Смотреть что такое "Бену" в других словарях. Легенда о фениксе и таинственный камень бен бен Смотреть что такое "Бену" в других словарях

(Егип.) Слово, относившееся к двум символам, которые оба переводятся, как "Феникс". Один был Шен-шен (цапля), а другой - птица трудноописуемого вида, называемая Рех (красная); обе они были посвящены Озирису. Именно последняя была обычным Фениксом великих Мистерий, типичным символом самосотворения и возрождения через смерть - прообразом Солнечного Озириса и божественного Эго в человеке. Кроме того, и Цапля, и Рех были символами циклов: первая - солнечного года в 365 дней, вторая - тропического года, или периода, охватывающего почти 26 000 лет. В обоих случаях эти циклы были видами возвращения света из тьмы, годового и великого циклического возвращения солнечного бога к месту своего рождения, или - его Воскресение. Рех-Бену описан Макробием как живущий 660 лет и затем умирающий, в то время как другие удлиняли его жизнь до 1460 лет. Плиний Натуралист изображает Реха как большую птицу с золотыми и пурпурными крыльями и длинным, синим хвостом. Как известно каждому читателю, Феникс, чувствуя приближение своего конца - согласно традиции - строит для себя на вершины жертвенного алтаря погребальный костер, и затем всходит на него, чтобы предать себя там всесожжению. Затем в пепле появляется червь, который растет и быстро развивается в нового Феникса, возродившегося из пепла своего предшественника.

Источник: "Теософский словарь"


Смотреть что такое "Бену" в других словарях:

    БЕНУ, в египетской мифологии бог в виде цапли, известен из гелиопольского сказания о сотворении мира. Он появился на возвышавшимся среди первобытного хаоса камне Бен Бен (см. БЕН БЕН) и это знаменовало начало акта творения. Бену считался ба (см.… … Энциклопедический словарь

    В египетской мифологии бог в виде цапли, известен из гелиопольского сказания о сотворении мира … Большой Энциклопедический словарь

    - (bnw, bjnw), в египетской мифологии бог в виде цапли. Почитался в Гелиополе. Согласно мифу, Б. появился на возникшем из водного хаоса камне обелиске «Бенбен», что знаменовало начало сотворения мира. Эпитет Б. «тот, который из себя возник» («бен»… … Энциклопедия мифологии

    БЕНУ - (Егип.) Слово, относившееся к двум символам, которые оба переводятся, как Феникс. Один был Шен шен (цапля), а другой птица трудноописуемого вида, называемая Рех (красная); обе они были посвящены Озирису. Именно последняя была обычным Фениксом… … Теософский словарь

    Бену - в егип. миф. бог в виде цапли. Почит. в Гелиополе. Согл. мифу, Б. появ. на возникшем из водного хаоса камне обелиске «Бенбен», что знаменовало начало сотворения мира. Эпитет Б. «Тот, к рый из себя возник». Фетиши Б. камень «Бенбен» (явл … Древний мир. Энциклопедический словарь

    бенуқс - [بي نقص] аслаш бенақс …

    бенуқсон - [بي نقصان] бекамбудӣ; беиллат, беайб: кори бенуқсон … Фарҳанги тафсирии забони тоҷикӣ

    бенуар - бену ар, а … Русский орфографический словарь

    Бенуэ конголезские языки (бенуэ конго) крупнейшая семья языков в Африке, входит в состав нигеро конголезских языков. Распространены на обширной территории Африки (к югу от Сахары) от Того до Сомали и к югу вплоть до ЮАР. Общее число говорящих… … Википедия

    Для термина «Бен 10» см. другие значения. В этой статье содержится информация о персонажах таких мультипликационных сериалов, как «Бен 10», «Бен 10. Инопланетная сила», «Бен 10. Инопланетная сверхсила» и «Бен 10. Омнивселенная», и сопутствующих… … Википедия

Книги

  • , Бену Анна. Кто из читателей не знает бестселлер Клариссы Эстес "Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях"?Переведенная более чем на двадцать пять языков книга уже несколько лет занимает…
  • Танцующие с волками. Символизм сказок и мифов мира , Бену Анна. Кто из читателей не знает бестселлер Клариссы Эстес 171;Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях 187;?Переведенная более чем на двадцать пять языков книга уже несколько лет…

Птица Бенну была египетской версией более известного нам феникса. В египетской мифологии сотворения мира, птица Бенну пролетела над поверхностью хаоса, приземлилась, и испустила крик, который нарушил изначальную первобытную тишину. По преданию именно этот крик решил, что будет в этом мире и чего не будет. Традиционно, птица Бенну напоминает цаплю, но она обладает огненно-оранжевым оперением и иногда человеческой головой. Её часто ассоциировали с богом египетского солнца, причём настолько часто, что образ птицы Бенну стал обозначать самого бога солнца, который часто изображался в короне.

