сверху вниз» – ключевые данные о планируемом уровне затрат всей организации формируются на уровне менеджеров высшего звена с учетом тактических и стратегических целей; «снизу вверх» – ключевые данные о затратах формируются в разрезе каждой структурной единицы на уровне менеджеров низшего звена и сводом передаются в головную организацию; «комбинированная» – основывается на ключевых особенностях вышеназванных моделей.

Бюджет текущих расходов (АХР) – это внутренний документ, устанавливающий максимально допустимые суммы текущих расходов на плановый период.

Бюджет инвестиционной деятельности – это внутренний документ, устанавливающий максимально допустимые суммы расходов банка по реализации инвестиционных проектов в составе одного или нескольких плановых периодов.

Бюджет капиталовложений – это внутренний документ, устанавливающий максимально допустимые суммы капиталовложений на плановый период.

Бюджет открытия – это внутренний документ, устанавливающий предельно допустимые суммы как по бюджету капиталовложений, так и по бюджету текущих расходов, планируемые на начальном этапе создания предприятия или нового структурного подразделения. Бюджет открытия должен обеспечить полное введение нового структурного подразделения в процесс работы всей организации и быть минимально достаточным для функционирования вновь созданного подразделения. Как правило, применяется при разработке финансовой части технико-экономического обоснования открытия новых филиалов, дополнительных офисов и т. п. Может подразумеваться так же, как бюджет инноваций.

Экономия средств – положительный остаток средств по конкретной статье расходов по итогам исполнения бюджета в прошлых отчетных периодах. Может быть использована на покрытие непредвиденных расходов в текущем периоде, если альтернативный источник привлечения средств не найден.

Центр финансового учета (ЦФУ) – единица учета по финансовой структуре, имеющая персонально ответственного менеджера. ЦФУ также называют центром ответственности (ЦО). ЦФУ классифицируются с точки зрения их отношения к доходной и расходной части бюджета банка. Наиболее общей классификацией является деление ЦФУ на центры прибыли и центры затрат.

Центр прибыли (ЦП) – структурное подразделение банка (или совокупность частей подразделений или группа подразделений), основной задачей которого является получение дохода от третьих лиц или привлечение ресурсов.

Центр затрат (ЦЗ) – структурное подразделение банка (или совокупность частей подразделений или группа подразделений), которые, как правило, обеспечивают поддержку, управление и обслуживание функционирования центров прибыли и непосредственно не приносят дохода.

Бизнес-направление – группировка центров прибыли и центров затрат по принципу полной принадлежности к некоторому внутреннему хозрасчетному бизнесу. За каждым бизнес-направлением закрепляется куратор из числа менеджеров банка высшего звена.

Центр инфраструктуры – группировка центров затрат, выполняющих однотипные функции, например обеспечивающие или управленческие.

Далее для получения самого общего представления о формировании бюджетов расходов в коммерческом банке и учитывая высокую эффективность иллюстративных материалов, предлагаю поэтапно рассмотреть порядок согласования и формирования бюджетов филиалов в форме графической схемы (рис. 1) на примере крупного банка («комбинированная» модель).

1. Итак, первоначальное формирование бюджетов текущих расходов и капиталовложений начинается на уровне филиала банка: каждое структурное подразделение на основании данных прошлого года (и особенно IV квартала), а также с учетом информации по имеющимся договорам и целевых установок, полученных от головной организации и топ-менеджмента банка, предоставляет на визирование главному бухгалтеру и директору (зам. директора, и.о. директора) филиала проект бюджета, каждый в своей части. Ответственный исполнитель, главный бухгалтер и директор филиала сводят полученные данные по формам бюджетов, утвержденных внутренними нормативными документами банка, после чего производят первичную оценку рациональности и «адекватности» составления бюджета.

2. После того, как руководство филиала подготовило первичный проект бюджетов расходов, оно вместе с приложенным ТЭО, включающим подробную расшифровку состава затрат, информацию о предварительных итогах исполнения бюджетов текущих расходов и капиталовложений за год, предшествующий плановому, с указанием причин, повлекших неисполнение плановых объемов ассигнований, направляет его в курирующую региональную дирекцию. Ответственные сотрудники региональной дирекции в свою очередь проводят анализ присланных проектов бюджетов и в случае необходимости производят необходимые уточнения и корректировки, уведомляя о них подведомственные филиалы. После приведения бюджетов филиалов в региональных дирекциях проекты бюджетов с пакетом необходимых документов и приложенными экономическими обоснованиями направляются уже непосредственно в бюджетно-финансовый департамент банка (БФД).

