Размещение аукциона по 44 фз пошаговая инструкция. Как участвовать в электронных торгах? Как увеличить свои шансы

Понятие электронного аукциона для осуществления госзакупки

Определение данной процедуры приводится в ч. 1 ст. 59 закона «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Суть его заключается в следующем:

  • информация о закупке размещается публично, тем самым доступ к ней предоставляется неограниченному кругу лиц;
  • извещение о закупке публикуется в Единой системе всех государственных закупок;
  • к потенциальным участникам предъявляются равные требования, в том числе и дополнительные;
  • процедура непосредственно самого аукциона обеспечивается оператором той или иной электронной площадки.

Случаи проведения закупки в форме электронного аукциона по закону № 44-ФЗ

Законодательством установлена обязанность муниципального и государственного заказчика по проведению электронного аукциона по 44-ФЗ в случаях, если:

  • закупка не осуществляется путем запроса котировок или предложений в допускаемых законом случаях;
  • закупка не производится у единственного поставщика;
  • закупаемый товар (работа, услуга) входит в перечень, установленный распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р, или дополнительный перечень, утвержденный на уровне региона.

В указанный в последнем пункте приведенного списка федеральный перечень входит более 60 видов и групп товаров (работ, услуг), в числе которых сельскохозяйственная продукция, углеводороды, продукты и одежда, лекарственные средства, руды и металлы, автотранспортные средства, коммунальные услуги, строительные работы, услуги транспорта, турфирм, клининга и т. д.

Как указано в ч. 3 ст. 59 закона № 44-ФЗ, закупки с помощью электронного аукциона по желанию заказчика могут проводиться в отношении не включённых в перечни объектов.

Не знаете свои права?

Кем обеспечивается проведение аукциона?

Электронный аукцион по 44-ФЗ осуществляется в целях закупки товара, вида работ или услуг для государственных нужд, а равно и нужд муниципальных образований, казенных учреждений. От имени заказчика все действия по размещению извещения и организации рассматриваемой процедуры на всех ее этапах выполняет специальная контрактная служба либо специально уполномоченное должностное лицо.

Ст. 38 закона № 44-ФЗ предусматривает необходимость создания специальной контрактной службы только в том случае, если годовой объем всех планируемых закупок составляет более 100 млн руб. В иных случаях допускается возложение обязанностей по ведению данной процедуры на уполномоченное лицо. Создание самостоятельного структурного подразделения для осуществления данных функций необязательно при любом варианте.

Кроме того, для проведения закупки заказчиком может быть привлечена сторонняя организация, в том числе:

  • для разработки соответствующей документации;
  • размещения извещения;
  • отправки приглашений потенциальным участникам и т. д.

Этапы аукциона

В первую очередь осуществление данного способа размещения госзаказа в электронной форме должно быть запланировано, внесено в план-график размещения заказа. Дальнейший порядок проведения аукциона включает следующие этапы:

  • подготовку документации о закупке электронным способом;
  • формирование извещения о размещении закупки и его опубликование в Единой системе государственных закупок;
  • изучение документации потенциальными участниками, подачу и прием заявок;
  • рассмотрение первых частей заявок после окончания срока приема заявок;
  • собственно торги среди всех допущенных участников;
  • рассмотрение комиссией вторых частей заявок и принятие решения об их соответствии требованиям закона и утвержденной документации;
  • определение победителя;
  • заключение контракта с победителем процедуры.

При этом процедура может быть признана несостоявшейся, что происходит в случаях, когда на участие в ней подана только 1 заявка либо их не последовало вовсе. При наличии только одной заявки контракт заключается с единственным участником, несмотря на признание процедуры несостоявшейся (п. 4 ч. 1 ст. 71 закона № 44-ФЗ).

Рассматриваемый способ проведения торгов один из наиболее распространенных в силу требований законодательства. Помимо обязательных случаев организации рассматриваемой процедуры, законодателем предоставлено право заказчикам по своему усмотрению осуществлять запланированные закупки именно таким способом. Процедура организации подробно описана в ст. 59-71 закона № 44-ФЗ.