Птица Бенну, по легенде, возрождается каждый день, вставая вместе с солнцем и обновляя себя в его лучах. Её способность возрождаться означала, что её также связывали с Осирисом (Osiris), мертвыми и идеей воскрешения. Первоначальная птица Бенну, которая сотворила мир, была рождена из пламени в кроне дерева Персея, которое росло на вершине обелиска. Более поздние рассказы наделяют птицу Бенну ещё большим количеством характеристик, присущих фениксу - Геродот (Herodotus) рассказывает историю о птице Бенну, которая жила на протяжении 500 лет, прежде чем загореться и возродиться из пепла. Затем пепел помещали на алтарь богу солнца.

2. Анзуд (Anzu)

Анзуд это древняя шумерская птица с телом орла и головой льва. Она была настолько огромной, что единственным деревом, достаточно большим, чтобы выдержать её гнездо было дерево, которое опиралось на семь верховий реки бога солнца, Уту (Utu). Полёт Анзуда был способен поднять огромные песчаные и пыльные бури, её крик заставлял весь мир сотрясаться и даже боги считали её почти непобедимой угрозой.

Согласно легенде, гигантская птица украла Скрижали Судеб (Tablet of Destinies), которые наделили её силами богов и властью над миром смертных. Энлил (Enlil), сын того бога, у которого Анзуда украла скрижали, был отправлен в первобытный, частично сотворённый мир, чтобы остановить её и вернуть власть богам, напустив потоки воды вместе с ветрами и бурями, которые формируют мир. Намного позже ассирийским царям приписывали убийство гигантской птицы, что позволило создать великие истории об эпических сражениях, и написать о смертных правителях этой области.

Оригинальные рассказы об Анзуде являются одними из старейших известных «боевых мифов», в которых на героя возложена задача отправиться на поиски, и сразиться с грозным противником. Эпос об Анзуде и Энлиле относится к периоду до 1200 года до нашей эры. Анзуд также отображается в гораздо более позднем фольклоре Израиля, где ему приносятся жертвоприношения, чтобы его успокоить.

3. Бубри (Boobrie)

Бубри это меняющая форму птица из мифологии и фольклора Северо-Шотландского нагорья (Scottish Highlands). Вместо того, чтобы использовать свои крылья для полёта, она чаще использует их чтобы плавать в озёрах и колодцах, где она охотится. Бубри, известная как подражательница, часто имитирует крики пострадавшего детёныша животного, хватая и топя любое взрослое животное, которое окажется достаточно любопытным, чтобы приблизиться и посмотреть в чём дело. Она предпочитает крупный рогатый скот и овец, но в случае необходимости может также съесть выдр.

Бубри также обладает способностью превращаться в лошадь и ходить по воде в такой форме, и она также может превратиться в насекомое, чтобы высосать кровь из лошадей. Существуют рассказы охотников, которые клялись, что они видели водную лошадь, ещё одно мифическое существо из шотландского фольклора, но при ближайшем рассмотрении следов, оставленных этим существом, они увидели отличительные следы, похожие на рога, которые являются уникальными для Бубри. По словам очевидцев, Бубри обладает длинной белой шеей, широким размахом крыльев, длинным клювом, короткими ногами, массивными частично перепончатыми лапами, и криком, который похож на мычание быка.

4. Гаруда (Garuda/Karura)

В индуистской мифологии Гаруда это птица, принадлежащая богу Вишну, которая достаточно большая для того, чтобы он на ней ездил и настолько ярко окрашенная, что её часто ошибочно принимают за бога огня. Несмотря на то, что она не была создана как бог, ей часто поклоняются как таковому.

Её также можно найти в японской мифологии, где она известна как Карура. Некоторые изображения Каруры показывают существо, которое является частично человеком и частично птицей, и часто обладает многочисленными руками, крыльями, и перьями. Интересно то, что некоторые индуистские и японские изображения Гаруда и Каруры практически идентичны. В Японии она почти всегда изображена держащей флейту или играющей на ней. В качестве Гаруды, она обычно обладает телом, руками, и ногами человека и крыльями, головой и когтями орла, с блестящими золотыми перьями.

