Версии происхождения человека презентация. Презентация на тему: Теории происхождения человека










1 из 9

Презентация на тему: Происхождение человека

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Сотрудники лондонского Имперского колледжа заявляют, что жизнь на Землю «прилетела» из космоса. Их исследования показали, что составные части ДНК - внеземного происхождения.степень гибридизации ДНК человека и шимпанзе равна 90-98 %, человека и гиббона - 76 %, человека и макаки - 66 %; Обезьяны способны использовать предметы природы как простейшие орудия. Обезьяны имеют конкретное мышление, как и человекАнглийские ученые производили взвешивание человеческих тел до и после смерти. В результате этого эксперимента им удалось установить, что умершее человеческое тело теряет в весе 11 грамм. Это одно из доказательств существования душиЕсть мнение что мысль есть некий процесс в результате, которого человеческое тело выделяет некую энергию, которая, преобразуясь по средствам нервной системы, может в некотором смысле исторгаться из тела, преобразовываясь в виде фона, окружающего человека. Как правило, этот фон называется аурой.В организме человека существуют 80 000 тысяч генов

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТЕОРИЯ Человек происходит от животных предков – обезьяны. Сторонником этой гипотезы был английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин. В своем труде «Происхождение человека »,он на основе фактов доказал, что человек находится в родстве с обезьянами. Что человек и человекообразные обезьяны происходят от общих предков, живших в далекие времена. Эта гипотеза подтверждается многочисленными находками костных остатков древних человекообразных обезьян, первобытных людей.

№ слайда 6

Описание слайда:

Теория Творения Данная теория утверждает, что человек сотворен Богом, богами или божественной силой из ничего или из какого-либо небиологического материала. Наиболее известна библейская версия, согласно которой первые люди - Адам и Ева - были сотворены из глины. Эта версия имеет бьолее древние египетские корни и ряд аналогов в мифах других народов. Разновидностью теории творения можно считать также мифы о превращении животных в людей и о рождении первых людей богами. Ортодоксальная теология считает теорию творения не требующей доказательств. Тем не менее, выдвигаютсяразличные доказательства этой теории, важнейшее из которых - сходство мифов и легенд разных народов, повествующих о сотворении человека. Современная теология привлекает для доказательства теории творения новейшие научные данные, которые, однако, в большинстве своем не противоречат и эволючионной теории. Некоторые течения современной теологии сближают креационизм с эволюционной теории, полагая, что человек произошел от обезьяны путем постепенного видоизменения, но не в результате естественного отбора, а по воле Бога.

№ слайда 7

Описание слайда:

Теория внешнего вмешательства Согласно этой теории появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте ТВВ считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время. Более сложные варианты ТВВ предполагают: скрещивание иномирян с предками людей; порождение человека разумного методами генной инженерии; создание первых людей гомункулярным способом; управление эволюционным развитием земной жизни силами внеземного сверхразума; эволюционное развитие земной жизни и разума по программе, изначально заложенной внеземным сверхразумом. Существуют и иные в разной мере фантастические гипотезы антропогенеза, связанные с теорией внешнего вмешательства.

№ слайда 8

Описание слайда:

Теория пространственных аномалий Последователи данной теории трактуют антропогенез, как элемент развития устойчивой пространственной аномалии - гуманоидной триады "Материя - Энергия - Аура", характерный для многих планет Земной Вселенной и ее аналогов в параллельных пространствах. ТПА предполагает, что в гуманоидных вселенных на большинстве пригодных для жизни планет биосфера развивается по одному и тому же пути, запрограммированному на уровне Ауры - информационной субстанции. При наличии благоприятных условий этот путь приводит к возникновению гуманоидного разума земного типа. В целом трактовка антропогенеза в ТПА не имеет значительных расхождений с эволюционной теорией. Однако ТПА признает существование определенной программы развития жизни и разума, которая наряду со случайными факторами управляет эволюцией.

№ слайда 9

Описание слайда:

Слайд 1

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА
МБОУ «Лицей №12» г. Новосибирск учитель ВКК Стадничук Т.М.

Слайд 2


Говорят, что древнегреческий философ Диоген ярким солнечным днем, высоко подняв над головой зажженный фонарь, ходил по городу и пристально вглядывался в людей. Его спрашивали: «Кого ищешь, Диоген?» - «Ищу человека», - отвечал философ...
Вопрос о происхождении и предках волнует человека издавна и остается актуальным и в наши дни.

Слайд 3

НАУКА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
Сегодня исследования процесса становления человека идут по трем главным направлениям: Уточняются ветвления различных линий от общего предка на единой шкале развития человека, выделяются стадии возникновения человека современного. Исследуются биологические предпосылки и генетические механизмы трансформации предков человека и формирования отличительных свойств человека. Уточняется общая теория антропогенеза - процесса выделения человека из мира животных, изучается социогенез – процесс становления общества, антропосоциогенез – двуединый процесс развития человека и общества

Слайд 4

НАУКА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
Науки занимающихся исследованием проблем происхождения человека: история, философия, антропология, психология, генетика, культурология, демография. Научное исследование процесса происхождения человека (антропогенеза) было положено в начале XIX в. выходом книги Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» (1871). Ф. Энгельс обосновал положение о том, что именно труд стал решающим фактором превращения древнего предка человека в существо социальное. В XX в. эти идеи были объединены в общую концепцию биосоциальной природы человека
Ч. ДАРВИН

Слайд 5

НАУКА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
Теория космической природы жизни противостоит общепринятой концепции, утверждавшей возможность спонтанного возникновения жизни из неживой материи. Наиболее вероятной является идея, согласно которой жизнь на нашей планете никогда не зарождалась, а была занесена из космоса. Когда космические споры и бактерии попали на Землю, то ее условия, оказались настолько благоприятными, что они дали начало биологической эволюции. Это произошло в интервале между 4,6 и 3,89 млрд лет тому назад.