3. Этот этап является ключевым в процессе рассмотрения и согласования проектов бюджетов филиалов и ГК банка, так как именно на этом этапе БФД оценивает адекватность поставленных бюджетных планов, эффективность работ структурных подразделений банка, в случае необходимости проводится перераспределение расходных/доходных статей по центрам затрат (местам ценообразования), сверяются данные присланных проектов бюджетов с базой хозяйственных договоров, на основании которых непосредственно и планируется большинство статей расходов. На практике возможна ситуация, когда данную функцию для некоторых филиалов выполняет непосредственно курирующая региональная дирекция, правда, с согласованием с БФД.

4. Данный этап плавно вытекает из третьего и перетекает в пятый. Суть данного этапа заключается в согласовании проектов бюджетов с руководителями функциональных (читай – бизнес) направлений (далее – БН), с каждым по соответствующему направлению расходов. Руководители БН оценивают рациональность представленных проектов бюджетов по своим направлениям и в случае необходимости вносят корректировки с обязательным уведомлением об этом БФД. После завершения указанной проверки руководители БН по согласованию с руководителем БН «Региональные дирекции и филиалы» (исполнительный вице-президент) подписывают проекты и направляют данные пакеты вицепрезиденту, непосредственно курирующему бюджетный процесс и БФД.

6. Наконец, шестой этап – завершающий. Не позднее чем за пять дней(1) до начала планового периода проекты бюджетов расходов и капиталовложений филиалов с визами директора БФД и финансового руководителя БН «Региональные дирекции и филиалы» направляются на согласование вице-президенту, курирующему бюджетный процесс. Далее вице-президент представляет согласованные проекты бюджетов на утверждение президенту банка не позднее пятого рабочего дня первого месяца планового периода.

(1) Важно понимать, что сроки, установленные здесь в качестве примера, могут отличаться в зависимости от размера компании и особенностей ведения бюджетно-финансовой дисциплины.

7. В случае, когда президентом банка по каким-либо причинам не подписаны варианты присланных проектов бюджетов, цикл повторяется в зависимости от дальнейшего указания руководителя кредитной организации.

Типовыми уровнями агрегации (читай – бюджетов) в любых бюджетных системах(1) являются:
1) по видам (укрупненный функциональный – по направлениям расходования денежных средств);
2) постатейный (функциональный);
3) по подстатьям (напрямую указываются конкретные расходы).

Как правило, суть бюджетных уровней остается типовой для всех коммерческих банков, меняется только принцип составления бюджетного классификатора. Обозначения конкретных бюджетных уровней в различных организациях происходит по-разному: где-то цифровая кодификация, где-то буквенная, реже – смешанная. Причем формат кодификации бывает крайне сложным и экономически нерациональным как для использования, так и для понимания(2).

В конечном же итоге в независимости от того, на каком уровне согласованы расходы (как правило, это перераспределения, необходимые на покрытие статей расходов), решение об использовании бюджетных средств принимает дирекция по финансам во главе с финансовым директором, уполномоченным главой организации (президентом банка, председателем правления, директором, управляющим и т. п.) на решение любых финансовых вопросов кредитной организации с правом первой подписи и в конечном итоге отвечающим за финансовые результаты банка. Важно, что без принятия конечного положительного решения вышеназванными лицами никаких действий по движению бюджетных средств теоретически предприниматься не может. Если конкретные расходы (или доходы) не согласованы финансовым директором, их просто нет и не будет.

Типичными причинами невыполнения планов бюджетов по текущим расходам либо по капиталовложениям являются:
- внеплановый рост цен;
- потребности в дополнительных закупках;
- непредвиденное изменение налоговых ставок;
- элементарное несоблюдение бюджетно-финансовой дисциплины организации ответственными лицами организации (человеческий фактор);
- непредвиденное изменение условий по действующим хозяйственным договорам и по внутрифирменным нормативным документам;
- чрезвычайные расходы, «откаты»;
- вынужденные внеплановые расходы, связанные с изменением законодательства;
- прочие факторы (нестабильная финансовая и политическая обстановка в стране, регионе).

С учетом вышесказанного можно констатировать, что грамотно построенная финансовая структура банка позволяет эффективно управлять внутренними хозрасчетными «бизнесами» по следующей технологии:
1) через систему бюджетов центров ответственности для каждого бизнес

(1) Аналогию можно провести даже с бюджетной системой государства (двухуровневая / трехуровневая).
(2) О принципах формирования бюджетного классификатора читайте третью статью из цикла «Основы бюджетирования в коммерческом банке».