  • единый реестр участников закупок (c 01.01.2019),
  • система «Независимый регистратор»,
  • новые правила обеспечения заявок,
  • новый порядок работы с электронной подписью,
  • обеспечение заявки только деньгами,
  • изменены сроки всех конкурентных процедур.

С 1 июля 2018 года вносятся изменения в ст. 3 44-ФЗ: добавляется определение электронной площадки, оператора электронной площадки, специализированной электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки.

Электронная площадка - сайт в Интернете, соответствующий 44-ФЗ, на котором проводятся конкурентные способы определения поставщика в электронной форме.

Специализированная электронная площадка - информационная система, доступ к которой осуществляется с использованием защищённых каналов связи, и на которой проводятся закрытые конкурентные способы определения поставщиков.

Изменения, которые коснутся правил участия в госзакупках:

С 01.07.2018 года заказчикам разрешат проводить электронные конкурсы, запросы котировок и запросы предложений.

С 01.07.2018 г. по 01.01.2019 г. - Перевод всех видов госзакупок в электронную форму.

С 01.01.2019 г.: типовая форма заявки на участие в электронных процедурах, типовая заявка, типовая документация обязательны для применения заказчиками и (или) участниками закупки.

Перевод всех закупок в электронный вид говорит о том, что государство взяло курс на элекронизацию закупочной деятельности.

Виды электронных закупок:

  • Аукцион (открытый, закрытый),
  • Запрос котировок,
  • Запрос предложений,
  • Конкурс (открытый, закрытый, с ограниченным участием, двухэтапный).

С 1 июля 2018 года заказчики (федеральные), уполномоченные органы и уполномоченные учреждения вправе применять новые электронные формы процедур.

С 1 января 2019 года - обязаны закупать продукцию только электронными процедурами. Проводить открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений не в электронной форме нельзя.

Особенности электронных процедур:

Электронные закупки проводят на площадках, которые отберет Правительство. Закрытые процедуры будут проводить на специализированных площадках (astgoz.ru).

Пока площадки не отобрали, электронные закупки будут проводить на работающих сейчас площадках.

Заявки на электронные закупки участники будут подавать только через электронные площадки или специализированные электронные площадки. Из 44-ФЗ исключили положения, которые касаются возможности подать заявку через ЕИС.

Одно из обязательных требований электронной закупки - стороны используют усиленную квалифицированную электронную подпись. Получить подпись можно в аккредитованных Минкомсвязи удостоверяющих центрах.

Электронный конкурс

Заявка будет состоять из двух частей по аналогии с аукционом:

  • 1 часть будет содержать предложения по качеству без наименования участника (обезличенная заявка).
  • 2 часть будет содержать сведения об участнике, его квалификации и т.д.

Отдельно в составе заявке будут подаваться сведения о цене контракта.

На первом этапе заказчик будет рассматривать первые части заявок, по результатам рассмотрения будет сформирован протокол № 1, в соответствии с которым участники получат допуск к дальнейшему участию в конкурсе, а также смогут увидеть лучшую цену.

Электронный запрос котировок

Со стороны участников в составе заявки направляется: согласие на участие, конкретные показатели, товарный знак, предложения о цене контракта.

После окончания этапа подачи заявок, оператор электронной площадки направляет их на рассмотрение заказчику, по результатам рассмотрения формируется протокол № 1, который содержит сведения о допуске к участию.

Следующий этап - переторжка, который длится час. За это время участники смогут улучшить свое ценовое предложение.

По завершению переторжки заказчик подводит итоги, формирует финальный протокол, определяет победителя.

По результатам конкурса заказчик заключает электронный контракт с победителем конкурса на той же площадке.

Что останется в «бумаге»?