Слайд 6

ЭВОЛЮЦИЯ ГОМИНИДОВ
Современная наука относит начало процесса становления человека к появлению рамапитека (14-20 млн лет назад) – существа, которое жило в саванне и применяло орудия труда.
5-8 млн лет назад появляются австралопитеки, широко использовавшие частично обработанные орудия или найденные в природе.

Слайд 7

ЭВОЛЮЦИЯ ГОМИНИДОВ
От них около 2 млн лет назад произошел первый представитель рода Homo - Homo habilis, или Человек умелый. Был первым из наших предков, который стал регулярно изготавливать каменные орудия труда и перешёл на всеядность.
Вид Homo erectus - Человек прямоходящий появляется 1-1,3 млн лет назад. Он умел изготавливать довольно совершенные орудия охоты, овладел огнем, и, видимо, обладал речью.

Слайд 8

ЭВОЛЮЦИЯ ГОМИНИДОВ
Его прямым потомком и стал Homo sapiens, или Человек разумный (150-200 тыс. лет назад). На стадии кроманьонского человека (40-50 тыс. лет назад) вполне приблизился к современному не только по физическому облику, но и по уровню интеллекта, по способности организовывать коллективные формы трудовой деятельности, пользоваться высокоразвитой речью, а также по способности испытывать чувство сострадания к ближнему и пр.

Слайд 9


Космические факторы (солнечна активность, смена магнитных полюсов земли) Климатические факторы (тектонические, сейсмические, вулканические и радиационные катаклизмы) Изменение структуры и строения головного мозга (формирование собственного поведения)

Слайд 10

ПРИЧИНЫ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ У ГОМИНИДОВ
Влияние радиации на изменение стереотипов поведения (переход от растительноядной к мясной пище) Теория стресса (внешние и внутренние угрозы стимулировали развитие гоминидов) Трудовой фактор (труд как важнейший фактор общественного развития)

Слайд 11

ПРИЧИНЫ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ У ГОМИНИДОВ
Мозг человека устроен более сложным образом чем у животных (два полушария отвечают за разные функции) У животных оба полушария дублируют друга). У человека оба полушария действуют по разному.

Слайд 12

ПРИЧИНЫ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ У ГОМИНИДОВ
Все социальные факторы развития человека: труд, язык, сознание, нравственность и т. д., возможны только в обществе. Иными словами, человек становится в полной мере человеком только в единстве с другими людьми

Слайд 13

СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА
В процессе эволюции менялся не только способ поведения, но и формы организации человеческого сообщества. Первые коллективы были нестабильны и назывались человеческим стадом (напоминали поведение высших животных): совместно охотились, согревались в холодные дни, сражались за самку, продолжали род и воспитывали потомство

Слайд 14

СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА
Коллективы становились сплоченней и устойчивей, появилась новая форма совместной жизни – общество. Простые общества: основаны на кровном родстве, совместное владение имуществом, коллективный труд

Слайд 15

СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА
Постепенно происходит усложнение структуры общества: усложнение трудовой деятельности (более совершенные орудий, техники и технологии), специализация трудовых усилий, особое значение имели обычаи, табу, верования, мифы

Слайд 16

СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА
С переходом к производящему хозяйству, к оседлому образу жизни изменились и усложнились общественные отношения: в коллективах жили уже не родичи, а соратники по труду, появились отношения подчинения и управления, отношения обмена и союзов и др.

Слайд 17

СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА
Расселение гоминидов по земному шару В то же время увеличивается численность людей и идёт процесс их расселение по Земле.

Слайд 18

СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА
С усложнением жизни и отношений развивались продукты общества, его ценности: язык, искусство, мораль, религия Опыт предков накапливался и передавался из поколения в поколение. Решающая роль обычая в отношениях между людьми, обществом и природой. Табу – система запретов на определённые действия. Тотем – комплекс верований, мифов, обрядов и обычаев, связанных с представлением о родстве между человеком и животными, растениями.

Слайд 19


Человечество – общность народов, населяющих Землю, объединяющее всех представителей homo sapiens Античные философы: Человечество - общая судьба, берущая начало еще в доисторические времена. Единство человечества проявляется в заповедях универсальных мировых религий Человечество отождествляют с тем или иным культурным ареалом, например, «эллины» и «варвары»

Слайд 20

ВЗГЛЯДЫ НА СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Философы-просветители: Человечество как единое целое сложилось постепенно, в определенное историческое время. Народы постепенно входили в человечество. В качестве фактора развития человечества он выдвигал фактор совершенствования способностей человека (Ж.Ж. Руссо) «Человечество возникает тогда, когда эта общность осознается» (Г. Лессинг)

Слайд 21

ВЗГЛЯДЫ НА СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Предлагал соотносить любой поступок конкретного человека с идеей человечества как целью самой по себе, «человечество обладает гораздо большим потенциалом, задатками большего совершенства», нежели отдельный человек. (И. Кант) Основанием для единства человека стала религия (В.С. Соловьев)
В.С. СОЛОВЬЕВ
И. КАНТ

Слайд 22

ВЗГЛЯДЫ НА СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Совокупность племен, ощущающих внутреннее единство и говорящих на близких языках, - исторический тип, т. е. определенная изолированная культура с уникальными особенностями. В этом культурно-историческом типе философ и видел высшее и окончательное выражение социального единства (Н.Я. Данилевский) Единого человечества нет, народы живут в разновременном пространстве. Существует множество культур, а не единое человечество (О. Шпенглер)
О. ШПЕНГЛЕР
Н.Я. ДАНИЛЕВСКИЙ

Слайд 23

ВЗГЛЯДЫ НА СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Связывал поиски смысла жизни отдельного человека с общечеловеческой историей. Он считал, что победа над конечностью и смертью отдельного индивида обретается бессмертием человечества, причастностью каждого человека к этой категории через реальный вклад в культуру. (Н.Н. Трубников) Земля – единый корабль, человечество сплачивается в «коллектив землян» (К. Циолковский, В.И. Вернадский)
К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ
В.И. ВЕРНАДСКИЙ