Обе её версии представляют её как царя всех птиц, способного летать быстрее ветра. В соответствии с обеими версиями, её смертельным врагом является Нага - злобное, змееподобное существо, которое угрожает естественному балансу мира. Именно Гаруда стала причиной бессмертия Наги. Когда Нага похитила её мать, она добилась её освобождения отдав Наге амброзию, и она стала её бессмертным врагом.

5. Птица-сирота (Orphan Bird)

Птица-сирота это малоизвестное существо из средневекового бестиария Пьера де Бове (Pierre de Beauvais). На самом деле, она настолько малоизвестна, что его работа является единственным известным упоминанием об этом существе. Об авторе также известно совсем немногое - лишь то, что он составил два бестиария до 1218 года, которые в деталях описывают ряд мифологических существ, которые даже не были выходцами из Европы.

Птица-сирота родом из Индии и описывается обладающей телом журавля, шеей и грудью павлина, ногами орла и перьями чёрного, красного и белого цвета. Мать птицы-сироты откладывает яйца в воду, и существует два различных вида этих существ - хорошие и плохие. Хорошие яйца всплывают и когда они вылупливаются, мать и отец воспитывают их, приветствуя их в мир и радуясь их появлению. Плохие яйца опускаются на дно водоёма и вылупливаются там. Эти плохие птицы обречены жить в темноте под водой. Считается, что птица-сирота является аллегорией для хороших душ, которые поднимаются на небеса и плохих, которые обречены на жизнь во мраке ада.

6. Стимфалийские птицы (Stymphalian Birds) и Птицы Ареса (Ornithes Areioi)

Стимфалийские птицы или Стимфалиды , были плотоядными птицами из греческой мифологии. Истребление этих птиц было одной из задач Геракла, так как они уже давно терроризировали озеро Аркадии (Arkadia) под названием Стимфалис. Когда он дошел до озера, где обитала стая птиц, он обнаружил, что не мог добраться до них, не утонув в болоте. Однако Афина дала ему погремушку, и звук погремушки заставлял птиц взлетать. Он убил выстрелом несколько из них и те, которые улетели, переселились на остров. Там они были переименованы в Птиц Ареса и в конечном итоге были найдены Ясоном, когда он искал Золотое Руно. Ещё некоторое их количество погибло от рук греческих моряков.

Изначально птиц описывали как постоянно голодных, плотоядных птиц, которые нападали на людей и пожирали их. Считалось, что они были выращены Аресом и умели стрелять перьями своих крыльев с силой стрел. Существуют различные версии Стимфалийских птиц в более поздних мифах, в том числе та, в которой они на самом деле были хранителями храма Артемиды, и единственное что в них напоминало птиц это их ноги. В другом мифе они были человеческими дочерями Стимфалоса, убитыми Гераклом, так как он счёл, что они не приняли его в свой дом с достаточной любезностью и почестью.

7. Стрига (Strige)

Стрига или Стрикс (strix) это существа, которые происходят из греческой мифологии. Они в конечном итоге стали частью римской мифологии, а также религиозной мифологии Европы в эпоху Средневековья. Изначально они были частью истории о двух братьях, которые были превращены в диких животных в качестве наказания за съедение другого человека. Один из них стал Стриксом, обреченным на жизнь вниз головой без еды и питья, чей отчаянный крик можно было услышать ночью.

Существует много споров о том, что конкретно представляет собой стрикс или стрига. В латинском языке слово «Стрикс» можно интерпретировать как предвестник несчастья. В некоторых местах Стрикс чаще ассоциируется с вампирами или ведьмами. Согласно некоторым текстам, это существо является хищной птицей в течение дня и ведьмой в ночное время. По преданию, эти ведьмы душат детей и пьют их кровь, но так же, как и в случае вампиров, Стрикса может отогнать амулет, сделанный из чеснока и одетый на шею ребенка. В Естественной истории Плиния (Pliny’s Natural History), они описываются как реальные существа, но он также признает, что он многого о них не знает. В средние века они сделали скачок от классической мифологии к христианской мифологии, когда о них заговорили как о слугах дьявола.