На бумаге останутся закупки у единственного поставщика и еще пять видов не самых распространенных закупок:

  1. запросы котировок на закупки продовольствия, средств для скорой медпомощи, лекарств и топлива; а еще закупки после расторжения контракта по решению суда (речь идет лишь о таких расторгнутых контрактах, которые вы изначально заключили по результатам конкурсов или аукционов),
  2. предварительные отборы на запросы котировок по ликвидации последствий ЧС,
  3. закрытые процедуры, по которым нет специального решения Правительства провести их в электронной форме,
  4. отдельные закупки, по которым правительство выпускает специальный акт для отдельных заказчиков,
  5. закупки заказчиков за рубежом.

Единый реестр участников госзакупок

Ст. 24.2, 44-ФЗ

Регистрация участников закупок в ЕИС и их аккредитация на электронных площадках. Единый реестр участников закупок.

Регистрация участников закупок в ЕИС осуществляется в электронной форме на основании информации и документов в порядке и сроки, которые определяются Правительством РФ. Информация и документы об участниках закупок, зарегистрированных в ЕИС, вносятся в единый реестр участников закупок.

Не допускается взимание с участников закупки платы за регистрацию в ЕИС, аккредитацию на электронной площадке.

Регистрация участника закупки в единой информационной системе и аккредитация участника закупки на электронной площадке осуществляются сроком на три года.

Ст. 112, 44-ФЗ

47. С 1 января по 31 декабря 2019 года включительно аккредитованные ранее на электронных площадках участники закупок для участия в электронных процедурах обязаны пройти регистрацию в единой информационной системе.

48. С 1 января 2019 года аккредитация участников закупок на электронных площадках осуществляется после регистрации таких участников в соответствии с требованиями статьи 24.2 настоящего Федерального закона (44-ФЗ).

Единый реестр участников закупок - это список зарегистрированных ИП, юридических и физических лиц, которые принимали, принимают или намерены принимать участие в госзакупках.

Перечень будет вести Казначейство на сайте Единой информационной системы. Формирование начнется с 1 января 2019 года.

Чтобы попасть в официальный список, нужно зарегистрироваться в ЕИС. Сделать это можно с 1 января и до 31 декабря 2019 года. Всех зарегистрированных лиц автоматически внесут в реестр участников государственных закупок. Информация, включенная в этот перечень, будет доступна всем пользователям системы бесплатно. Регистрация в ЕИС будет проходить в электронной форме. Плату за это брать не собираются. После регистрации участника в ЕИС операторы ЭТП смогут аккредитовать его на своих площадках.

Регистрация в реестре участников закупки для лиц, получивших аккредитацию на электронной площадке, но не прошедших регистрацию в ЕИС, будет доступна только по 31 декабря 2019 года.

До января 2019 года, чтобы подать заявку на электронную процедуру, участник должен аккредитоваться на ЭТП. В свою очередь оператор площадки обязан будет внести информацию и документы об участнике в реестр. При подаче заявок на электронные процедуры до конца 2019 года от участников не будут требовать регистрации в ЕИС, достаточно будет действующей аккредитации и наличия информации в едином реестре.

На текущий момент порядок регистрации в реестре участников:

  • участник подает заявку на регистрацию в ЕИС,
  • участник получает бесплатную регистрацию в реестре на три года,
  • в течение одного рабочего дня поставщика аккредитуют операторы ЭТП.

В соответствии с п. 13 ст. 4 появится понятие «независимый регистратор» :

В целях мониторинга и фиксации действий, бездействия участников КС в единой информационной системе, на электронной площадке создается государственная информационная система («независимый регистратор»), которая должна обеспечивать в том числе:

  1. мониторинг доступности (работоспособности) единой информационной системы, электронной площадки и хранение информации о такой доступности (работоспособности);
  2. фиксацию, включая видеофиксацию, в режиме реального времени действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок в единой информационной системе, на электронной площадке;
  3. хранение информации о действиях, бездействии участников контрактной системы в сфере закупок в единой информационной системе, на электронной площадке, в том числе информации об электронных документах, формируемых участниками контрактной системы в сфере закупок и подписанных усиленной электронной подписью, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Электронные площадки с 1 июля 2018 года получают право взымать плату за участие в электронной процедуре.