Слайд 24

ВЗГЛЯДЫ НА СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Таким образом, если обобщить все мнения мыслителей о человечестве, то получается следующая схема:
Единая судьба народов, коллектив землян
Собирательное понятие. Общечеловеческое единство, связанное узами мозаики культур
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

Слайд 25

КУЛЬТУРОГЕНЕЗ
Человечество - результат биологической и социокультурной революции. Становление культуры – неотъемлемая часть становления человека и человечества Первой формой культурного творчества была магия (поклонения в виде обрядов); В основе творчества лежит способность человека создавать образы, символы, модели предстоящих действий. Постепенно формируется социальная память – совокупность накопленных знаний, ценностей, форм деятельности и др.

Слайд 26

КУЛЬТУРОГЕНЕЗ
Культура - свидетельство человеческих усилий и результат целенаправленного труда. Река - это природа, канал - культура. Кусок кварца - природа, наконечник стрелы - культура. Стон природен, слово - достояние культуры. Запах - природа, аромат и парфюмы - культура.
Культура - это специфика исключительно человеческой деятельности. Культура есть «вторая природа», она всегда социальна.

Данная теория утверждает, что человек сотворен Богом, богами или божественной силой из ничего или из какого-либо небиологического материала. Наиболее известна библейская версия, согласно которой первые люди - Адам и Ева - были сотворены из глины. Эта версия имеет бьолее древние египетские корни и ряд аналогов в мифах других народов. Разновидностью теории творения можно считать также мифы о превращении животных в людей и о рождении первых людей богами. Ортодоксальная теология считает теорию творения не требующей доказательств. Тем не менее, выдвигаютсяразличные доказательства этой теории, важнейшее из которых - сходство мифов и легенд разных народов, повествующих о сотворении человека. Современная теология привлекает для доказательства теории творения новейшие научные данные, которые, однако, в большинстве своем не противоречат и эволючионной теории. Некоторые течения современной теологии сближают креационизм с эволюционной теории, полагая, что человек произошел от обезьяны путем постепенного видоизменения, но не в результате естественного отбора, а по воле Бога.

Баева Кристина

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мифы и теории о происхождении человека Выполнила ученица 11 класса МБОУ Табарсукская СОШ Баева Кристина

С чего все начиналось Еще на заре истории человечества люди пытались понять, как они появились на Земле. Постепенно сложились мифы о происхождении людей от животных, растений, человекоподобных существ, о сотворении людей богами или фантастическими героями. Все многообразие мифов о происхождении человека названо антропогонией (от греческого «антропос» - человек и «гония» - происхождение).

Дела «времен сновидений» Примитивные народы жили в гармонии с природой, чувствуя свое родство со всем, что их окружало. С мифическим предком племени связывали всевозможные обряды, приносили ему жертвы. Предок племени называется тотем. О своем тотеме люди складывали легенды – тотемические мифы. Австралийские племена дали этой эпохе поэтическое название – «времена сновидений».

Египтяне о сотворении человека Египетская мифология начала формироваться задолго до возникновения классового общества. Один из египетских мифов рассказывает, что бог Птах задумал творение. Птах произвел на свет первых богов, затем создал землю и небо, людей, животных и растения. Он же создал первые города, построил храмы, возвел культы богов и обучил людей всему этому.

Прометей-отец человечества В греческой мифологии роль творца людей отводилась титану Прометею – брату восставшего против богов Атланта. Прометей вылепил маленьких людей из земли и воды по образу и подобию богов. Настал черед распределять способности между людьми и животными. Зевс поручил эту работу Эпиметею – глупому брату Прометея. Крепкие когти и зубы, отличный нюх и острое зрение, теплые шкуры и быстрые ноги достались животным. Человек же остался беззащитен и наг. И тогда Прометей выкрал у богов огонь для людей. Прометей дал людям ремесла, научил охотиться и пахать, а также писать, читать и считать.

Библейские сказания Согласно Ветхому Завету, бог создал человека на шестой день творения. Бог сотворил человека из праха земного по своему образу и подобию и назвал его Адамом. Бог поселил Адама в райском саду, где обитали все звери и птицы. Но не было там никого, равного человеку. Тогда бог навел на Адама сон, вынул у него ребро и сотворил из ребра женщину, позже нареченную Евой. От Адама и Евы произошли все люди.

Место человека в систематике животного мира Люди относятся к царству животных, к типу позвоночных, к классу млекопитающих. Класс делится на 20 отрядов. Человека причисляют к отряду приматов. В этом отряде есть семейство гоминидов, включающее все древние вымершие виды людей и современного человека.

Родственники или предки Человекообразные обезьяны имеют много общего с человеком: похожее строение скелета и зубов, ДНК шимпанзе и человека сходны на 99%. В плане родства дальше всех отстоят орангутаны, а ближе всего бонобо.

Кто же он, далекий предок? Недалеко от Каира (Египет) были найдены фрагменты останков предков узконосых обезьян – парапитека Фраасова и проплиопитека геккелевского. Эти вымершие обезьяны были предшественниками плиопитеков, останки которых обнаружены в ряде стран

Предвестники антропологии В XVIII в. естествоиспытатель и систематик живой природы К. Линей, классифицируя животных, объединил в одну группу человека и человекообразных обезьян. Но и он не сомневался в божественном происхождении всего живого и его неизменности со времен создания. Сторонником эволюции был М. В. Ломоносов, видевший в окаменелостях доказательство того, что раннюю Землю населяли иные животные, предки современных видов.

Учение Чарльза Дарвина Знаменитый английский естествоиспытатель Ч. Дарвин (1809-1882) во время пятилетнего путешествия вокруг света собрал богатейший материал, который вместе с результатами ряда сельскохозяйственных опытов стал основой теории, изложенной им в книге «Происхождение видов». Дарвин попытался объяснить, как происходило превращение древней обезьяны в человека.