8. Куйгараш (Liderc)

Куйгараш это существо из венгерской мифологии, которое выглядит как курица без перьев. Существуют несколько различных типов куйгараша. Куйгараш, которого часто ассоциируют с ведьмами, просто появляется в домах или вылупливается из яйца, которое хозяин дома вынашивает подмышкой. Куйгараш служит в качестве помощника ведьмы, неустанно выполняя для неё одно поручение за другим, но если он не будет достаточно занят работой, он убивает её. Считается, что предотвратить это можно лишь дав куйгарашу невозможное задание, например, принести воды в решете.

Другим типом куйгараша является существо, появившееся из историй об инубе и суккубе. В данном случае, куйгараш, выглядящий абсолютно также как человек, за исключением ног гуся, охотится на людей, которые переживают потерю супруга. Они появляются каждую ночь, и их неустанные ухаживания заставляют жертву этих страстей постепенно чахнуть. Чтобы избавиться от куйгараша и предотвратить его возвращение, нужно украсть ботинок или гусиную ногу, которую он носит на своей человеческой стопе.

9. Киннамолг (Cinnamologus)

Киннамолг , пожалуй, является одним из самых странных объяснений существования продукта природного происхождения. В 5-м веке до нашей эры корица была очень желанной пряностью. Согласно произведениям таких греческих авторов, как Плиний Старший (Pliny the Elder) и Геродот (Herodotus), самой ценной корицей была та, которую собирал киннамолг. В Естественной Истории Плиния Старшего говорится, что эти гигантские птицы строили свои гнёзда только из палочек корицы, которые они собирали с деревьев корицы. Поскольку они расположены настолько высоко на деревьях и настолько хрупкие, единственным способом получения корицы было бросание свинцовых шаров в гнёзда, чтобы сбить палочки корицы.

Та же история рассказывается позже Исидором Севильским (Isidore of Seville) в 7 веке, в то время как Геродот рассказывает несколько иную версию истории о киннамолге в 5 веке. По словам историка, эти арабские птицы собирают палочки корицы и строили свои гнёзда высоко на отвесных скалах, цементируя их с помощью грязи. Те, кто собирали корицу, разрезали волов и других крупных животных на большие куски, оставляя их у основания скалы и заманивая птиц унести их в свои гнёзда. Гнёзда не могли выдержать веса добычи и падали, что позволяло людям собирать корицу и продавать её, получая большую прибыль.

10. Удод (Hoopoe)

«Царица Билкис и удод». Персидская миниатюра, ок. 1590—1600

Удод это странно названная птица, которая является как реальным существом, так и предметом некоторых противоречивых мифологий. В арабской мифологии удод считается просвещенной птицей, которая обладает силой исцеления и предсказывания по воде. В легенде также говорится о том, что удоды спасли царя Соломона, когда он застрял в пустыне, собравшись в стаю, чтобы их крылья служили ему тенью.

В бестиариях Плиния Старшего и Исидора Севильского удод является одним из немногих существ, у которых молодняк заботится о старших, когда они стареют и ослабевают. Тем не менее, существует также ряд других, менее очаровательных историй, связанных с этой птицей. Согласно Исидору эту птицу всегда можно увидеть на кладбищах. Легенда восточно-европейской мифологии гласит о том, что когда Бог создал удода, он предоставил ему все традиционные продукты питания, которые, как правило, нравятся птицам. Однако удод отказался съесть какой-либо из них, и в качестве наказания, Бог обрёк птицу вечно питаться только экскрементами других животных.

11. Алконост (алкионъ)

Алконост (алконст, алконос; искаж. др.-рус. алкионъ есть птица от греч. ἀλκυών — «зимородок») — в русском искусстве и легендах райская птица с головой и руками девы. Часто упоминается и изображается вместе с другой райской птицей Сирин .Образ Алконоста восходит к греческому мифу о девушке Алкионе, превращённой богами в зимородка. Название и образ её, впервые появившиеся в переводных памятниках, являются результатом недоразумения: вероятно, при переписывании «Шестоднева» Иоанна Болгарского, где речь идёт о зимородке — алкионе (греч. ἀλκυών) слова славянского текста «алкионъ есть птица морская» превратилось в «алконостъ»

Виктор Васнецов. «Сирин и Алконост. Птицы радости и печали»

12. Сирин (сиринъ)