2) направления определяются плановые показатели их деятельности;
3)по истечении планового периода и учета фактического исполнения бюджетов анализируются результаты работы каждого ЦО и его вклад в развитие «бизнеса»;
4) проводится сравнительная оценка рентабельности «бизнесов»;
5) принимается решение о развитии наиболее прибыльных бизнес-направлений.

В качестве подведения итогов по рассмотренному вопросу предлагаю выделить основные плюсы внедренной системы бюджетирования на предприятии:

1. Наиболее важным, на наш взгляд, достоинством системы бюджетирования является полное подчинение всех финансовых потоков организации единой системе мониторинга и контроля расходования бюджетных средств. Это существенно влияет на снижение рисков организации.
2. Грамотно построенные и так называемые «расписанные» бюджеты позволяют контролировать и анализировать работу структурных подразделений компании в части ведения бюджетно-финансовой дисциплины, позволяя тем самым выявить более эффективные.
3. Косвенно относящимся к Банку, но при этом довольно интересным преимуществом ведения системы бюджетирования на предприятии является то, что само наличие «расписанного» бюджета выступает эффективным средством борьбы с так называемыми «откатами»(1), само существование которых, впрочем, довольно спорно. Бюджеты закупок обычно составляются на год, имеют разбивку на более короткие тактические промежутки – месяцы, кварталы, реже полугодия. Соответственно ни одна сделка не может пройти мимо казначейства, сверх бюджета или без согласования. А вносить коррективы в бюджеты текущих расходов помимо чрезвычайных обстоятельств считается плохой практикой и говорит прежде всего о слабом планово-аналитическом отделе компании со всеми вытекающими последствиями.
4. При использовании автоматизированного программного комплекса (автоматизированная система бюджетирования, к примеру, от EGAR или Sun Systems) ведение, контроль и анализ исполнения бюджетов даже по крупному многофилиальному предприятию возможно осуществить малым числом специалистов, что позволяет свести затраты на оплату труда сотрудников и оборудование дополнительных рабочих мест к минимуму, не ослабляя при этом уровень и качество мониторинга финансовых потоков организации.

Литература
1. Амириди Ю. Бюджетирование и управление эффективностью банковского бизнеса: три примера из практики // Банки и технологии. – 2004. – № 4.
2. Дискин И. Управленческий учет и бюджетирование в банке – дорогая игрушка или назревшая необходимость: [Электронная версия]. – Режим доступа: bankir.ru.

(1) Откат – особая техника клиентской аттракции. По сути представляет собой форму бонусного вознаграждения ключевых фигур в сфере ведения закупочной деятельности при достижении или потенциальном достижении взаимовыгодных результатов. В просторечии – взятка.

Также по этой теме.


Бюджетирование. Кожин В.А., Шагалова Т.В. и др.

Новгород: ННГАСУ, 201 6. - 2 45 с.

В учебном пособии дано краткое изложение дисциплины «Бюджетирование» в соответствии ФГОС 3+ ВО, ориентирующим на компетентностный подход к изучению экономических дисциплин. Материал изложен в доступной, наглядной и сжатой форме с использованием схем, таблиц, графиков и формул. В учебном пособии содержатся: конспект лекций список использованной литературы, контрольные вопросы, глоссарий и приложения. Учебное пособие предназначено для магистрантов, студентов вузов, изучающих экономические дисциплины. Оно также может быть полезно преподавателям, аспирантам и специалистам в их практической деятельности. Учебное пособие «Бюджетирование» «рассмотрено и одобрено на совместном заседании кафедр ФГБОУ ВПО Нижегородского архитектурно-строительного университета от « » 2016 г., протокол №. Рекомендовано к изданию в качестве учебного пособия для магистрантов, обучающихся по направлениям: 38.04.01 «Экономика», 38.04.02 «Менеджмент» и аспирантов, обучающихся по направлению 38.06.01 «Экономика».