Радиация… Чтобы возник новый вид, нужно, чтобы у отдельных особей исходной формы накопилось достаточно случайных наследственных изменений, полезных для выживания. Каждое такое изменение – мутация – возникает довольно редко, а благотворные мутации еще реже. Радиацию, возможно, вызвали тектонические процессы. В Восточной Африке, на родине человечества, как раз находится самый большой разлом земной коры, возникший около 6 млн.лет назад.

… или стресс??? Рассмотрим еще «теорию стресса». Ее автор, академик Д. К. Беляев, заметил, что животные, содержащиеся в неволе, через несколько поколений приобретают схожие наследственные признаки, например изменение окраски шерсти.

Процесс очеловечивания Процесс очеловечивания наших животных предков, называемый гоминизацией, занял несколько миллионов лет. Человеческая фигура выпрямилась. Руки стали короче, а плечи - шире. Ноги, напротив, удлинились. Стопа преобразовалась в сводчатую. Увеличился мозг. Мощные клыки и челюсти стали уменьшаться.

Настоящие «маугли» Ученые давно заметили, что у людей инстинкты развиты гораздо хуже, чем у животных. Только живя среди людей, общаясь с ними, подражая им, ребенок сможет вырасти полноценным членом общества. В противном случае он останется животным. Доказательством тому могут послужить десятки историй о «диких детях» - «маугли». Заблудившись в лесу или потерявшись в самом раннем возрасте, эти дети были воспитаны зверями.

Снежный человек Тысячи сообщений о встрече со снежными людьми поступают со всех концов света. Часть этих сведений – мистификация, но есть и заслуживающие внимания факты – фотографии, киносъемки, слепки следов. Подобные существа обитают не только в горах, но и в джунглях, и в северных лесах, в Африке и даже в Австралии. Официальная наука пока не признала существования снежного человека. Так что вопрос о существовании снежных людей остается открытым.

Эволюция продолжается За последнюю сотню с лишним тысяч лет, с момента возникновения человека современного типа, мы почти не изменились. Однако эволюционные процессы продолжаются. Наше телосложение становится более изящным, туловище укорачивается, уменьшаются челюсти и зубы, и увеличивается мозговая полость черепа, мизинцы на ногах становятся меньше.

Эволюция продолжается…

Cлайд 1

Г. Волжский 2009 год. Выполнили: Обучающееся 11 А класса МОУ СОШ № 36 Новикова Ольга Плотников Андрей Почтарёв Валера Руководитель: Топчиева Людмила Михайловна, учитель Биологии МОУ СОШ № 36. Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 36 имени Героя Советского Союза В.Г. Миловатского города Волжского Волгоградской области.

Cлайд 2

Оглавление: Введение: 1. Цель и задачи деятельности. 2. Вопросы проекта. Освещение проблемы с научной и религиозной точки зрения: 1. О создателе эволюционной теории – о Чарльзе Дарвине; 2. Бог как творец мира. 3. Происхождение человека путём длительной эволюции; 4. Божественное происхождение человека; 5 .Сходства человека с животными (научная точка зрения); 6. Отличия человека от животных (религиозная точка зрения). 7. Закончена ли эволюция в настоящее время? Выводы и рекомендации по использованию данной работы. Источники информации.

Cлайд 3

Введение. Выбор нашей темы не случаен. Всё больше учёных признают, что эволюция не факт, и что скорее всего доказать её никогда не получится. Конечно, доказать сотворение мира Богом тоже, скорее всего, невозможно, но мы приблизились к тому, что все начинают понимать, что обе теории основаны на вере. Изучение главы «Эволюция человека» в 11 классе курса «Общая биология» должно базироваться на разных аспектах, а не только на естественнонаучных, в основе которых лежат труды Ч. Дарвина «Происхождение видов» и «Происхождение человека и половой отбор». Поэтому актуальность настоящей работы обусловлена тем, что демонстрируя слайды можно добиться хороших результатов в понимании и объяснении данного вопроса.

Cлайд 4

Цель нашего проекта: Научиться отбирать факты, доказывающие разные версии происхождения человека. Выразить своё мнение в отношении появления человека на Земле. Создать презентацию к теме «Эволюция человека». Познакомить желающих с этой работой. Для выполнения цели был поставлены следующие задачи: Рассмотреть теоретический материал по теме «Эволюция человека». Найти и проанализировать информацию Выбрать необходимое, сделать вывод и использовать полученные сведения и умения. Использовать программное обеспечение (Microsoft Office PowerPoint). Нами были поставлены следующие вопросы, ответы на которые мы хотели получить в процессе работы: Что мы можем узнать о Ч. Дарвине и о Творце? Кто мы и откуда взялись? Что представляет из себя человек? Закончена ли эволюция в настоящее время?

Cлайд 5

II. Освещение проблемы с научной и религиозной точки зрения. 1. О создателе эволюционной теории – о Чарльзе Дарвине. Чарльз Роберт Дарвин (1809-1882) - английский натуралист и путешественник, заложивший основы современной эволюционной теории и направления эволюционной мысли, носящего его имя (дарвинизм). В своей теории, первое развёрнутое изложение которой было опубликовано в 1859 году в книге «Происхождение видов» (полное название: «Происхождение видов посредством естественного отбора, или выживание благоприятствуемых рас в борьбе за жизнь»), Дарвин придавал первостепенное значение в эволюции естественному отбору и неопределённой изменчивости. Ч. Дарвин происходил из нонконформистской среды. Хотя некоторые члены его семьи были вольнодумцами, открыто отрицавшими традиционные религиозные верования, он сам поначалу не подвергал сомнению буквальную истинность Библии. Он ходил в англиканскую школу, затем в Кембридже изучал англиканскую теологию, чтобы стать пастором, и был полностью убеждён телеологическим аргументом Уильяма Пейли, согласно которому разумное устройство, видимое в природе, доказывает существование Бога. Однако его вера начала колебаться во время путешествия на «Бигле». Он подвергал сомнению, всё что увидел, удивляясь, например, прелестным глубоководным созданиям, сотворенным в таких глубинах, в которых никто не смог бы насладиться их видом, содрогаясь при виде осы, парализующей гусениц, которые должны послужить живой пищей для её личинок. В последнем примере он видел явное противоречие представлениям Пейли о всеблагом мироустройстве. Путешествуя на «Бигле», Дарвин всё ещё придерживался религиозных взглядов и вполне мог ссылаться на авторитет Библии в вопросах морали, однако постепенно начал рассматривать историю творения, в том виде, в котором она представлена в Ветхом завете, как ложную.