Сирин (др.-русск. сиринъ, из греч. Σειρῆνες — «сирены») — в древнерусском искусстве и легендах райская птица с головой девы. Считается, что Сирин представляет собой христианизацию языческих русалок — вил. Часто изображается вместе с другой райской птицей, Алконостом, но голова Сирина иногда оказывается непокрытой, а вокруг неё нимб.
В средневековых русских легендах Сирин однозначно считается райской птицей, которая иногда прилетает на землю и поет вещие песни о грядущем блаженстве, однако иногда эти песни могут оказаться вредными для человека (можно потерять рассудок). Посему в некоторых легендах Сирин приобретает отрицательное значение, так что её даже начинают считать темной птицей, посланницей подземного мира

13. Феникс (phoenix)

Феникс (греч. Φοῖνιξ, перс. ققنوس‎, лат. phoenix; возможно от греч. φοίνιξ, «пурпурный, багряный») — мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя и затем возрождаться. Известна в мифологиях разных культур, часто связывается с солнечным культом. Считалось, что феникс имеет внешний вид, похожий на орла с ярко-красным или золотисто-красным оперением. Предвидя смерть, сжигает себя в собственном гнезде, а из пепла появляется птенец. По другим версиям мифа, из пепла возрождается сам Феникс. Обычно считалось, что Феникс — единственная, уникальная особь своего вида. В метафорическом истолковании Феникс — символ вечного обновления.
В геральдике феникса всегда изображают поднимающимся из пламени; как Елизавета I, так и Мария, королева шотландцев, выбрали феникса в качестве своей эмблемы.

14. Гамаюн

Гамаюн — в славянской мифологии вещая птица, поющая людям божественные песни и предвещающая будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн знает всё на свете. Когда Гамаюн летит с восхода, приходит смертоносная буря.

Первоначально образ пришел возможно из древнегреческой мифологии (сирены). Изображалась с женской головой и грудью.
В геральдике ирийская-райская птица (Гамаюн) — мифическая птица счастья. Символизирует также мир, богатство, благополучие, величие. На Руси считается и вещей птицей. Гамаюн изображён на гербах следующих российских населённых пунктов и областей:

15. Рух (птица-слон)

Птица Рух или птица-слон — в средневековом арабском фольклоре огромная (как правило, белая) птица размером с остров, способная уносить в своих когтях и пожирать слонов и каркаданнов (что на фарси значит «господин пустыни») — мифическое существо, упоминаемое в средневековой арабской и персидской литературе. Представляло собой свирепого единорога, встречавшегося в Северной Африке, Персии и Индии; он был способен напасть на слона и убить его.)

Великий путешественник ибн Баттута пишет о том, что по дороге в Китай он воочию наблюдал, как с поверхности моря вспорхнула гора — это была птица «рух». Наконец, самое знаменитое описание птицы содержится в «Тысяче и одной ночи»: во время пятого путешествия Синдбада-морехода птица Рух в отместку за уничтожение её яйца истребляет целый корабль с моряками.

Крик Бену, определяющий развитие мира

Как ипостась Атума, птица Бену, согласно некоторым мифам , пролетела над первичным океаном перед созданием мира. Согласно этой традиции, птица приземлилась на возникшую из водного хаоса скалу – Бенбен, где ее крик сломал первобытную тишину и обозначил начало творения мироздания; также этот крик определил то, что будет и что не должно быть в разворачивающемся процессе возникновения нового мира.

Бену, согласно древней египетской мифологии, также была ба (душой) бога Ра; иероглифический знак, изображающий птицу, использовался, чтобы написать имя этого бога солнца. Позже Бену станет считаться также ба и одним из проявлений возрожденного бога Осириса.

Возникший сам из себя

Бену возник сам из себя. «Тот, кто возник cам» - это один из эпитетов этого бога. Каждое утро Бену появляется в виде утреннего солнца. Это олицетворение с солнцем, которое каждый день возрождается на небе, привело к тому, что древние греки считали Бену фениксом – бессмертной птицей, возрождающейся из пепла.

Священными фетишами Бену являются камень Бенбен (он также является фетишем бога Ра) и дерево Ишед (на нем находится дом Бену).

В древнеегипетской иконографии Бену изображается в виде цапли, носящей головной убор с перьями, но иногда изображается без головного убора, может также иметь и гибридную форму – птицы с головой человека.