Формат: pdf

Размер: 6,1 Мб

Скачать: Rghost

Содержание
Название разделов (модулей) Стр.
Введение 4
Раздел (модуль) 1. Теоретические основы бюджетирования 6
Тема 1.1. Состояние теоретических исследований бюджетирования по материалам 6
литературных источников
Тема 1.2. Мировая практика и место бюджетирования в системе управления 9
предприятием
Тема 1.3. Взаимосвязь и отличие бюджетирования от планирования, плана от 11
бюджета
Тема 1.4. Историко-диалектический подход к пониманию сущности 12
бюджетирования в России
Тема 1.5. Социально - ориентированная концепция развития экономики - основа для 14
обоснования цели бюджетирования
Тема 1.6. Бюджетирование как метод хозяйствования 16
Контрольные вопросы к разделу (модулю) 1 19
Раздел (модуль) 2. Организация бюджетирования 20
Тема 2.1 Анализ элементов бюджетирования как метода хозяйствования 20
Тема 2.2 Научные подходы и методы воздействия на персонал, используемые в 21
системе бюджетирования
Тема 2.3 Принципы бюджетирования 24
Тема 2.4. Функции бюджетирования 25
Тема 2.5 Организация как функция бюджетирования 25
2.5.1.Функция целеполагания бюджетирования 26
2.5.2 Структура управления бюджетированием 30
2.5.3. Делегирование полномочий 31
2.5.4 Организация долговременных партнёрских отношений на основе 39
многоорбитной структуры управления
2.5.5 Регламентация документооборота бюджетирования 41
Контрольные вопросы к разделу (модулю) 2 43
Раздел (модуль 3). Планирование как важнейшая функция 44
бюджетирования
Тема 3.1. Сущность планирования 44
Тема 3.2. Принципы планирования 47
Тема 3.3. Методология планирования в системе бюджетирования 49
Тема 3.4 Бюджетный процесс (цикл), бюджетный период, этапы планирования 52
Тема 3.5. Этапы процесса планирования 53
Тема 3.6. Состав сводного плана (бюджета) 55
Тема 3.7. Организация проведения мероприятий подготовительного периода 57
планирования
3.7.1. Проведение ретроспективного экспресс-анализа «издержки-объем- 57
прибыль»
3.7.2. Разработка плана инновационного развития предприятия 60
3.7.3. Разработка и утверждение цен на продукцию и услуги 65
3.7.4. Разработка и утверждение норм расхода ресурсов на продукцию и 74
услуги и нормативов затрат
Тема 3.8.Разработки планов основой производственной деятельности предприятия 75
3.8.1. Разработка производственной программы предприятия 75
3.8.2.План продаж 85
3.8.3. План производства и сбыта основной производственной деятельности, 86
подсобных и обслуживающих производств предприятия
3.8.4. Расчёт производственной мощности предприятия 88
3.8.5. Расчёт потребности основных и вспомогательных материалов и затрат 92
на их закупку и создание складских запасов
Тема 3.9 План по труду и бюджет фонда заработной платы 93
Тема 3.10. Разработка плана инвестиционной деятельности 100
3.10.1. План инвестиционной деятельности 100
3.10.2. Бизнес- план 104
Тема 3.11. План себестоимости продукции ПО
3.11.1. Расчёт бюджета общепроизводственных расходов 116
3.11.2. Расчёт бюджета общехозяйственных расходов 118
3.11.3. Калькулирование себестоимости продукции 122
3.11.4. Бюджет затрат на производство и реализацию продукции 123
Тема 3.12.План социального развития предприятия 127
Тема 3.13. Финансовое планирование 130
3.13.1 Теоретические основы финансового планирования на предприятии 130
3.13.2. Состав финансового плана 134
3.13.3 Порядок составления бюджетов, входящих в сводный финансовый 134
бюджет
Контрольные вопросы к разделу (модулю) 3 140
Раздел (модуль) 4. Контроль и анализ исполнения планов (бюджетов) 141
Тема 4.1. Организация системы учёта 141
Тема 4.2 Экономический анализ деятельности предприятия 145
4.2.1. Анализ выполнения плана по объему производства и реализации 148
продукции
4.2.2 Анализ показателей себестоимости продукции 151
4.2.3 Анализ факторов, влияющих на прибыль организации 154
4.2.4. Анализ финансового состояния предприятия 156
4.2.5. Рейтинговая оценка финансового состояния предприятия 169
4.2.6. Рейтинговая оценка финансового состояния центров финансовой 172
ответственности (ЦФО)
4.2.7.Модели диагностики прогнозирования банкротства 173
предприятия
Тема 4.3. Организация мотивации персонала в условиях бюджетирования 179
Тема 4.4. Организация контроля и регулирования процесса бюджетирования 189
4.4.1 Организация внутреннего контроля 189
4.4.2 Организация регулирования 192
Тема 4.5. Проблемы автоматизации бюджетирования 200
Контрольные вопросы к разделу (модулю) 4 208
Заключение 209
Список использованной литературы 211
Глоссарий 216
Приложения 225

Вопросы бюджетирования в последнее время наиболее остро встали перед руководителями многих коммерческих банков. Это обусловлено тем, что в в связи со снижением доходности банковских операций в условиях конкурентной борьбы за клиентов необходимо повышать эффективность деятельности своих организаций. Одним из способов достижения этой цели является применение или совершенствование системы бюджетирования.