Cлайд 6

Теория Дарвина объясняла происхождение видов, а человек - один из видов животного царства. Свои мысли он изложил в замечательном труде "Происхождение человека и половой отбор" (по существу, это две самостоятельные работы), являвшемся продолжением книги "Происхождение видов", в которой он лишь затронул вопрос о родословной человека, из практических соображений считая преждевременным обнародовать свои взгляды на происхождение человека. Дарвин писал Уэллсу: « Вы спрашиваете, буду ли я обсуждать «человека», думаю обойти весь этот вопрос, с которым связано столько предрассудков, хотя и вполне допустимо, что это наивысшая и самая увлекате-льная проблема для натуралистов». Систематически собирать материалы о происхождении человека Дарвин начал в 1837 году. Относился он к этой сложнейшей проблемы, затрагивающей чувства многих людей, очень серьёзно и считал, что для публикации выводов необходимы веские обоснования. "Было бы совершенно бесполезно для успеха книги ("Происхождение видов" - Р.В.), даже положительно вредно, выставлять напоказ свои воззрения о происхождении человека, не подкрепив их никакими доказательствами", - писал Дарвин, хотя в "Происхождении видов" он не собирался скрывать, что его книга может "пролить свет на происхождение человека", как первоначально предполагал Дарвин. Лишь после многолетнего обдумывания проблемы он в 1869 году приступил к её изложению. Вопрос о происхождении человека Дарвин рассматривал в русле развития жизни, то есть с естественнонаучных позиций, и обосновал положение, согласно которому человек появился в результате эволюции животного царства, а его не столь отдалёнными предками были млекопитающие. "Придерживаться другого взгляда - значит принимать, - утверждал Дарвин, - что наше собственное и строение всех животных вокруг нас есть ловушка, придуманная для затемнения нашего рассудка!"

Cлайд 7

По возвращении он приступил к сбору доказательств изменяемости видов. Он знал, что его религиозные друзья-натуралисты считают подобные взгляды бредом, подрывающим чудесные объяснения социального порядка, и знал, что столь революционные идеи будут встречены особенно негостеприимно в то время, когда позиции Англиканской церкви оказались под огнём радикальных диссентеров и атеистов. В тайне, развивая свою теорию естественного отбора, Дарвин даже писал о религии как о племенной стратегии выживания, однако всё ещё верил в Бога как в верховное существо, определяющее законы этого мира. Его вера постепенно ослабевала со временем и, со смертью его дочери Энни в 1851 г., Дарвин, наконец, потерял всякую веру в христианского бога. Он продолжал оказывать поддержку местной церкви и помогал прихожанам в общих делах, однако по воскресеньям, когда вся семья направлялась в церковь, уходил на прогулку. Позже, когда его спрашивали о религиозных взглядах, Дарвин писал, что никогда не был атеистом, в том смысле, что не отрицал существо- вание Бога и, что, в целом, «было бы более правильно описать состояние моего ума как агностическое». Теория эволюции завладела умами многих ученых, которые начали применять ее ко всем отраслям науки, вплоть до истории (Маркс) и психологии (Фрейд). Со дня появления теории эволюции прошло уже почти полтора столетия, и за это время дискуссия эволюционировала, адаптировалась, видоизменялась, но по-прежнему не прекращалась. Первый «антидарвиновский» процесс, вошедший в историю как «обезьяний процесс» состоялся в 1925 году в США. Губернатор штата Теннеси тогда подписал новый закон, запрещавший «преподавать любую теорию, которая отрицает историю божественного создания человека, описанную в Библии, и учить вместо этого тому, что человек произошел от более низкого класса животных». С тех пор и до наших дней подобное случается с завидной регулярностью на разных концах света.

Cлайд 8

2004 года в Италии разразился настоящий национальный кризис, после того как министр образования Летиция Моратти объявила, что, по ее мнению, необходимо отменить изучение теории Дарвина в средней школе. Реакция последовала незамедлительно; министру пришлось отказаться от своих намерений и создать комиссию во главе с лауреатом Нобелевской премии 1996 года Ритой Леви-Монтальчини для работы над новым проектом школьной программы. В сентябре 2004 года в Сербии министр Лиляна Чолич распорядилась исключить из программы восьмого класса средних школ Сербии теорию происхождения видов Чарльза Дарвина. Решение Лиляны Чолич - профессора филологического факультета Белградского университета - вызвало волну протеста в научных, преподавательских и учительских кругах Сербии. С протестами выступили и несколько ведущих партий, заявив, что «замена научно обоснованной теории Дарвина на церковную догму» отбрасывает страну на столетия назад. Министр подала в отставку, и дарвинизм из учебников не изъяли. Л.Чолич впоследствии объясняла, что ее неправильно поняли, и что речь шла лишь о необходимости уточнить, в каком классе и в каком объеме следует преподавать в школе теорию Дарвина. В 2005 году пять учителей начальной школы города Мерсин на юге Турции были оштрафованы за преподавание дарвинизма и «попрание религиозных чувств учеников». Жалобу на учителей в Минобразование направил имам местной мечети.