Амулеты с изображением Бену, являясь символом возрождения, должны были помочь умершим успешно пройти взвешивание сердца в «Зале двух истин», чтобы продолжить жизнь в загробном мире. В «Книге мертвых » есть формулы, чтобы определенным образом преобразовать покойного в Бену. Покойный говорит: "Я - Бену, душа Ра, и проводник богов в Дуате (подземном мире)." В другом стихе он говорит: "Я чист. Моя чистота - чистота Бену…"

О Бену мало что известно, кроме того, что он снес первозданное яйцо. Тем не менее, древнегреческие авторы в подробностях пересказывают нам множество мифов о птице фениксе, с которой они отождествляли Бену.

ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЬ!

«Птица, которую мы называем фениксом и которая появляется в Египте каждые пятьсот лет, все это время парит в Инде (небесах Востока). Он единственный из своего вида. Рождается он из лучей солнца и весь сверкает золотом. По длине и весу он как орел. Живет он в гнезде, которое строит сам себе из трав, найденных у истоков Нила. Что же касается рассказов египтян о том, что он пролетает над их краями, это подтверждают свидетельства о том, что феникс сгорает в своем гнезде, напевая самому себе свою похоронную песнь. То же говорят о лебедях те, кто умеет их слушать». Филострат Афинский. «Жизнь Аполлония», книга III.

Упоминания о Бену встречаются, начиная с эпохи Древнего царства. В эти давние времена он уже был связан с планетой Венерой, которая, как считалось, управляет солнцем. Именно это было ключевой задачей Бену: сделать возможным рождение Ра и вывести его на первозданную сушу, возникшую из Нуна, то есть на бенбен!

Ра, рожденный из яйца

Гелиопольская мифология богата на версии истории появления бога Ра на свет. Египтяне рассказывали о цветке лотоса, который появился на поверхности первозданного океана Нуна и из которого взошло солнце. В этом случае Ра был связан с богом Нефертумом («великим лотосом»). Рассказывали также о яйце, из которого появилось солнце. Но кто же снес это яйцо? Миф приписывает отцовство первозданной птице, «великому болтуну», чей крик впервые разорвал безмолвие. Эту птицу звали Бену. Изначально он описывался как простая трясогузка, однако в скором времени Бену приобрел черты величественной аистообразной птицы, которая властвует над водами: черты серой цапли. И наконец, он стал первым существом, которое приземлилось на первичный холм, на первую выступившую из воды землю, которую он добыл взмахом крыла. Эта земля получила говорящее название бенбен!

Бену становится фениксом!

Это существо обитало на Земле с незапамятных времен, что и навело египтян на мысли о его исключительном долголетии. Греческие авторы донесли до нас эти мифы в удивительных рассказах. Вот что сообщает Геродот (древнегреческий историк, живший в V веке до н. э.) в своем труде «История»: «Есть и другая священная птица, которая называется фениксом… Ее мы видим нечасто. Если верить гелиопольцам, она появляется в их краях лишь раз в пятьсот лет, когда ее отец прилетает умирать». Римский автор Овидий в XV книге «Метаморфоз» уточняет: «Он питается не зерном и не травой, а слезами ладана и соком амома. Как только заканчиваются отведенные его жизни пять веков, он тут же садится на ветви пальмы или на ее качающуюся верхушку.

Там он строит свое гнездо когтями и клювом, чистыми от всякой скверны. Для этого он собирает колоски, благоуханный нектар, кусочки корицы, сверкающую золотом мирру. Он ложится на все это и заканчивает свою жизнь среди благоухания. Из отцовского тела появляется затем маленький феникс, который проживет столько же лет. Когда он крепнет достаточно для того, чтобы поднимать груз, он вызволяет свое гнездо из ветвей дерева и почтительно уносит свою колыбель, которая одновременно является могилой его отца. Паря на легких ветрах города Гипериона (Гелиополя), он оставляет свою ношу у священных дверей своего храма».

Отец и сын

Геродот разъясняет то, что он узнал: «Если он таков, каким его описывают, оперенье его крыльев частично золотое и частично красное. Размером он больше всего походит на орла. Рассказывают об одной его особенности, которая кажется мне уникальной: он покидает Аравию и направляется к храму Солнца с телом своего отца, которое покрыто миррой. В этом храме он хоронит отца. Делает он это следующим образом: из мирры он лепит ком в форме яйца, который весит столько, сколько он может поднять; он поднимает яйцо и проверяет, не слишком ли оно тяжелое; после такой проверки, он выдалбливает яйцо и кладет внутрь тело отца; затем он заделывает отверстие миррой так, чтобы восстановить изначальный вес. Закупорив яйцо таким образом, он несет его в Египет, к храму Солнца. Так, говорят, поступает эта птица».

