Социальный проект на тему: «Открой себя, найди свой путь» (разработка модели профориентационной работы, предпрофильной подготовки). Педагогический проект "профессиональная ориентация как средство профессионального самоопределения в сельской школе" Тема со

Перед выпускниками стоит важная проблема: выбор будущей профессии. Но не все еще точно определились, кем они будут. На выбор будущей профессии влияют разные аспекты жизни школьника. Это и уверенность в дальнейшем трудоустройстве, и перспектива выбранной профессии, и советы родителей и знакомых. Но наибольшее влияние имеет возможность жить без нужд. Большинство школьников уже определились с выбором ВУЗа. Выбор ВУЗа не зависит ни от пола, ни от социального статуса подростка. При выборе профессии молодежь испытывает такие трудности, как недостаточные материальные возможности, бесперспективность некоторых профессий, неуверенность в дальнейшем трудоустройстве. Но все-таки ребятам еще трудно понять, чего они хотят от своей профессии и как сделать правильный выбор. В этом им должна помогать прежде всего школа. Должна проводиться специальная программа, направленная на помощь школьникам в их выборе.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 63

г.Екатеринбург

ПРОЕКТ

«Ступени к будущей профессии.

Модель работы по профориентации

в МБОУ СОШ № 63»

Скатова Ирина Викторовна,

заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ № 63

2011 г.

Паспорт проекта

Название проекта : «Ступени к будущей профессии. Модель работы по профориентации в МБОУ СОШ № 63».

Номинация конкурса : «Модель профориентационной работы в образовательном учреждении».

Скатова Ирина Викторовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ СОШ № 63.

Образовательное учреждение : муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 63

Руководитель МБОУ СОШ № 63 : Салова Наталия Петровна.

Актуальность проекта

Сегодня в мире существует более 7 000 профессий. В мегаполисах популярностью пользуются только несколько сотен из них. По данным компании MAR Consult , в настоящее время по профессии не работает около половины населения России (52 %). После выпуска из вузов желающих работать по специальности ждет основное препятствие – ситуация на рынке труда (полученная специальность оказывается невостребованной, низко оплачивается или же, наоборот, конкуренция на рынке труда настолько высока, что трудоустроиться практически невозможно).

Поэтому в современном обществе все более актуальной становится проблема создания условий для успешного профессионального самоопределения выпускников средних общеобразовательных учебных заведений. Ее важнейший аспект – организация сопровождения профессионального самоопределения учащихся с учетом их способностей и интересов, а также потребности общества. В современном обществе значимо социально- профессиональное сопровождение молодежи в решении вопросов профессионального самоопределения и планирования профессиональной карьеры.

Анализ ситуации на рынке труда показал значимость формирования индивидуальных траекторий жизненного и профессионального самоопределения и построения карьеры для молодых людей с учетом их интересов, способностей, личностных особенностей и требований рынка труда. Каждый регион формирует свой запрос на рабочую силу. Потенциальные работодатели стремятся отобрать лучших работников, способных успешно и максимально эффективно выполнять свои обязанности. В связи с этим вопросы профессионального становления молодежи и сопровождение данной работы становятся чрезвычайно важными.

Основной задачей современного образования является полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка, раскрытие его интеллектуальных способностей, и, наконец, подготовка учащихся к социальному и профессиональному становлению. Одним из способов решения проблемы довузовской профессиональной подготовки в средней школе является профильное обучение или дифференциация.

Школьник имеет право на свободный выбор профессии, но одного желания работать по определенной профессии и интереса к ней недостаточно. Основанием для сознательного выбора профессии должен быть целый комплекс знаний и умений, который можно назвать готовностью подростка к выбору профессии. Такая готовность может быть результатом длительного педагогически направляемого процесса профессионального самоопределения учащихся. В этом суть педагогического аспекта профессиональной ориентации вообще и ориентации школьников на рабочие профессии, в частности.

Подобная педагогическая практика позволяет решить значительное количество проблем: индивидуально подойти к развитию каждого ученика, “на деле” познакомить учащихся с профессиями разных профильных направлений, избежать ошибок профессионального выбора, усилить учебную подготовку каждого при поступлении в вуз.

Существует два основных направления ориентации подростков на рабочие профессии:

профессиональная пропаганда и профессиональное просвещение;

развитие интересов, склонностей, способностей школьников, их самооценки через включение в разнообразные виды учебной и внеучебной деятельности.

Ключевую роль в профориентации выпускников играет информация: о содержании, условиях, организации труда и обучения по конкретной профессии, оплате труда, его требованиях к организму и личности человека, возможностях профессионально-квалификационного и должностного роста (планирование карьеры); информация о текущем и перспективном кадровом спросе.

Актуальность профессионального самоопределения школьников подчеркивается и в современной концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся и предполагающей за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Выбор профессии, принятие решения о месте учебы, работе происходят в результате сопоставления информации по всем этим позициям и зависят от их объективного содержания и понимания каждым. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество в целом. По подсчетам социологов правильный выбор профессии в 3-3,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 20% увеличивает производительность труда и в 2,5 раза уменьшает стоимость обучения кадров.

Предполагается, что система работы по профориентации должна дать школьникам возможность попробовать себя в разных направлениях.

Цель: Создать систему комплексной профориентационной работы с учащимися.

Задачи:

    Создание условий для формирования осознанного выбора профессии в соответствии со своими способностями, психофизическими данными и потребностями общества.

    Формирование у школьников знаний об организации производства страны, современном оборудовании, о путях профессиональной подготовки.

    Развитие интереса к будущей профессии, формирование у учащихся положительной мотивации к трудовой деятельности и внутренней готовности к осознанному и самостоятельному выбору жизненного и профессионального пути.

    Организация и проведение различных мероприятий по профессиональной ориентации школьников.

    Разработка и внедрение элективных курсов.

    Оказание помощи подросткам с низким уровнем мотивации профиля.

    Формирование у учащихся навыков самостоятельной познавательной деятельности, подготовка их к решению задач различного уровня сложности.

    Развить у учащихся мотивацию к научно-исследовательской деятельности.

    Выработать у учащихся мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее; иметь своё мнение и уметь отстаивать его в любой ситуации.

    Сделать учащихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими вузы.

Противоречия :

Между потребностью общества в наличии эффективной системы учебной профессиональной ориентации в общеобразовательной школе и недостаточной теоретической и методологической разработанностью данной проблемы в педагогической науке;

Между потребностью учеников в личностном и профессиональном самоопределении и реальными условиями профессиональной ориентации, имеющимися в образовательном учреждении, недостаточными для обеспечения данного процесса.