Cлайд 9

2. Бог как творец мира. Православное догматическое богословие учит, что Бог является Первопричиной, или Виновником бытия мира. Это означает, что мир, как совокупность всего конечного бытия, существующего в пространстве и во времени, имеет причину своего бытия в Боге, и не возник каким-либо образом сам собою, беспричинно или случайно. Когда речь заходит о возможности существования Бога, Библия говорит о том, что есть люди, которые видели достаточно доказательств, и тем ни менее, отвергают истину о Боге. С другой стороны, для тех, кто хочет знать, есть ли Бог, Он говорит: «И взыщите Меня и найдете, если взыщите Меня всем сердцем вашим. И буду Я найден вами». Ниже приведены аргументы в пользу существования Бога: В течение всей истории человечества, во всех культурах мира, люди были уверены в существовании Бога. Может ли кто-то со всей уверенностью утверждать, что все эти люди ошибались? Миллиарды людей, представляющих различные социологические, интеллектуальные, эмоциональные, образовательные круги. Все они пришли к выводу, что существует Творец, Бог достойный поклонения. Сложность организации нашей планеты указывает на существование Творца, который не только создал нашу Вселенную, но поддерживает ее существование сегодня. Земля имеет совершенный размер. Размер земли и соответствующая сила тяготения удерживает тонкий слой преимущественно азота и кислорода, который распространяется лишь на 50 миль над поверхностью Земли. Земля - это единственная известная нам планета, которая снабжена атмосферой, содержащей необходимый состав газов для поддержания растительной, животной и человеческой жизни.

Cлайд 10

Сложносоставность человеческого мозга доказывает существование еще более разумного Творца, стоящего за этим. Человеческий мозг способен одновременно перерабатывать поразительный объем информации. Ваш мозг воспринимает все цвета и объекты, которые вы видите, температуру окружающей среды, Ваш мозг регистрирует эмоциональные реакции, мысли и воспоминания. В то же самое время мозг контролирует протекающие в вашем теле процессы, такие как дыхание, движение век, чувство голода, движение мускул рук. Простая случайность - недостаточное объяснение. Известный астроном Сэр Фридерик Хойл показал насколько абсурдно с точки зрения математики случайное соединение аминокислот в человеческой клетке. Сэр Хойл проиллюстрировал маловероятность подобной случайности, приведя следующую аналогию. Какова вероятность, что торнадо пронесется над рынком старых вещей, на котором будут содержаться все запчасти Боинга 747, случайно сформирует самолет из этих частей и оставит его там, готовым к взлету. Вероятность этого настолько низка, что ее можно не принимать во внимание, даже если бы торнадо проносился над множеством свалок, которых хватило бы, чтобы заполнить вселенную! Бог открыл Себя не только в том, что мы можем наблюдать в природе и в человеческой жизни. Археологические раскопки продолжают подтверждать, а не опровергать точность Библии. Например, археологические находки в северном Израиле в августе 1993 года подтвердили существование Царя Давида, автора многих Псалмов Библии. Свитки Мертвого Моря и другие археологические открытия доказывают историческую достоверность Библии.

Cлайд 11

3. Происхождение человека путём длительной эволюции. Реконструкция черепа парапитека. Дриопитек. Череп проплиопитека. Вид спереди.

Cлайд 12

Cлайд 13

Шестой день творения "И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду ее. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею... И стало так. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой”. В вышеприведенном отрывке мы находим описание творения: животные были сотворены в один день с человеком и получили ту же среду обитания. При этом перечислены следующие группы животных: скот (приручаемые млекопитающие, не только стадные, но и тягловые, вьючные и верховые животные), пресмыкающиеся (большие и маленькие ползающие наземные животные) и остальные "звери земные" (не приручаемые и порой - даже до грехопадения - опасные для человека животные, весь остальной животный мир). Разумеется, мы имеем здесь не биологическую классификацию, а скорее деление животного мира по его значению для человека. Далее, во второй половине дня на свет появляется первый человек, вершина божественного творения, повелитель всей сотворенной для него Богом природы. Новым в человеке было то, что он наряду с телом и душой обладал духом. Он был образом и подобием Божьим, Бог сам вдунул в него дыхание жизни. 4. Божественное происхождение человека.

Cлайд 14

Бытие содержит два рассказа о сотворении Богом человека. В первом говорится лишь 1) о Божьем решении сотворить человека по собственному Божьему образу и подобию 2) о Божьих делах по осуществлению этого решения. Ничего не сказано об использовавшихся при этом материалах и методах. В первом рассказе в большей степени подчеркивается, цель или обоснование сотворения человека, а именно: человек должен плодиться, размножаться и владычествовать над землей. Второй рассказ совершенно иной: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою" Здесь на первый план выходит то, как Бог творил человека. В отношении статуса первой пары людей выдвигалось и отстаивалось множество следует ли считать Адама и Еву реальными историческими лицами или же чисто символическими самых разных теорий. Резкое расхождение взглядов существует в вопросе о том, фигурами. Традиционная точка зрения такова, что они были реальными людьми и что события библейского повествования действительно происходили в пространстве и времени. Она, однако, оспаривается рядом богословов.

Cлайд 15

5. Сходства человека и животных. Вначале был великий океан, дымившийся на раскалённом ложе. И в этом жарком лоне завязался неразрешимый узёл жизни: плоть, пронзённая дыханием и биением. (Максимилиан Волошин)

Cлайд 16

Прежде всего, человек относиться к классу млекопитающих и имеет все признаки этого класса: Четырёхкамерное сердце; Постоянную температуру тела; Внутриутробное развитие и живорождение; Вскармливание детёнышей молоком; Имеет волосяной покров; Ушную раковину, в среднем ухе имеются три слуховые косточки; Зубы разделяются на резцы, клыки и коренные; В скелете 7 шейных позвонков; Наличие диафрагмы – мышечной перегородки между грудной и брюшной полостями.