Феникс: образ спасения

В других мифах описывается, как феникс воскресает каждые пятьсот лет после огненной смерти на костре из благовоний, который зажигает последний луч заходящего солнца. Во всех этих случаях Бену (или феникс) является примером удивительного долголетия и безграничной способности возрождаться из собственного пепла. Эту его особенность отмечают до зарождения христианства в первые века нашей эры.

ТРИ ФЕНИКСА — ХРАНИТЕЛЯ ПОГРЕБАЛЬНЫХ УРН ЦАРЯ СОЛОМОНА

В 1945 году состоялись раскопки важнейшей библиотеки коптского языка в Хенобоскионе, в Верхнем Египте (у коптов — Шенесет, а ныне — Наг-Хамади). Среди пятисот двух обнаруженных рукописей имелось апокрифическое евангелие от Фомы и некая рукопись без названия с апокалиптическим содержанием. Этот текст апокалипсиса рассказывает о песне (безусловно, намного более древней, возможно, даже времен фараонов), которая называется «песней о трех фениксах». Она рассказывает нам, что задачей этих трех птиц было сопровождать движущееся солнце вместе с «калкирами». Халкиры -это семь погребальных урн, в которые царь Соломон заточил злых духов и которые он оставил под охраной египетских жрецов.


Алконо́ст (алконст, алконос) — в русских и византийских средневековых легендах райская птица-дева бога солнца Хорса, приносящая счастье. По сказанию XVII века алконост пребывает близ рая и когда поет, то сам себя не ощущает. Алконост утешает своим пением святых, возвещая им будущую жизнь. Алконост несёт яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на 7 дней. Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всём на свете.


Образ Алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе, превращённой богами в зимородка. Эта райская сказочная птица стала известна по памятникам древнерусской литературы и лубочным картинкам.


Алконост изображается полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными перьями (крыльями), человеческими руками и телом. Девичья голова, осененная короной и ореолом, в который иногда помещена краткая надпись. В руках держит райские цветы или развернутый свиток с объяснительной надписью. Легенда о птице Алконост перекликается с легендой о птице Сирин и даже частично её повторяет. Истоки же этих образов следует искать в мифе о сиренах. Существует подпись под одной из лубочных картинок с её изображением: «Алконост близ рая пребывает, иногда и на Евфрате-реке бывает. Когда в пении глас испущает, тогда и самое себя не ощущает. А кто вблизи тогда будет, тот всё на свете забудет: тогда ум от него отходит, и душа из тела выходит». Сравниться с Алконостом в сладкозвучии может лишь птица Сирин.

Птица Сирин


Си́рин [от греч. seirēn, ср. сирена] — птица-дева. В русских духовных стихах она, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей пением, в западноевропейских легендах — воплощение несчастной души. Происходит от греческих сирен. В славянской мифологии чудесная птица, чье пение разгоняет печаль и тоску; является лишь счастливым людям. Сирин — это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн. Сирин — темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира.


Иногда прекрасная птица Сирин встречается в образе настоящей птицы, без всяких человеческих составляющих. Её перья покрывает невидимая масса, символизирующая Стихии. «Крылья ее были белые с голубыми и красными полосами, как карамелька, клюв — нежно-фиолетовый, заостренный, похожий на клинок, а глаза яркие, зеленые, цвета молодой листвы, и мудрые, благосклонные».

Птица Гамаюн








Гамаю́н — по славянской мифологии вещая птица, посланник бога Велеса, его глашатай, поющая людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн всё на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей. Когда Гамаюн летит с восхода, приходит смертоносная буря.


Первоначально — из восточной (персидской) мифологии. Изображалась с женской головой и грудью. Собрание мифов «Песни птицы Гамаюн» повествует о начальных событиях в славянской мифологии — сотворении мира и рождении языческих богов. Слово «гамаюн» происходит от «гамаюнить» — баюкать (очевидно, потому, что эти легенды служили также сказками детям на ночь). В мифологии древних иранцев есть аналог - птица радости Хумаюн. «Песни» делятся на главы — «Клубки».

Птица Феникс








Фе́никс (возможно от греч. φοίνιξ, «пурпурный, багряный») — мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя. Известна в мифологиях разных культур. Считалось, что феникс имеет внешний вид орла с ярко-красным оперением. Предвидя смерть, сжигает себя в собственном гнезде, а из пепла появляется птенец. По другим версиям мифа — возрождается из пепла.