Основные направления работы

1. Организационно-методическая работа. Информационно-аналитическая деятельность.

2. Совместная работа школы с учреждениями СПО, НПО, вузами, предприятиями, библиотеками города, центром «Диалог», участие в городской программе «Профи-дебют: масштаб – город».

3. Организация работы с родителями учащихся и выпускниками школы.

4. Мониторинг качества профориентационной работы.

Участники проекта

    Учащиеся 1 – 6 классов . Основное направление в работе - развитие интересы и способности школьников, создать поля самоактуализации учащихся младших классов и подростков в различных сферах деятельности, сформировать потребности ребят в профессиональном самоопределении.

    Учащиеся 7 – 9 классов . Основное направление в работе – организация помощи подросткам при формулировании конкретных личностных задач профессионального и личностного самоопределения и психолого-педагогическое сопровождение выбора выпускников основной общей школы.

    Учащиеся 10 – 11 классов. Основное направление в работе - подготовка выпускников школы к адекватному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом способностей, состояния здоровья и потребностей на рынке труда.

Координатор проекта – заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

Координационный совет : классные руководители, родительские комитеты, кураторы из учреждений НПО, СПО, вузов.

Учителя-предметники, социальный педагог, директор, библиотекарь .

Одна из самых важных проблем выбора профессиональной направленности – это избегание ошибок выбора. И если ошибку выбора профильного направления можно еще исправить, то, учитывая современные условия получения высшего образования, можно предположить, насколько дорого могут сегодня обходиться ошибки выбора профессии.

Ожидаемые результаты

    Адекватная система представлений учащихся о себе, рынке труда, рынке образовательных услуг.

    Наличие у учащихся навыков рефлексии, в том числе навыков анализа своих интересов, способностей, возможностей, своего личного и профессионального опыта.

    Владение учащимися технологией принятия решения в ситуации профессионального выбора.

    Активная личностная позиция учащихся в ситуации выбора, уверенность в собственных шагах по построению образовательно-профессионального проекта.

Критерии оценки результатов проекта

    Выбор профессии:

Выбор профессии сделан;

Учащийся выбирает между 2–3 профессиями;

Выбор профессии не сделан.

    Уровень знаний о профессии:

Высокий уровень знаний (знает суть профессии, какие она предъявляет требования к человеку, какие есть противопоказания к работе по данной специальности; знает, какие образовательные учреждения обучают данной профессии, какой уровень образования нужно иметь и какие экзамены необходимо сдать для поступления);

Средний уровень (знает, в чем суть профессии, ее требования, но не знает, какие образовательные учреждения обучают этой профессии или знает образовательные учреждения, но о профессии знает лишь в общих чертах);

Низкий уровень знаний (не знает практически ничего о ни профессии, ни об образовательных учреждениях, в которых эту профессию можно получить).

    По причине выбора профессии:

Профессия интересна самому ученику, ему нравиться заниматься этим делом;

Главное – престиж профессии, ее высоко оплачиваемость, интерес к профессии не обязателен;

Ученик выбрал профессию на примере или по совету родителей.

Нормативно-правовая база

1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.

2. Закон об образовании.

3. Конвенция Международной Организации Труда № 142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов».

4. «Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы».

5. Закон РФ «О занятости населения в РФ».

Основные требования к общеобразовательной школе на новом качественном уровне

    Повышение ответственности и активной роли школы в воспитании и социальной адаптации подрастающего поколения.

    Обеспечение широкого взаимодействия школы с семьёй, другими уровнями образования, органами управления образованием, детскими и молодежными общественными организациями для более эффективного воспитания и социализации детей и молодежи.

    Повышение качества управления образовательно-воспитательной деятельностью на основе формирования демократического стиля руководства учебно-воспитательным процессом.

    Развитие системы психолого-педагогической и медико-социальной поддержки учащихся.

    Внедрение инвариантных моделей содержания образования с учетом современной социокультурной ситуации, новых ценностей воспитания и обучения, обеспечивающих индивидуализацию обучения и воспитания, реализацию личностно-ориентированного подхода.

    Профилактика асоциального поведения учащихся и молодежи округа, направленная на преодоление негативных проявлений среди детей и молодежи.

    Усиление взаимодействия школы со средствами массовой информации, системное противодействие информации, наносящей вред духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

    Развитие системы дополнительного образования как центра социализации не только для учащихся детей, но и для жителей, в первую очередь молодежи муниципального образования.

Основные принципы работы по профориентации:

Личность не есть нечто однозначно заданное природой или воспитательной средой, а всегда открытая возможность свободного развития на основе внутреннего выбора;

Каждый человек уникален, поэтому не следует подгонять личность под результаты статистических исследований;

Человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря своим смыслам и ценностям;

Человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы.

I . Организационно-методическая работа.

Информационно-аналитическая деятельность.

Содержание работы

Сроки

Ответственный

Сентябрь

Координатор

Сформировать, изучить и обобщить лучший опыт работы преподавателей по профориентации учащихся.

В течение учебного года

Координационный совет

Создать банк методических материалов по предпрофильной и профильной подготовке учащихся.

В течение учебного года

Библиотекарь

Систематизировать имеющиеся материалы для проведения профориентационной работы с учащимися, для пропаганды профзнаний среди родителей.

Май – июнь

Координатор

Расширить фонд библиотеки справочно-информационными материалами об учебных заведениях города, правилах приема, специальностях и т.д.

В течение учебного года

Директор, библиотекарь

Оформление информационного стенда «Я и моя профессия».

Координатор, библиотекарь

Организовать выставку литературы по профессиям.

Сентябрь (обновление – 1 раз в месяц)

Библиотекарь

II . Работа с педагогическим коллективом

Содержание работы

Сроки

Ответственный

Совещание при завуче «Организация профориентационной работы с учащимися в соответствии с нормативно-правовыми документами по профориентации».

Август – сентябрь

Координатор

Проверка рабочих программ по элективным курсам и профильным предметам.

Август

Координатор

Педсовет «Работа учителя по формированию устойчивых интересов у учащихся».

Ноябрь

Заместитель директора по методической работе

Организация взаимопосещений уроков, мероприятий по профориентации с целью обмена опытом

В течение учебного года

Координатор

Участие в городском форуме руководителей образовательных учреждений «Перспективы взаимодействия учреждений общего, среднего и высшего профессионального образования при переходе на двухуровневую систему образования».

Февраль - май

Уральский государственный экономический университет

Ведение профдиагностической карты классного коллектива, выявление интересов, склонностей учащихся.