Cлайд 17

Родство человека с животными, по мнению Дарвина, подтверждается существованием рудиментов и атавизмов. У человека имеется большая группа нефункционирующих органов: Третье веко (4) Слуховой бугорок (4) Маленькая полулунная складка в уголке глаза(третье веко); Бугорок на внутреннем крае завитка (остаток острой верхушки уха) – дарвиновский бугорок; Копчик – остатки хвоста; Редкие волосы на теле – остатки шерсти; Подкожная мышца, приводящая у животных в движение ушную раковину Мышцы, поднимающие волосы Все эти органы бесполезны для человека и сохраняются у него в недоразвитом виде. Объяснить их существование можно лишь тем, что они достались человеку по наследству от его животных предков. У которых они были хорошо развиты и нормально функционировали.

Cлайд 18

Дарвин также показал, что очень редко у людей появляются особенности, не встречающиеся у человека, но имеющиеся у животных. Это атавизмы – возврат к далёким предкам. Наружный хвост; Обильный волосяной покров на всём теле, включая лицо; Добавочные соски; Когти на отдельных пальцах; Сильно развитые клыки. Зубы «мудрости». Существование рудиментов атавизмов – одно из наиболее веских подтверждений животного происхождения человека. Поэтому не один из противников Дарвина не мог возразить по поводу рудиментов и атавизмов.

Cлайд 19

Важнейшее отличие человека от животных – способность к рефлексии, к познанию самого себя. Только человек способен «взглянуть на себя со стороны». (Тейяр де Шарден «Феномен человека».) 6. Отличия человека от животных.

Cлайд 20

На основании первых двух глав книги бытия мы можем заключить, что человек является особым творением Божьим. Слова Библии не оставляют места для предположений, что человек произошёл от животного царства. Человек – продукт третьего, последнего акта Бога, он – не облагороженное животное, а представитель совершенно иной категории живых существ. Именно непризнание этой исключительности человека привело нехристианских философов к мысли о происхождении человека от животных. Но особый мир, в котором, будучи мыслящим существом, живёт человек, недоступен растениям и животным. Итак, что же отличает человека от животных? Человек обладает способностью к аналитическому мышлению, он может рассуждать и доказывать; Человек творит свою историю, он может прогрессировать технически и интеллектуально; Человек способен к общению посредством языка и знаков; Человек – общественное существо, он способен к сознательному общению с окружающими, к взаимопониманию и совместному проживанию. Человек хозяйственное существо, он способен сознательно управлять доверенными ему средствами; Человек – эстетическое существо, он наделён способностью ценить прекрасное; Человек обладает правовым сознанием, поэтому ему доступны такие понятия, как преступление и наказание; Человек имеет моральное сознание. Он может различать добро и зло; Человек знает, что такое вера.

Cлайд 21

7. Закончена ли эволюция в настоящее время? Верующие подвергают осуждению любую попытку поднять вопрос о продолжении эволюции человека. По их мировоззрению, они были созданы в качестве венца творения и в таковом качестве в дальнейшем улучшении не нуждаются. Мнения эволюционистов разделяются. С одной стороны – да, необходимым и достаточным условием эволюции является постепенное изменение условий в ареале существования биологического вида. Во-первых – достаточно значительное, чтобы вид не мог существование в неизменном виде, а во – вторых – достаточно постепенное, чтобы он успел приспособиться к изменяющимся условиям. Это условие не может выполняться в современном мире, т.к. люди искусственно меняют экосистемы как локально, так и глобально – ни один вид не может эволюционировать с такой скоростью. С другой стороны -, селекция флоры и фауны может рассматриваться как направленная искусственная эволюция – выведено множество новых пород животных, обладающих ценными свойствами. Действительно, деятельность человека очень сильно и молниеносно меняет окружающую среду. Антропогенный фактор приобретает всю большую власть. Библия рассказывает о катастрофах, которые посылал Бог на землю, с целью проучить людей. ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП В резиденции армянского католикоса в Эчмиадзине хранится небольшой кусок дерева, являющийся одной из главных реликвий монастыря. По преданию, это кусочек обшивки Ноева ковчега, переданный когда ‑ то монастырю монахом, поднимавшимся на склоны Арарата еще во времена Григория Просветителя. Устойчивый миф о Всемирном потопе – это миф всего человечества. Он распространен среди народов Европы, Азии, Северной и Южной Америки. Сегодня уже не вызывает сомнения факт, что сознание народов всей планеты в незапамятные времена было потрясено единой глобальной катастрофой. Самых различных гипотез и предположений учеными высказано множество, но все они сходятся в одном: в поразительном совпадении легенд о Всемирном потопе, которые родились на расстоянии тысяч километров друг от друга, на разных континентах, у разных народов. В основе всех их лежит рассказ о том, как некий человек, желая спасти на планете живность, построил огромный корабль, на котором собрал людей и животных – «каждой твари – по паре».