Согласно Геродоту, это птица в Ассирии. Живёт 500 лет. Упоминается многими античными авторами. Обычно считалось, что Феникс — единственная, уникальная особь, а не мифологический вид птиц. Позже — символ вечного обновления.

Птица Бенну (Бен-Бен)









Бенну (Бен-Бен) — в египетской мифологии птица — аналог феникса. По легенде является душой бога Солнца Ра. Название связано со словом «вебен», означающим «сиять».


По легенде Бенну появилась из огня, который горел на священном дереве во дворе храма Ра. По другой версии Бенну вырвалась из сердца Осириса. Изображалась в виде серой, голубой или белой цапли с длинным клювом и хохолком из двух перьев, а также в виде жёлтой трясогузки или орла с красными и золотыми перьями. Существуют также изображения Бенну в виде человека с головой цапли.


Бенну олицетворяла воскресение из мёртвых и ежегодные разливы Нила. Символизировала солнечное начало.








Жар-птица — сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека.


Добыча жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть жар-птицу удается лишь доброму младшему сыну. Мифологи (Афанасьев) объясняли жар-птицу в виде олицетворения огня, света, солнца. Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга. Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Оставляя в стороне произвольные мифологические объяснения, можно сопоставить жар-птицу со средневековыми, очень популярными и в русской, и в западноевропейской литературе рассказами о птице Феникс, возрождающейся из пепла. Жар-птица также является прототипом павлинов. Молодильные яблоки, в свою очередь, можно сопоставить с плодами гранатового дерева, излюбленного лакомства Фениксов.

Птица Симург








Симург - вещая птица, первоначально встречалась лишь в иранских мифах, но позже ареалом ее обитания стала и тюркская традиция (Симург перелетел туда, возглавляя стаю пери и дэвов).


На новом месте Симург вполне обжился, о чем свидетельствует, например, факт присутствия его в узбекских дастанах. В сказочных дастанах Симург - положительный образ: гигантская птица, как правило, помогает герою, оказывая ему транспортные услуги, - например, переносит к родным. В классической тюркской лирике образ Симурга несет уже иную смысловую нагрузку, - таинственная птица проживает на горе Каф - горной цепи, по краю опоясывающей землю и поддерживающей небеса, - то есть обитает на самом краю света.


Симург - фантом, его никому не дано увидеть. На языке поэзии выражение «увидеть Симурга» означает - осуществить несбыточную мечту. Этот образ получил дальнейшее развитие и несколько иную трактовку в суфийской литературе. В «Беседе птиц», знаменитой поэме персидского поэта Фаридиддина Аттара, Симург - это аллегорическое выражение подлинного знания, символ тождества творца и творения. Алишер Навои изложил свой вариант этой поэмы на тюркском языке, назвав ее «Язык птиц».


В поэме Навои птицы отправляются на поиски мудрого шаха Симурга, дабы он спас их от страданий жизни. Миновав семь долин (семь ступеней на пути совершенствования), пройдя множество испытаний, птицы в финале странствия достигают пышных садов единения - обители Симурга - где в каждой розе, словно в зеркале, видят собственное отражение.


Птицам открывается, что шах Симург - это они, тридцать птиц (из огромной стаи лишь тридцать достигли цели). Слово «си» по-персидски - тридцать, «мург» - птица.


Симург и его подданные едины:

Тот, кто был вознесен к единению разом,

Тайн единого бога достиг его разум.

Блеск лучей единенья даст свет его взгляду,

Меж “тобою” и “мною” разрушит преграду.

(Навои, «Язык птиц»)


Воплощая столь абстрактные идеи, Симург, тем не менее, не лишен вполне материального оперения: в поэме «Язык птиц» рассказывается, как, пролетая над Китаем, он обронил перо необычайной расцветки - сверкающее столь ярко, что весь Китай (в поэме - город) оделся сиянием. С этого дня все китайское население обрело пристрастие к занятию живописью. Самым виртуозным живописцем стал Мани, легендарный основатель манихейства (религии, сочетающей черты зороастризма и христианства), - в классической восточной поэзии Мани - образ гениального художника.


Таким образом, Симург, в дополнение к трем вышеозначенным ипостасям, может служить и символом искусства.

mob_info