В течение учебного года

Классные руководители, координатор

Фестиваль педагогических идей

Май – июнь

Директор, координатор

III. Работа с учащимися

1 – 6 классы

Содержание работы

Сроки

Ответственный

Выставка рисунков «Профессия моих родителей»

Октябрь

Классные руководители

Анкетирование «Хочу - могу».

Ноябрь

Классные руководители

Конкурс сочинений «Что я знаю о своей будущей профессии?»

Январь

Учителя русского языка

Классный час «Калейдоскоп профессий».

Февраль

Классные руководители

НПК «Хочу стать академиком», защита проектов.

Февраль - март

Учителя-предметники, заместитель директора по УВР

Тренинговые занятия по самоопределению и профессиональной ориентации в библиотечном информационном центре «Правобережный», 6 классы.

Март

Конкурс семейных презентаций «Трудовые династии».

Апрель

Заместитель директора по воспитательной работе, родители

В течение учебного года

Координационный совет

7 – 9 классы

Содержание работы

Сроки

Ответственный

Экскурсии в учреждения СПО и НПО.

В течение учебного года

Координационный совет

Экскурсии на предприятия города.

В течение учебного года

Координационный совет

Встреча поколений «От трудовых традиций – к трудовым династиям».

Ноябрь

«Найди свое дело» – анкетирование и консультация по профессиональной ориентации в библиотечном информационном центре «Правобережный», 8 – 9 классы.

Ноябрь - декабрь

Классные руководители, библиотека № 7

Выставка творчества учащихся «Мои увлечения»

Февраль - март

Классные руководители, заместитель директора по воспитательной работе

Классный час «Мое призвание и моя будущая профессия».

Февраль

Классные руководители, родители

Собеседование с учащимися 9-х классов о продолжении образования

Февраль

Диагностика учащихся 9-х классов с целью выявления профессиональной направленности.

Март - апрель

Школьный психолог, классные руководители

Конкурс агитбригад «Путешествие в мир профессий»

Март – апрель.

10.

Круглый стол «Подведение итогов года».

Май

Координатор

11.

Ярмарка профессий.

Май

Координационный совет

12.

Элективные курсы:

- «Экология и здоровье», 7 класс

- «Исторический портрет», 7 – 9 классы;

- «Занимательная физика», 7 класс;

- «Химия в доме», 8 класс

- «Методы и приемы решения задач по планиметрии», 8 – 9 классы;

- «Мир графики и чертежей», 9 класс.

В течение учебного года

Учителя-предметники

13.

Коллективная работа над социальным проектом «Здоровое питание», 8-е классы.

В течение учебного года

Классные руководители, диспетчер по питанию, кураторы из УрГЭУ.

10 – 11 классы

Содержание работы

Сроки

Ответственный

Создание профильных классов:

Социально-гуманитарный (профильные предметы: история, русский язык, литература, элективный курс «Деловой английский»);

Социально-экономический (профильные предметы: алгебра и начала анализа, информатика и ИКТ, обществознание; поддерживают профиль – физика и экономика).

Август

Директор, заместитель директора по УВР

Экскурсии в ведущие вузы города в Дни открытых дверей.

В течение учебного года

Классные руководители

Встречи с преподавателями и студентами вузов.

В течение учебного года

Координатор

День науки. Защита проектов, рефератов.

Декабрь

Заместитель директора по УВР, учителя-предметники

Посещение выставки «Образование от А до Я».

Март - май

Классные руководители

IV . Работа с родителями

Содержание работы

Сроки

Ответственный

Родительское собрание «Подросток выбирает профессию», 7 – 9 классы.

Ноябрь - март

Заместитель директора по воспитательной работе

Конференция «Роль семьи в правильном выборе профессии».

Февраль

Заместитель директора по правовому регулированию

Привлечение родителей к сотрудничеству, организация встреч с целью привлечения подростков к разным видам профессий.

В течение учебного года

Координационный совет

Конкурс семейных слайд- и видеофильмов «Профессиональная династия моей семьи».

Март - апрель

Заместитель директора по правовому регулированию, классные руководители

V . Взаимодействие с выпускниками школы

Содержание работы

Сроки

Ответственный

Поведение совместных классных часов «Мой выбор».

Сентябрь

Классные руководители

Приглашение выпускников на школьный День науки.

Декабрь

Заместитель директора по УВР

КВН между старшеклассниками и выпускниками.

Декабрь

Заместитель директора по воспитательной работе

Праздник «Последний звонок», выступление выпускников прошлых лет с напутственным словом выпускникам нынешним.

Май

Заместитель директора по воспитательной работе

VI . Мониторинг качества профориентационной работы

1. Провести анкетирование учащихся 10, 11 классов по выяснению уровня удовлетворенности проводимой работы в школе по профориентации.

2. Анализ дальнейшего продолжения образования и трудоустройства выпускников 9, 11 классов.

3. Анализ участия в конкурсах, выставках по профориентации, уровня проведения мероприятий со школьниками.

Список литературы

Аверкин В.Н. Путевка в жизнь. Образование, профессия, карьера: учеб.-справ. пособие для 9,10,11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2005.

Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. - Санкт-Петербург: Речь, 2006.

Болсуновская Н. Профориентация в Интернете: О сайтах и профориентационных ресурсах в Интернет // Народное образование. - 2007.

Выпускник перед выбором пути: социально-нравственный облик. Под редакцией Бабосова, Минск, Народная Асвета,1988.

Грецов А.Г. Выбираем профессию: советы практического психолога. - СПб.: Питер, 2007.

Зеер Э.Ф. Психология профессий. - Екатеринбург: УГППУ, 1997.

Климов Е. А. Как выбирать профессию. Изд. 2-е, доп. и дораб. / Е. А. Климов. М.: «Просвещение», 1990.

Немова Н.В. Профильная ориентация девятиклассников: элективные курсы и «образовательные информационные карты» / Н.В.Немова // Директор школы. – 2005, № 6.

Орёл В.Е. Психологические основы профориентационной работы со школьниками. Ярославль, 1990.

Рекомендации по реализации профильного обучения на третьей ступени общего образования в форме индивидуального учебного плана обучающегося // Управление школой: Прил. К газете «Первое сентября». – 2004, № 8.

Школа и выбор профессии. /Под ред. А.Е.Голомштока, М., 1970.

Щербо И.Н. Реализация профильного обучения в школе / И.Щербо. – Директор школы. – 2005, № 4.

Муниципальное бюджетное учреждение

средняя школа № 5

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Дороги в большой мир»

(профориентация старшеклассников)

Выполнил:

Рожина Г.К.