Данная статья посвящена краткому изложению основных принципов комплексной технологии бюджетирования, полученной в результате обобщения опыта работы специалистов по бюджетированию многих банков и предприятий. Отличительной особенностью этой технологии является то, что ее разработка проходила при неуклонном следовании трем принципам:

  • Следование современным тенденциям в области управления коммерческой организацией.
  • Использование реальных технологий бюджетирования, проверенных на практике.
  • Проектирование системы автоматизации процесса бюджетирования совместно с разработкой его технологии.

Современные тенденции в области управления декларируют, что построение системы бюджетирования в настоящее время должно основываться на глубоком изучении рынка, понимании клиентуры и контрагентов банка, а также вовлечении в процесс бюджетирования и управления банком большого количества руководителей и специалистов разного уровня ответственности (см. Нильс Расмуссен, Кристофер Дж.Эйхорн "Бюджетирование сегодня: обзор и тенденции", John Wiley & Sons; 2000, ISBN: 0471392073).

Применение элементов практических технологий, наоборот, позволяет не отрываться от действительности, а применять механизмы, гарантированно дающие положительный результат. Использование практического опыта тем более ценно, что оно позволяет существенно снизить затраты при внедрении или совершенствовании системы бюджетирования.

Проектирование системы автоматизации одновременно с разработкой технологии бюджетирования позволяет проверить ее на предмет непротиворечивости и достаточности информации при ее реализации. Действительно, описание технологии бюджетирования в алгоритмах и информационных потоках позволяет устранить двусмысленность и нечеткость ее отдельных элементов.

Возможно, некоторым специалистам такой подход в разработке системы бюджетирования покажется несколько необычным. Однако, любая технология управления бизнесом (а бюджетирование является частью этой технологии) является результатом применения знаний и получения опыта конкретными руководителями и специалистами. Бюджетирование не является продуктом законотворчества, определяющим единые правила и нормы работы для всех.

Итак, рассмотрим вначале, какие понятия и технологии традиционно относятся к бюджету, а затем - какие трансформации они претерпевают при расширении области применения финансового планирования и контроля до задач по управлению бизнес-деятельностью банка в целом.

Бюджет, как финансовое отражение деятельности банка

Традиционно, когда говорят о бюджете, то имеют в виду постатейное планирование и учет доходов и расходов в разрезе Центров прибыли и Центров затрат. При этом основное внимание уделяется финансовому отражению деятельности банка. Итак, к основным понятиям бюджета относятся:

  • Центры учета, которые определяются как места возникновения доходов и расходов - Центры прибыли и Центры затрат. Состав и иерархия Центров учета определяет финансовую структуру банка, которая, как правило, не всегда совпадает с его организационной структурой. Например, Центром прибыли может являться как Управление по работе с клиентами, так и кредитный отдел. При этом они могут иметь различный состав доходных статей. Также выделяются Центры финансовой ответственности, включающие в себя функции как Центров прибыли, так и Центров затрат. Ими могут быть достаточно самостоятельные филиалы банка или специализированные проекты. Под Центрами финансирования или Центрами финансового управления обычно понимают Казначейство банка.
  • Бюджетный план, состоящий из статей доходов и расходов, является составной частью управленческого плана счетов. Состав статей бюджетного плана отражает взгляд руководства банка на то, какие показатели деятельности банка должны быть подвержены планированию и контролю. Обычно основой для разработки бюджетного плана в банках является Форма N102, содержащая широкий перечень статей доходов и расходов, а также статей по распоряжения прибылью или компенсации убытков.
  • Финансовый план или платежный календарь, разработка которого является завершающей стадией бюджетного планирования. В процессе разработки финансового плана (платежного календаря) выполняется агрегация значений бюджетных строк с однородными финансовыми инструментами в пределах планируемого бюджетного периода. Платежный календарь в свою очередь является исходной информацией для выполнения работ по управлению финансами, поскольку содержит в себе информацию о движении средств в разрезе финансовых инструментов, а не в разрезе статей доходов и расходов.