Cлайд 22

НАКАЗАННЫЕ БОГОМ СОДОМ И ГОМОРРА. В Ветхом Завете говорится о двух городах – Содоме и Гоморре, жители которых погрязли в распутстве и были испепелены за свои грехи огнем, посланным с неба. Располагались оба эти города «в долине Сиддим, где ныне море Соленое», как раз в районе будущего затопления, где археологи позднее обнаружили следы илистых наслоений. А если точнее, то находились они в плодородной долине в устье реки Иордан. Пастухи пасли тучные стада овец и коз, два раза в год жители собирали с виноградников прекрасные плоды, из которых делалось вино. Вообще вино у жителей Содома и Гоморры было самым любимым напитком, и пил его каждый – и стар, и млад. Многие люди напивались до бесчувствия, падали прямо на улицах, а иные после винопития предавались пороку и греху. В Библии сказано, что «жители Содомские были нечестивы и весьма грешны перед Господом». «Греху содомскому» были подвержены также жители Гоморры и окрестных городов, «подобно им блудодействовавшие и ходившие за иной плотью». Вопль Содомский и Гоморрский был очень велик и грех их тяжел, и Бог направил туда ангелов, чтобы убедиться, действительно ли жители этих двух городов поступают так нечестиво. Ангелов принял в своем доме Лот, племянник Авраама, но содомляне осадили его дом, требуя выдать пришельцев, дабы «познать» их. «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли» (Бытие, 19:24–25). Сейчас этих двух городов нет ни на одной географической карте, но названия городов вполне конкретны. Есть записи некоторых паломников, которые утверждают, что в свое время под водами Мертвого моря они видели развалины домов и улиц. Само Мертвое море достаточно велико, его длина достигает 76 километров, ширина семнадцати, а глубина составляет 356 метров. Оно бессточное, то есть вода из него никуда не вытекает, и активно испаряется. А пополняют его воды реки Иордан. Поскольку расположено море в наиболее низкой части тектонической впадины Гхор, то, естественно, у геологов возникло предположение, что его образованию могли послужить подвижки земли, вызвавшие опускание почвы – той самой, на которой могли располагаться Содом и Гоморра.

Cлайд 23

Приведём несколько примеров, доказывающий масштабность деятельности человека: ИСЧЕЗАЮЩИЙ АРАЛ. Бесконтрольный водозабор, отсутствие водомеров, завышенные нормы полива (которые годами научно не корректировались) привели к неоправданно большому перерасходу воды. В результате вода не облагораживает землю, а губит ее. Например, в Ферганской долине сотни тысяч гектаров полей стояли со слоем воды в несколько метров. За двадцать лет Аральское море лишилось 640 кубических километров воды. Море потеряло две трети своего объема и две трети своей площади, а ведь оно было просто гигантским – синим без конца и края. От Майнака до Аральска ходили суда. Теперь уровень моря упал на тринадцать метров. Оголившееся дно Арала (а это 2,6 миллионов гектаров) превратилось в рукотворную пустыню, которая уже и название получила – Аралкумы. Здесь накоплено миллиарды тонн ядовитых солей. С пустынного дна моря в воздух поднимаются миллионы тонн солено ‑ ядовитой пыли, которую ветер разносит на далекие расстояния. С усыханием моря участились пыльные бури. Пылевые облака заносятся на ледники Памира, Алтая, Тянь-Шаня, а это в свою очередь изменяет режим берущих там начало рек. Возможно эволюция человека как вида завершена. Однако, она продолжается в ином направлении: развитии умственного и духовного мира человека. На полях Средней Азии долгие годы против вилта (болезни хлопчатника) применялся химикат ДДТ. Соединение его для человека очень опасно, а в природе оно практически не разлагается. ДДТ и другие ядохимикаты многие годы смывались с полей и накапливались в море. Теперь здесь проплывают ядовитые облака.

Cлайд 24

СОЛДАТЫ «ЧЕЛЯБИНСКОГО ЧЕРНОБЫЛЯ». В конце сентября 1957 года на одном из сверхсекретных объектов, располагавшемся в городе «без названия», прогремел взрыв. Тайна скрывалась более тридцати лет, и долгие годы об этом взрыве знали лишь те, кто находился в районе катастрофы. Теперь известны и название «секретного» города – Челябинск, и предприятие, на территории которого произошел взрыв, – комбинат «Маяк», который был известен также под названием «Челябинск‑40». Затем первенец атомной промышленности стал называться «Челябинск‑65», теперь он известен как город Озерск. О возможных последствиях облучения тогда, в сентябре 1957 года, было известно еще очень мало. Ученые терялись в догадках о причинах «невидимой» смерти. А от нее уже умирали солдаты и офицеры подразделений внутренних войск, охранявшие необычное предприятие. Взрыв произошел из-за радиационного перегрева одной из емкостей для хранения жидких высокоактивных отходов. В течение семи лет от ядерных отходов избавлялись весьма простым способом – их просто-напросто сбрасывали в реки Теча и Исеть. А потом еще два раза (по семь лет) отходы сбрасывались в озеро Карачай.

Cлайд 25

Выводы и рекомендации по использованию данной работы. В данной работе мы представили основные вехи в эволюции человека с научной точки зрения и противопоставили им другую версию: акт сотворения человека творцом. Работа отмечает черты сходства человека с животными организмами и предъявляет человека как особый продукт творения Божьего. Дискуссия о происхождении человека позволяет определить его место в природе и, соответственно, отношение к ней, от чего во многом зависит наше будущее. Мы научились искать и анализировать информацию, узнали много нового о гипотезах происхождения человека. И мы поняли, что данный вопрос очень важен и многогранен. Каждый из нас сформулировал для себя видение этой проблемы. Новизна нашей работы заключается в том, что мы применили информационные технологии для изучения данного вопроса, что позволило усилить наглядность и дать ответ на большое количество вопросов при базовом учебном плане. Для обучающихся данное пособие: Даст возможность представить появление человека на Земле с помощью виртуального мира; Поможет на этапе итогового повторения при подготовке к контрольной работе; Поможет сформулировать свою позицию в отношении данной проблемы; Учитель может использовать нашу работу, как электронный обучающий материал на уроке для демонстрации видеоматериалов. Это позволит ему: Совершенствовать процесс обучения; Снизить трудоёмкий процесс объяснения по печатному материалу.

Cлайд 26

Источники информации. С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Т.А Козлова Основы биологии/ С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Т.А Козлова.- М.: Просвещение.- 1992. К.Вилли Биология/К.Вилли. – М.: Мир.-1968. http://100katastrof.ru/ http://schools.techno.ru/sch758/antropogenez/w2.htm http://www.mirstudentov.com/a/estli.html?gclid=CMr8rZTyw5kCFQsEZgod53kSsw
mob_info