Социальный педагог

МОУ СШ № 5 п. Центральный

Володарский район

Нижегородская область

р.п. Центральный

Введение

Сложившаяся ситуация в стране, те проблемы, которые испытывают выпускники в выборе профессии заставляют нас по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны не только знать, уметь и обладать определенными навыками, но и быть готовыми реализовать себя в профессиональном и социальном плане, посколькусовременному обществу требуется деловой, инициативный, предприимчивый человек, успешный в профессиональной сфере и межличностных отношениях. Концепция профильного обучения, предложенная Правительством России предполагает, что к старшей школе ученик должен определиться с выбором своей будущей профессии, а значит, проблема выбора профессии ложится на плечи не только обучающихся и их родителей, но и весь коллектив ОУ. В связи с этим в 8-9 классах основной школы вводится предпрофильная подготовка, а в 10-11 классах – профильная подготовка, которые должны помочь определиться подростку в области своих интересов, т.к. происходит совмещение профориентационной работы с предметным обучением. Это позволит преодолеть такую слабость современной школы, как рассогласование знаний по отдельным образовательным дисциплинам и оторванность этих знаний от реальной жизни и от ученика.

Работу нужно построить так, чтобы каждый выпускник школы нашел более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время и силы в поисках своего места в обществе, где мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.Зачастую же профессиональное самоопределение школьников происходит стихийно (за компанию с другом, посоветовали родители, пристроили родственники или знакомые).

Для нашей школы эта проблема очень актуальна. Поскольку ОУ расположено в военном городке, то основной контингент обучающихся – это дети семей военнослужащих. Многие подростки видят себя представителями военной профессии и никем больше. Но в современном обществе, когда реформы коснулись и военных институтов (сокращение в армии, закрываются военные училища и университеты), многие юноши теряют возможность реализовать себя в данной профессии. А представителей других профессий, которые своим примером могли бы их заинтересовать, увлечь, в военном городке нет.

Поэтому современное понимание профориентационной работы заключается не только в ее нацеленности на выбор конкретной профессии каждым подростком, а и на формирование неких универсальных качеств у обучающихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.

Профессиональная ориентация в школе - это не разовые мероприятия по знакомству с теми или иными профессиями, а система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о различных профессиях и возможности получения выбранных специальностей.

Цель проекта:

Создание условий для раскрытия личностных качеств школьников, реализации их творческих способностей и формирования взвешенного, самостоятельного выбора обучающимися профессиональной деятельности.

Задачи проекта:

    сформировать положительное отношение к труду;

    научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;

    научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

    научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности).

Инициативная группа

    заместитель директора по воспитательной работе,

    классные руководители,

    школьный психолог,

    социальный педагог,

    учителя-предметники,

    библиотекарь.

Изучение возможностей инициативной группы и распределение обязанностей

Заместитель директора по воспитательной работе

    выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;

    поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение обучающихся основной и старшей школы;

    планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;

    осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсуль-тирование, определение индивидуальной образовательной траектории;

    проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;

    создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики;

    организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;

    организация системы повышения квалификации классных руководителей (тьюторов, волонтеров), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся;

    осуществление контролирующих функций работы классных руководителей (тьюторов, волонтеров), учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся;

    организация занятий учащихся в сети предпрофильной подготовки и профильного обучения;

    курирование преподавания профориентационных курсов в ходе предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Классный руководитель:

    организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

    помогает обучающемуся проектировать индивидуальный образовательныймаршрут, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;

    организует посещение обучающимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;

    организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;

    оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования обучающихся и их родителей по проблеме самоопределения;

    организует встречи обучающихся с выпускниками школы - студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «ЛАБИНСКИЙ СОЦИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Проект по профориентации учащихся

« Профессии, которые мы выбираем »

Руководители проекта:

Зам. директора по УМР Проскурякова С.В.

Преподаватель специальных дисциплин Пахомова И.А.

г. Лабинск 2016г.

Введение

Необходимость формирования у девятиклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности очевидна. Учащиеся выпускных классов испытывают огромные трудности в профессиональном самоопределении. У них практически отсутствуют представления о рынке труда, мире профессий, требованиях к личностным качествам и профессиональной подготовке специалистов, об условиях работы и работодателях, о том, что необходимо учесть при выборе профессии.

Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни измеряется четырехзначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным разных исследователей, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20-30 профессий. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17 %- по совету родителей, 9% - под влиянием средств массовой информации. Еще 9% руководствуются малозначительными факторами, например, близостью ссуза или вуза к дому. И только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности. Но профессиональные намерения оказываются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание труда. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности, и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности. Поэтому, необходимо специальное обучение технологии профессионального выбора и планирования будущей карьеры.

Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастом. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения, проектирования себя в профессии. Наряду с этим, для данного возраста свойственно практически полное отсутствие опыта профессиональной деятельности в какой бы то ни было области. Поэтому подросток должен делать выбор только на основании изучения своей личности, осознания своих интересов и получения исчерпывающей информации об особенностях и требованиях той или иной профессии.

В психологическом плане самоопределившаяся личность - это субъект, осознавший:

    что он хочет (цели, жизненные планы, склонности),

    что он есть (интеллект, личностные и физические свойства),

    что он может (возможности и способности),

    что от него хочет общество, и что он ждет от общества.

Учитывая возрастные особенности старших подростков, их потребность в личностном и профессиональном самоопределении, в самореализации, разработан проект «Профессии, которые мы выбираем», который предлагается учащимся 9 –х классов попробовать себя в профессии Повар

Цели проекта:

    формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора;

    показать обучающимся значимость и необходимость рабочих профессий;

    привлечь внимание школьников к развитию и совершенствованию экономики и социальной сферы через профессиональное самоопределения молодежи с учётом региональной специфики и в соответствии с государственной политикой в области образования.

Задачи:

    осознание своих желаний и возможностей; исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;

    ознакомление с основными принципами выбора профессии;

    знакомство с особенностями современного рынком труда;

    составление индивидуального образовательного плана или программы

    саморазвития в соответствии с диагностическими данными.

Организация занятий «Профессии, которые мы выбираем» опирается на использование следующих важных принципов :

    свободного выражения своего мнения;

    взаимоуважения;

    доверительности;

    обратной связи;

    безоценочности.

Особенности организации:

Место проведения занятий: ГБПОУ КК ЛСТТ

Продолжительность проекта: учебный год

Методы:

    лекционный метод передачи знаний;

    психодиагностические методы исследования личности;

    методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных профориентационных проблем, метод анализа конкретных ситуаций, учебно-игровая деятельность.