Традиционная технология бюджетирования ориентируется в первую очередь на финансовое описание деятельности банка. Различаются работы по постановке технологии бюджетирования и работы по ее исполнению:

  • Постановка системы бюджетирования начинается с построения финансовой структуры банка и разработки плана статей доходов и расходов. Затем те или иные статьи доходов и расходов закрепляются за ответственными специалистами и руководителями, которые заполняют их при планировании и учете. Консолидация бюджетных планов требуется в случае применения иерархической финансовой структуры банка. Таким образом определяется состав участников процесса бюджетирования и распределяются их роли в этом процессе.
  • Выделение прямых и косвенных затрат, постоянных и переменных доходов и расходов является важным элементом технологии бюджетирования. Результатом этой работы является группировка статей доходов и расходов, обусловленная не целями планирования и контроля, а определяемая применением сходных технологий планирования и учета. Например, доходы от расчетного или кассового обслуживания, комиссии от обслуживания кредитных карт во многом подвержены поведению клиентуры банка и являются переменными или условно постоянными статьями. В этом случае более применимы статистические методы планирования, базирующиеся на обработке исторических данных обслуживания клиентов. В свою очередь, затраты на аренду помещений, охрану и коммунальные услуги являются постоянными и планирование их целесообразно выполнять на основании заключенных договоров. Доходы от кредитования или работы с векселями являются прямыми доходами соответствующих Центров прибыли. При их планировании необходимо учитывать интегрируемую оценку риска, которая в бюджете может быть трансформирована в набор бюджетных планов, отражающих различные варианты развития событий (примеры планов: оптимистичный, пессимистичный, оптимальный).
  • Полный состав этапов при выполнении бюджетирования представлен в виде планирования, учета, контроля исполнения и анализа бюджета. В простейшем случае руководители обходятся учетом фактического исполнения и анализом бюджета.

Традиционные понятия и технологии бюджетирования ориентированы на финансовое выражение бизнеса банка в целом. При этом для планирования и учете значений статей бюджета используются такие понятия, как договора, заявки на приобретение техники, может выполняться нормирование труда сотрудников, учитывается сезонность востребованности банковских услуг. То есть используются понятия, не относящиеся напрямую к задаче финансового планирования.

Новые направления в области бюджетирования

В последнее время все больше уделяется внимания ряду задач из области управления бизнес-деятельностью, связанных с ориентацией бизнеса на потребителя, изучения рынка, "тонкого" планирования, а именно:

  • Управление эффективностью деятельности подразделений и персонала
  • Управление составом и качеством банковских услуг
  • Анализ клиентской базы
  • Анализ поставщиков товаров и услуг, а также контрагентов и партнеров по бизнесу.

Обычно эти задачи рассматриваются как самостоятельные и не связываются напрямую с бюджетированием. При этом связь между ними все же существует, поскольку любая из этих задач также может иметь свое финансовое выражение. Поэтому, если установить связь по финансам между бюджетом и различными направлениями по управлению бизнес-деятельностью, то можно говорить о новых технологиях бюджетирования, которые раздвигают границы финансового управления до масштабов комплексного планирования и учета бизнес-деятельности банка.

Рассмотрим, как можно решать эти задачи с применением технологии бюджетирования:

  • Управление деятельностью подразделений и персонала. Чтобы сформировать бюджет доходов и расходов в разрезе подразделений, необходимо выполнить переход от структуры доходов и расходов по Центрам учета (финансовой структуры) к доходам и расходам по подразделениям и филиалам (организационной структуре). С этой целью применяются различные алгоритмы распределения (разноски) значений статей бюджета. Например, доходы от кредитования могут быть распределены по подразделениям в соответствии с суммой окладов сотрудников, занятых в кредитовании (использование косвенного учета квалификации сотрудников); затраты на телефон удобно разносить согласно численности сотрудников в подразделениях. Часть доходов и расходов может быть автоматически перенесена от Центров учета на подразделения, если существуют локальные совпадения финансовой и организационной структуры банка. Наиболее характерные совпадения - это филиал в организационной структуре и соответствующий ему Центр финансовой ответственности в структуре финансовой. После выполнения таких разносок выполняется полноценный анализ эффективности деятельности подразделений и персонала.
  • Управление составом и качеством банковских услуг. Для решения этой задачи, а также для выполнения оценки доходности и эффективности бизнесов банка также возможно использовать результаты бюджетирования по Центрам учета. В этом случае выполняется разноска статей или прямое отнесение доходов и расходов на основании договоров, платежных документов и сделок в разрезе банковских услуг. При этом планирование доходов и операционных расходов удобнее производить в плоскости банковских услуг и продуктов, а затем отражать их в финансовой структуре бюджета по Центрам учета. Такой подход обеспечивает повышение качества информации как при планировании, так и при учете бизнес-деятельности банка.
  • Анализ и управление клиентской базой банка. Выполнить анализ клиентской базы банка можно на основании информации о доходности клиентской базы как по группам клиентов, так и индивидуально - для каждого. Для этого необходимо выполнить разноску доходной части бюджета в разрезе клиентов. Эта дополнительная разноска и прямой учет не составляет труда, поскольку исходная информация об исполнении бюджета всегда имеет ссылку на конкретного клиента или группу клиентов банка. После этого можно выполнять оценку структуры и качества клиентской базы, а также ранжирование клиентов и групп клиентов. Информация о клиентской базе также используется при планировании доходной части бюджета.
  • Анализ поставщиков, контрагентов и партнеров по бизнесу. Решение этой задачи также возможно с ориентацией на бюджетирование. Выявление выгодных и невыгодных контрагентов, надежных и ненадежных партнеров, отслеживание миграции контрагентов из одной классификационной группы в другую, также как и в случае с клиентской базой банка может быть основано на финансовой информации об исполнении бюджета.
  • Управление хозяйством банка. Существует распространенная практика, когда вносятся коррективы в понятие Центров затрат и Центров прибыли, классификацией их с точки зрения потребляющих и обеспечивающих подразделений. АХО, Управление автоматизации, Служба безопасности банка, являясь Центры затрат, в тоже время рассматриваются как обеспечивающие подразделения. Все остальные Центры учета (как Центры прибыли, так и Центры затрат) являются потребляющими. При таком подходе в систему бюджетирования включаются дополнительные механизмы разноски затрат, переносящие расходы обеспечивающих подразделений на потребляющие. При этом возможно не только использование механизмов разноски, но и прямое переотнесение затрат с обеспечивающих подразделений на потребляющие в случае целевых использований фондов. Бюджетирование по Центрам учета в плоскости обеспечивающих и потребляющих подразделений позволяет обеспечить эффективное управление материальными ресурсами банка, минимизировать закупочные цены на товары и услуги.
  • Управление ресурсами банка. Задача по управлению ресурсами банка имеет два вида связи с задачей бюджетирования. Во-первых, график платежей в разрезе финансовых инструментов является исходной информацией для Казначейства банка при выборе стратегии по управлению ликвидностью и рисками. Во-вторых, характеристика Центров учета в разрезе подразделений привлекающих ресурсы (пассивные операции) и подразделений их размещающих (активные операции) позволяет планировать и контролировать эффективность использования финансовых ресурсов банка. Для решения этой задачи выполняется разноска доходности размещаемых ресурсов в расчете на убыточность привлекаемых ресурсов. В случае применения внутреннего ценообразования при передаче ресурсов от одного подразделения к другому изменяется логика планирования доходов и расходов в этих центрах учета. В этом случае разноска доходов и расходов заменяется на учет прямых доходов и расходов между подразделениями. Бюджетирование в отдельных плоскостях как хозяйственных расходов, так и доходов и расходов от бизнес-деятельности позволяет получить более точную картину при оценке эффективности использования ресурсов. Это равнозначно относится как материальным, так и финансовым и трудовым ресурсам банка. Дело в том, что порой уровень накладных расходов становится соизмеримым с уровнем расходов от бизнес-деятельности в ряде Центров учета, что негативно сказывается при их оценке с точки зрения управления ресурсами.

Преимущество технологии комплексного бюджетирования заключается в том, что при таком подходе можно рассматривать эти задачи бюджетирования независимо друг от друга, сохраняя при этом целостность общей финансовой картины. Так, можно сосредоточиться на наиболее узком направлении деятельности банка и применять управленческие воздействия более целенаправленно, чем при использовании бюджета только в классическом его понимании. Например, в банке большие накладные расходы - необходимо акцентировать внимание на анализе и управлении хозяйством банка, плохо с привлекаемыми ресурсами - выполняется анализ деятельности контрагентов. Неважно обстоят дела с доходами - надо применить анализ банковских услуг и клиентской базы. При этом не происходит отрыва от центральной составляющей бюджетирования - его финансовой структуры. Эта структура является универсальной связующей и согласующей для всех составляющих направлений комплексной задачи бюджетирования. Таким образом, уделив внимание тому или иному направлению, можно переходить к другой по важности задаче, оставаясь при этом уверенным в том, что решенные задачи автоматически увязаны с другими.