    обучение по программе профессионального обучения по профессии

16675 Повар.

Для того чтобы правильно выбрать профессию, человек должен обладать значительным объемом информации на двух уровнях:

    информация о мире профессий в целом, основных принципах выбора;

    информация о профессии 16675 Повар.

Учащиеся должны знать:

    значение профессионального самоопределения, требования к составлению личностного, профессионального плана;

    правила выбора профессии;

    понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;

    понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

    осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Учащиеся должны уметь:

    соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

    составлять личный, профессиональный план и мобильно изменять его;

    использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности, навыки самопрезентации и уверенного поведения;

    анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах в условиях современного рынка;

    классифицировать профессии, разделять понятия, относящиеся к профориентологической науке (“профессия”, “специальность” и др.);

    пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

Предполагаемые конечные результаты, порядок их контроля и оценки, перспективы развития проекта, долгосрочный эффект.

В результате реализации авторского проекта, направленного на социально-экономическое развитие региона, предполагается достижение результатов, направленных на формирование активной жизненной позиции обучающихся, повышение их гражданского самосознания, развитие личности молодого человека, его духовно – нравственное становление и подготовку к жизненному и профессиональному самоопределению.

Работа по профориентации обучающихся будет продолжена в 2017 – 2020 учебных годах с ежегодным промежуточным мониторингом полученных результатов. Оценка ожидаемых результатов и долгосрочный эффект от реализации проекта предполагает качественное развитие кадрового потенциала Краснодарского края через подготовку специалистов для работы в организациях и учреждениях из числа местных жителей.

Заключение

Абсолютной профпригодности быть не может потому, что все люди разные, и вроде бы одни и те же качества имеют разные оттенки, будучи свойственны разным людям, и профессий тоже множество. Все в руках человека, так как при желании и усердии он может добиться всего. Задача же профориентации помочь ему хотя бы тем, что назвать качества которые человеку потребуются для данной профессии, какие качества у него уже есть, а какие ему придется развить. Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями.

Список литературы.

    Климов, Е.А. Как выбирать профессию / Е.А. Климов. – М. :Просвещение, 1990. - 653с.

    Потемкина, О.Ф., Тесты для подростков / О.Ф. Потемкина, Е.В. Потемкина Е.В. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 320 с.: ил.

    Психологическое сопровождение выбора профессии / под ред. Л. М. Митиной. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 184 с.

    Профориентационный тренинг для старшеклассников "Твой выбор": [Сборник] /Н. В. Афанасьева, Н. В. Малухина, М. Г. Пашнина; [Афанасьева Н. В., Малузина Н. В., Пашнина М. Г.]; под ред. Н. В. Афанасьевой. – СПб: Речь, 2007. – 365 с.

    Пряжников, Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) / Н.С.Пряжников – М.: ВАКО, 2005.- 288 с

    http://vk.com/away.php?to=http%3A%2F%2Fszn.permkrai.ru%2F%3Fo%3D563%26id%3D2241%26m%3

Юлия Привалова
Социальный проект «Все работы хороши!» Формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«АПШЕРОНСКИЙ СОЦИАЛЬНО -РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

Социальный проект на тему :

«Все работы хороши

Руководитель проекта :

Привалова Ю. Г. ,

воспитатель ГКУ СО КК

«Апшеронский СРЦН»

г. Апшеронск

1. Актуальность проекта стр . 3

2. Этапы осуществления проекта стр . 5

3. Финансовое обеспечение проекта стр . 6

4. Приложение №1 стр. 7

5. Приложение №2 стр. 10

6. Приложение №3 стр. 13

7. Приложение №4 стр. 15

8. Список литературы стр. 20

9. Оценка результативности проекта

10. Фотогалерея стр. 21

Актуальность проекта

«Всех профессий много очень , всем нам здесь не перечесть.

Выбирай, какую хочешь из того, что в книжке есть. ,

Или может быть другую. Все работы хороши .

Выбирай себе такую, что приятна для души!»

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. Проблема формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике , хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде . В начальных классах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессий . Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем . Представления о профессиях у ребёнка ограничены его пока небогатым жизненным опытом работы мамы и папы . Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда . Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребёнка .

Таким образом, формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий - это необходимый процесс, актуальный в современном мире . Поэтому назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по формированию знаний о труде взрослых , о профессиях . Принимая во внимание, что одной из вариативных форм работы воспитателя с детьми является проектная деятельность , был запланирован проект детьми на тему : «Все работы хороши

Цель проекта :

Формирование элементарных представлений о профессиях взрослых посредством проектной деятельности .

Задачи проекта :

Знакомить детей с различными профессиями и их особенностями ;

-Формировать знания о качествах личности, которыми необходимо обладать человеку той или иной профессии ;

Прививать уважительное отношения к труду взрослых ;

-Формировать понятие о значимости родителей в жизни общества;

Воспитывать гордость за родителей и уважение к ним.

Участники проекта :

Руководитель проекта - воспитатель Привалова Ю. Г. ;

Воспитанники 7 – 10 лет.

Продолжительность проекта : 15 дней

Этапы осуществления проекта

Этапы реализации проекта Сроки Мероприятия

I. Ознакомительный.

1. Определение темы проекта .

2. Формулировка цели и задач проекта .

3. Сбор информации и иллюстраций по теме проекта .

1. Беседа с детьми о профессиях , рассматривание слайд - презентации по теме «Профессии » .

2. Беседа на тему «Кем работают мои родители ? Какую пользу они приносят обществу?».

3. Чтение произведений С. Михалкова «А что у вас» , В. Маяковского «Кем быть» , Дж. Родари «Чем пахнут ремёсла» . (Приложение №1)

4. Отгадывание загадок о профессиях . (Приложение №2)

5. Экскурсия в медицинский кабинет, на кухню, в прачечную, к юристу, в музыкальный зал.

6. Оргнизационная образовательная деятельность по лепке «Поможем испечь кондитеру пирожные» .

7. Просмотр мультфильма по произведению С. Михалкова «Дядя Стёпа - милиционер» .

8. Дидактические игры : «Кому что нужно» , «Профессии » , «Угадай профессию » .

9. Разучивание стихов о профессиях , знакомство с пословицами и поговорками о труде . (Приложение №3)

III. Заключительный.

2017 г. Итоговое развлекательное занятие : «Все работы хороши , выбирай на вкус!» (Приложение №4)

Финансовое обеспечение проекта : бесплатно (все необходимые материалы и оборудование для реализации проекта имеются в наличие ).

Приложение №1

«А что у вас?» С. Михалков

Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,

Толя пел,

Борис молчал,

Николай ногой качал.