Многомерный анализ бюджета

Существует еще один уровень управления бизнес-деятельностью, возникающий на пересечении информации по отдельным направлениям бюджетирования. Для выполнения такого рода анализа уже не нужны дополнительные разноски значений статей. Достаточно использовать для совместного анализа данные различных направлений:

  • Анализ доходов и расходов подразделений банка в разрезе банковских услуг. Это направление дает представление о том - какие услуги в каких подразделениях выполняются эффективней. Можно выполнить анализ участия различных подразделений в выполнении тех или иных банковских услуг. В результате выполнения такого рода анализа может быть обнаружено, что выгодней некоторые подразделения выделить в Центры финансовой ответственности, если основная часть операций сосредоточена в них. Также можно оценивать деятельность филиалов по доходности в разрезе банковских услуг. Эта информация может быть полезной при расчете внутренних цен на ресурсы и услуги.
  • Анализ доходов и расходов от клиентов и групп клиентов в разрезе банковских услуг. Он дает возможность управлять составом и качеством услуг в клиентской базе. Результаты анализа также являются ценной информацией при выполнении работ по расчете цен на банковские услуги. Эта информация незаменима при подготовке управляющих решений по изменению структуры групп клиентов в разрезах видов бизнесов банка.
  • Анализ доходов и расходов от операций с контрагентами или поставщиками товаров и услуг в разрезе банковских услуг или товарно-материальных ценностей. Здесь решаются задачи по выявлению миграцию контрагентов из выгодных в невыгодные по тем или иным услугам. Например, может оказаться, что с каким-либо контрагентом невыгодно стало работать по МБК, но зато стоит увеличить с ним объем операций по наличным операциям. Также можно выявить, что давний поставщик компьютерной техники для банка уже становится невыгодным и необходимо принимать решение о переориентации на другого поставщика.

В рассмотренной технологии бюджетирования остались незатронутыми вопросы по управлению активами, капиталом, ликвидностью, рисками. Это сделано не случайно, поскольку их решение возможно лишь применительно к Центрам финансовой ответственности, которым является банк в целом или достаточно самостоятельные филиалы. Также решение этих задач является иным взглядом на бизнес-деятельность банка - с позиций оценки и прогноза таких результатов деятельности банка, как надежность, устойчивость и т.д. Кроме того наблюдаются отличия и в технологии решения этих задач. Гораздо проще и более эффективно выполнять подобные оценки и расчеты, отталкиваясь от текущего финансового состояния банка. При этом первичная информация, используемая в процессе бюджетирования - договора, планируемые платежи, контракты и т.д. также может быть использована и для расчета прогнозируемого финансового состояния банка.

Другое отличие технологий заключается в том, что потребителями информации о надежности и устойчивости банка может являться не только руководство банка, но и внешние по отношению к банку субъекты: государство, налоговые органы, акционеры, клиенты. Поэтому для получения значений одних и тех же показателей могут применяться разные методики оценки деятельности банка. В этом и заключается отличие такого рода анализа от технологии бюджетирования бизнес-деятельности, поскольку бюджетирование ориентировано исключительно на задачи руководителя, управляющего бизнесом банка.

Предложенная технология является гармоничной схемой управления банком, основанной на комплексном бюджетировании. Эта модель является синтезом многих технологий и школ. Примечательной ее особенностью является то, что построение комплексной системы бюджетирования можно начать с малого и постепенно наращивать атрибутику бюджетирования, ясно понимая промежуточные этапы, а также конечную цель процесса совершенствования структуры управления банком. Придерживаясь предложенной технологии, можно постепенно перейти от финансового управления банком к полноценной системе управления его бизнесом. Для того, чтобы на практике применить эту технологию, необходимо решить ряд организационных и консультационных вопросов. Здесь необходимо как желание руководства банка внедрить эффективную систему бюджетирования, так и наличие квалифицированных специалистов, способствующих процессу внедрения системы. Единственный вопрос, который уже можно смело назвать решенным - это обеспечение технологии бюджетирования с точки зрения автоматизации ее процессов. Этот вопрос уже давно был исследован автором статьи и реализован на практике.

mob_info