Дело было вечером,

Делать было нечего.

Галка села на заборе,

Кот забрался на чердак.

Тут сказал ребятам Боря

Просто так :

А у меня в кармане гвоздь!

А у нас сегодня гость!

А у нас сегодня кошка

Родила вчера котят.

Котята выросли немножко,

А есть из блюдца не хотят!

А у нас в квартире газ!

А у нас водопровод!

А из нашего окна

Площадь Красная видна!

А из вашего окошка

Только улица немножко.

Мы гуляли по Неглинной,

Заходили на бульвар,

Нам купили синий-синий

Презеленый красный шар!

А у нас огонь погас -

Грузовик привез дрова -

А в-четвертых - наша мама

Отправляется в полет,

Потому что наша мама

Называется - пилот!

С лесенки ответил Вова :

Мама - летчик

Что ж такого?

Вот у Коли, например,

Мама - милиционер!

А у Толи и у Веры

Обе мамы - инженеры!

А у Левы мама - повар!

Мама-летчик?

Что ж такого!

Всех важней,- сказала Ната,-

Мама - вагоновожатый,

Потому что до Зацепы

Водит мама два прицепа.

И спросила Нина тихо :

Разве плохо быть портнихой?

Кто трусы ребятам шьет?

Ну, конечно, не пилот!

Летчик водит самолеты -

Это очень хорошо !

Повар делает компоты -

Это тоже хорошо .

Доктор лечит нас от кори,

Есть учительница в школе .

Мамы разные нужны,

Мамы разные важны.

Дело было вечером,

Спорить было нечего.

«Кем быть?» В. Маяковский

У меня растут года,

будет и семнадцать.

Где работать мне тогда ,

чем заниматься?

Нужные работники –

столяры и плотники!

Сработать мебель мудрено :

сначала мы берем бревно

И пилим доски

длинные и плоские.

Эти доски вот так

зажимает стол-верстак.

От работы пила

раскалилась добела.

Из-под пилки

сыплются опилки.

Рубанок в руки –

работа другая :

Сучки, закорюки

рубанком стругаем.

Хороши стружки –

желтые игрушки.

А если нужен шар нам

круглый очень,

На станке токарном

круглое точим.

Готовим понемножку

то ящик, то ножку.

Сделали вот

столько стульев и столиков!

Столяру хорошо ,

а инженеру - лучше,

Я бы строить дом пошел,

пусть меня научат.

Я сначала начерчу

дом такой, какой хочу.

Это будет перёд,

называется фасад.

Это каждый разберет –

это ванна, это сад.

План готов, и вокруг

сто работ на тыщу рук .

Упираются леса

в самые небеса.

Где трудна работка ,

там визжит лебедка;

Подымает балки,

будто палки.

Перетащит кирпичи,

закаленные в печи.

По крыше выложили жесть.

И дом готов, и крыша есть.

Хороший дом , большущий дом

на все четыре стороны,

И заживут ребята в нем

удобно и просторно.

Инженеру хорошо ,

а доктору - лучше,

Я б детей лечить пошел,

пусть меня научат.

Я приеду к Пете, я приеду к Поле.

Здравствуйте, дети! Кто у вас болен?

Как живете, как животик? -

Погляжу из очков кончики язычков.

Поставьте этот градусник

под мышку, детишки. -

И ставят дети радостно

градусник под мышки.

Вам бы очень хорошо

проглотить порошок

И микстуру ложечкой

пить понемножечку.

Вам в постельку лечь поспать бы,

вам - компрессик на живот,

И тогда у вас до свадьбы

все, конечно, заживет.

Докторам хорошо ,

а рабочим - лучше ,

Я б в рабочие пошел ,

пусть меня научат.

Вставай! Иди! Гудок зовет,

и мы приходим на завод.

Народа - уйма целая, тысяча двести.

Чего один не сделает - сделаем вместе,

Можем железо ножницами резать,

Краном висящим тяжести тащим;

Молот паровой гнет и рельсы травой.

Олово плавим, машинами правим.

Работа всякого нужна одинаково.

Я гайки делаю, а ты

для гайки делаешь винты.

И идет работа всех

прямо в сборочный цех.

Болты, лезьте в дыры ровные,

Части вместе сбей огромные.

Там - дым, здесь - гром.

Громим весь дом.

И вот вылазит паровоз,

чтоб вас и нас и нёс и вез.

На заводе хорошо ,

а в трамвае - лучше,

Я б кондуктором пошел,

пусть меня научат.

Кондукторам езда везде

с большою сумкой кожаной.

Ему всегда, ему весь день

в трамваях ездить можно.

Большие и дети, берите билетик,

Билеты разные, бери любые –

зеленые, красные и голубые.

Ездим рельсами.

Окончилась рельса,

И слезли у леса мы,

садись и грейся.

Кондуктору хорошо ,

а шоферу - лучше,

Я б в шоферы пошел,

пусть меня научат.

Фырчит машина скорая,

летит, скользя,

Хороший шофер я –

сдержать нельзя.

Только скажите, вам куда надо

Без рельсы жителей доставлю на дом.

Едем, дудим : "С пути уйди!"

Быть шофером хорошо ,

а летчиком - лучше,

Я бы в летчики пошел,

пусть меня научат.

Наливаю в бак бензин,

завожу пропеллер.

"В небеса, мотор, вези,

чтобы птицы пели".

Бояться не надо ни дождя, ни града.

Облетаю тучку, тучку-летучку.

Белой чайкой паря, полетел за моря.

Без разговору облетаю гору.

"Вези, мотор, чтоб нас довез

до звезд и до луны,

Хотя луна и масса звезд

совсем отдалены".

Летчику хорошо ,

а матросу - лучше,

Я б в матросы пошел,

пусть меня научат.

У меня на шапке лента,

на матроске якоря.

Я проплавал это лето,

океаны покоря

Напрасно, волны, скачете –

морской дорожкой.

На реях и по мачте карабкаюсь кошкой.

Сдавайся, ветер вьюжный,

сдавайся, буря скверная,

Открою полюс Южный,

а Северный - наверное.

Книгу переворошив,

намотай себе на ус -

Все работы хороши ,

выбирай на вкус!

«Чем пахнут ремёсла?» Дж. Родари

У каждого дела запах особый :

В булочной пахнет тестом и сдобой.

Мимо столярной идёшь мастерской-

Стружкою пахнет и свежей доской.

Пахнет маляр скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик оконной замазкой.

Куртка шофёра пахнет бензином.

Блуза рабочего - маслом машинным .

Пахнет кондитер орехом мускатным.

Доктор в халате - лекарством приятным.

Рыхлой землёю, полем и лугом

Пахнет крестьянин, идущий за плугом.

Рыбой и морем пахнет рыбак.

Только безделье не пахнет никак.

Сколько ни душится лодырь богатый,

Очень неважно, он пахнет ребята!

Приложение №2

Загадки о профессиях :

1. Железо огненное взял и превратил умело

В деталь бесформенный металл , рассыпав бисер белый. (Кузнец)

2. Серебристая игла в небе ниточку вела.

Кто же смелый нитью белой небо шил, да поспешил –

Хвост у нитки распушил? (Лётчик)

3. У этой волшебницы, этой художницы

Не кисти и краски, а гребень и ножницы. (Парикмахер)

4. Кто такие вкусные готовит щи капустные,

Пахучие котлеты, салаты, винегреты. (Повар)

5. Целый день сегодня шью. Я одела всю семью.

Погоди немного, кошка. Будет и тебе одёжка. (Портниха)

6. Средь облаков на высоте мы дружно строим новый дом,

Чтобы в тепле и красоте счастлИво жили люди в нём. (Строитель)

7. Мы землю глубоко копаем. И в глубине земли

Мы людям уголь добываем, чтоб дом топить могли. (Шахтёр)

8. С огнём бороться мы должны. С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны. Ответь скорее, кто же мы? (Пожарники)

9. Он всегда с большою сумкой, полной писем и газет.

Лучше этой службы нужной ничего на свете нет. (Почтальон)

10. У слона иль мышки жар – их спсёт … (Ветеринар)

11. Мастре, ммастре, помоги – прохудились сапоги.

Забивай покрепче гвозди – мы пойдём сегодня в гости! (Сапожник)

12. Защитить поможет он человека и закон.

Будет быстро пойман вор, дан разбойнику отпор. (Полицейский)

13. По размеру в самый раз он костюм сошьёт для вас.

Всё исполнит по науке и ходите уки в брюки. (Портной)

14. Может делать он буфеты, стулья, тумбы, табуреты.

В стружках весь его верстак. Вот работать нужно как ! (Плотник)

15. Выдать много книжек за день, отыскать их в картотеке

Может только тётя Надя. Она наш…. (Библиотекарь)

Приложение №3

Стихи о профессиях

Пограничник

Охранять границу – важно! Пограничника зовут.

С верным псом они отважно Службу Родине несут.

Лётчик знает своё дело, в небе водит самолёт.

Над землёй летит он смело, совершая перелёт.

Молоток в работе нужен , и с пилою столяр дружен.

Он дощечки распилил и скваречник смастерил.

Ветеринар

Звери, птицы, все, кто болен, кто здоровьем недоволен!

Вас зовёт ветеринар : перевяжет, даст отвар.

Воспитатель

Воспитательница с нами занимается часами.

С ней на улице гуляем, вместе песни распеваем.

Нам помочь она готова, подбодрить хорошим словом .

Она учит нас дружить и со всеми в мире жить .

Я врачом, наверно, буду. Стану я лечить людей.

Буду ездить я повсюду и спасать больных детей.

Парикмахер

Дайте ножницы, расчёску, он вам сделает причёску.

Парикмахер непременно подстрижёт вас современно.

Пожарный

Если вдруг беда случится, где-то что-то загорится,

Там пожарный нужен сроочно. Он погасит – это точно!

Продавец

В магазине, на базаре, и в буфете, наконец.

Всюду, где бы ни бывали, вас встречает продавец.

Дайте повару продукты : мясо птицы, сухофрукты,

Рис, картофель… и тогда будет вкусная еда.

Пословицы и поговорки о труде

Птицу узнают в полёте, а человека – по работе .

Славен человек не словами, а делами.

Дело мастера боится.

Умелые руки не знают скуки.

Терпение и труд всё перетрут .

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

- Труд человека кормит , а лень – портит.

Кто не работает , то не ест.

Делу время, а потехе – час.

Хочешь быть впереди, без труда не сиди .

Кто трудился от души , веселей теперь пляши.

Приложение №4

«Все работы хороши , выбирай на вкус!»

Цель : обобщение знаний и представлений младших школьников о различных профессиях .

Задачи :

Способствовать осознанию учащимися ценности и важности профессий в современном мире .

Активизировать интерес к наиболее распространённым профессиям .

Развивать речь, обогащать словарь по теме «Профессия » .

Совершенствовать умение четко отвечать на вопросы.

Развивать быстроту реакции, внимание, мышление, воображение.

Воспитывать уважительное отношение к людям труда .

Формировать умение работать в коллективе дружно сообща.

Оборудование : 2 листа с кроссвордами, мультимедийное оборудование, листы со словами для задания «Собери пословицу» , карточки с фразеологизмами.

Ход занятия:

I.Орг. мамент, объявление темы.

Дети садятся полукругом на стульчики.

Добрый день, ребята! Погода за окном солнечная. Надеюсь, и наше занятие пройдёт в тёёплой дружеской обстановке!

Давайте вспомним стихи, которые мы выучили к сегодняшнему занятию (см. Приложение №3) .

Вы догадались, ребята, о чем сегодня мы будем говорить? Да, речь пойдет о профессиях .

А что такое профессия ? (Дело, работа , которой занимается человек.)

В толковом словаре написано : Профессия – это вид труда , который требует от человека определённой подготовки , знаний и умений.

Какие профессии вам известны ? (Ответы детей.)

Сегодня мы с вами поиграем в профессии , а точнее проведём конкурс на лучших знатоков профессий .

Соревноваться будут две команды : «Умелые ручки» и «Мастера своего дела» .

Задание№1

Давайте разгадаем кроссворд под названием «Профессии » . Каждой команде я раздам по листу с кроссвордом, в который вы должны вписать правильные ответы.

По горизонтали.

1. Строит здания строитель,

Грузовик ведет водитель.

А кто в кухне очень нужен,

Нам готовит вкусный ужин? (Повар.)

3. Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней? (Доктор.)

4. Наведет стеклянный глаз,

Щелкнет раз и просит вас :

«Приходите, через час» . (Фотограф.)

Природу любить, стариков уважать. (Учитель.)

По вертикали.

2. Вез в магазин

Много метел и корзин.

Как приятно было Зине

Вместе с ним сидеть в кабине. (Водитель.)

Сейчас я прочту вам стихотворение А. Шибаева. В нем в конце каждой строчки отсутствует слово - название профессии . Попробуйте его угадать.

Самолетом правит… (летчик) .

Трактор водит… (тракторист) .

Электричку… (машинист) .

Стены выкрасил… (маляр) .

Доску выстругал… (столяр) .

В доме свет провел… (монтер) .

В шахте трудится… (шахтер)

В жаркой кузнице -… (кузнец) .

КТО ВСЕ ЗНАЕТ - МОЛОДЕЦ!

Задание№2

Следующее задание заключается в том, чтобы по нескольким словам угадать задуманную профессию . (Слайд – презентация №1)

Кошка, шприц, лекарства. (Ветеринар.)

Зеркало, ножницы, расческа. (Парикмахер.)

Набор игл, нитки, ткань. (Швея.)

Стопка ученических тетрадей, указка, классный журнал. (Учитель.)

Прилавок, продукты, цена. (Продавец)

Двор, метла, урна. (Дворник)

Самолет, штурвал, команда. (Летчик.)

Водопроводный кран, гаечный ключ, труба. (Слесарь-сантехник)

Сумка, газета, письмо. (Почтальон.)

Фотоаппарат, пленка, квитанция. (Фотограф.)

Комбайн, поле, зерно. (Комбайнер.)

Дом, кирпич, цемент. (Строитель.)

Трамвай, деньги, билет. (Кондуктор.)

Книга, формуляр , читатель. (Библиотекарь.)

Задание№3

Каждая профессия имеет свои орудия труда . Вам надо назвать их и сказать, кому они нужны для работы . (Слайд – презентация №2)

Зубов много, а ничего не ест. (Пила.)

Надели на палку стальную ладошку,

И под ладошку сажают картошку. (Лопата)

Взмахнет, нырнет, трава упадет. (Коса.)

То назад, то вперед ходит, бродит пароход.

Остановишь - горе, продырявит море. (Утюг.)

Шагает мастерица по шелку да по ситцу.

Как мал ее шажок! Зовется он стежок. (Иголка.)

Два конца, два кольца, а посередине - гвоздик. (Ножницы.)

Старая бабка по двору шныряет, чистоту соблюдает. (Метла.)

Если хорошо заточен , все легко он режет очень : хлеб, картошку, свеклу, мясо, рыбу, яблоки и масло. (Нож.)

Вострушка-вертушка

Уперлась в винт ногой -

Потерял болтун покой. (Отвертка.)

Замечательный дружище : деревянная ручища,

Да железный ободок, да каленый гребешок.

Он у плотника в почете, каждый день с ним на работе . (Топор.)

Задание№4 «Пословицы»

Известно много пословиц и поговорок о труде . Соберите пословицу из отдельных слов и объясните её смысл.

1 команда : «Славен человек не словами, а делами» ; «Дело мастера боится» .

2 команда : «Умелые руки не знают скуки» ; «Терпение и труд всё перетрут » .

Задание№6 «Фразеологизмы»

Каждый труд почетен . Не столько важно, кем человек работает , сколько важно, как он работает . Oт того, как человек относится к своим обязанностям, зависит, достоин ли он уважения. Издавна в народе пользуются уважением люди трудолюбивые , а с ленивым работником никто не хочет иметь дела.

Задание : определите , о каком (трудолюбивом или ленивом ) человеке эти фразеологизмы : (Дети по очереди читают фразы и объясняют их)

- «мастер своего дела» ,

- «работает спустя рукава » ,

- «лень прежде него родилась» ,

- «золотые руки» ,

- «работает , засучив рукава» ,

- «трудится не покладая рук » ,

- «от лени мохом оброс» ,

- «работает , словно спит» .

Задание№7

Каждая команда получает задание : поставить и показать мини-сценку о человеке какой-либо профессии , например, «Почтальон принес телеграмму» , «Учитель проверяет тетради» , «В парикмахерской» , «Работа официанта » , (Дети выполняют задание.)

Задание№8

Настоящий мастер потому и настоящий, что работает на совесть . Труд его приносит людям радость. И тогда люди говорят спасибо мастеру :

Сапожнику - за. (удобную обувь) .

Столяру - за. (прочную мебель) .

Строителю - за. (уютное жилье) .

Парикмахеру - за. (аккуратную прическу) .

Врачу - за. (избавление от боли) .

Уборщице - за. (чистоту и порядок) .

Учителю - за. (знания) .

Портному - за. (одежду) .

Подведение итогов.

Наше занятие подошло к концу. Сегодня мы с вами вспомнили разные профессии . Можно быть кем угодно : прекрасным, знающим врачом, водителем, писателем, грузчиком, но если у вас злое сердце, если вы завистливы, эгоистичны, вы никому не принесете радости своим трудом . Поэтому я, прежде всего, желаю вам быть добрыми и отзывчивыми людьми.

Список литературы и источников

1. Т. В. Попова «Беседа с дошкольниками о профессиях » , 2005г.

2. Т. А. Шорыгина «Профессии . Какие они?» , 2007г.

3. «Чтение художественной литературы» , - М.: Издательство «Скрипторий» .

4. «Кем мне стать? Большая книга профессий » , - М.: Издательство «АСТ» , 2010г.

5. И. Мальцева «Я читаю и узнаю про профессии » , - М.: Издательство «Clever» , 2015г.

6. Ю. В. Каспарова «О профессиях . Полезная книжка» , - М.: Издательство «Каскад» , 2008г.

7. htt://www.stranamam.ru

8. htt://www.nsportal.ru

9. htt://www.lujayka.com/rebusi_i_golovolomki/

Оценка результативности проекта

Считаю, что данный проект принес положительные результаты. В осуществлении данного проекта приняли участие 10 воспитанников. В ходе реализации данного проекта у 100% детей сформировались знания : о различных профессиях и их особенностях ; о качествах личности, которыми необходимо обладать человеку той или иной профессии ; уважительное отношение детей к труду взрослых , в том числе профессиям родителей ; интерес к разным видам профессий . Созданы предпосылки для воспитания гордости за родителей и уважения к ним.

В ходе реализации данного проекта детям приходилось участвовать во многих видах совместной деятельности, что способствовало развитию чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи.

Оценка результативности :

Проблема, решаемая в проекте актуальна ;

проект напрямую связан с решением данной проблемы;

проект оказался реалистичным, его возможно было реализовать;

Проводимые в ходе реализации проекта мероприятия были реальны, выполнимы, не требовали больших материальных затрат;

Проблема, поднятая в ходе проекта , созвучна с проблемой социума и удовлетворяет интересы большинства представителей общества . В результате реализации проекта у воспитанников расширился кругозор, сформировалось понятие важности и пользы каждой профессии в обществе ;

Изменилось отношение участников проекта к себе , к людям, друг к другу.

mob_info