С 01.07.2018 допускается взимание платы за участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре с участника соответствующей процедуры, и (или) лица, с которым заключается контракт.

Утвержден предельный размер платы в размере 1 % НМЦК и не более чем 5 тыс. рублей без учета налога на добавленную стоимость.

В случае заключения контракта для СМП\СОНО предельный размер такой платы не может составлять более 1 % НМЦК и более чем 2 тыс. рублей.

Постановление Правительства от 10.05.2018 № 564

Изменится шаг аукциона

С 01.07.2018 г. «Шаг аукциона» составляет от 0,5 процента до 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем 100 рублей.

Изменения в заявках на участие

Порядок предоставления документации об электронном аукционе, разъяснений ее положений и внесение в нее изменений (ст. 65).

3. Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона.

Подача заявок через ЕИС: zakupki.gov.ru

Заявки на электронные закупки подаются через электронную площадку (п. 17. ст.3), а не через ЕИС.

Единая / типовая форма заявки на тендер: типовая форма заявки на участие в электронных процедурах, типовая заявка, типовая документация обязательны для применения заказчиками и (или) участниками закупки,

Согласие подается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки,

Декларации предоставляются с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, в т.ч. для СМП.

Изменение единых требований к участникам

Часть 1 статьи 31 дополнена пунктом 11:

11) отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.

Автоматическое отклонение заявки

В течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки возвращает эту заявку подавшему ее участнику такого аукциона в случае обнаружения участника в РНП.

Изменяются сроки на подачу заявок

Изменения в «обеспечении заявок» (ст. 44)

С 01.07.2018 Для малых закупок обеспечение заявки будет отменено

Требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах устанавливается при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 5 млн. рублей.

Обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии.

Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок.

Для СМП и СОНКО льготный режим с обеспечением перестанет действовать.

Размер обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе должен составлять:

  1. от 1/2 до 1% НМЦ контракта, если размер НМЦ контракта составляет от 5 млн. рублей до 20 млн. рублей,
  2. от 1/2 до 5 % НМЦ контракта, если НМЦ контракта составляет более 20 млн. рублей.

Вводится понятие «Специальный счет»

Специальный счет участника закупки - денежные средства перечисляются на специальный счет участника закупки, указанный заказчиком в документации о закупке.

Требования к договору специального счета, к порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета устанавливаются Правительством РФ.

Режим использования специального счета должен предусматривать осуществление банком на основании информации, полученной от оператора электронной площадки, следующих операций:

  1. блокирование и прекращение блокирования денежных средств в соответствии с требованиями настоящей статьи. Такое блокирование заключается в ограничении прав участника закупки по своему усмотрению распоряжаться денежными средствами, находящимися на его специальном счете в размере обеспечения соответствующей заявки;
  2. Перечисление денежных средств в размере обеспечения соответствующей заявки:
    1. а) на счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику,
    2. б) в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

Банком начисляются проценты за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, в том числе в период их блокирования в целях обеспечения заявки. Размер таких процентов определяется договором специального банковского счета, заключаемым участником закупки.

Специальный счет

Участник открывает спецсчет в банке. Открыть спецсчет вы можете в любом уполномоченном банке, например, в «Точке» .

Участник обязан отслеживать, достаточно ли средств на счете. Средства блокируют только после окончания подачи заявок. Если денег не хватает, вы не сможете их доплатить и снова подать заявку.

Оператор ЭТП принимает все заявки для участия в закупке. В течение одного часа с момента окончания подачи заявок в закупке оператор ЭТП направляет в банк информацию об участнике и размере обеспечения заявки, которое нужно потребовать.

Банк проверяет, есть ли у участника деньги. Хватит ли их, чтобы обеспечить заявку, не заблокированы ли эти деньги. Если все в порядке и денег хватает, их блокируют. Если денег мало или они заблокированы - информация об этом уходит оператору ЭТП. Оператор возвращает заявку участнику закупки. Взаимодействие оператора ЭТП и банка происходит в течение одного часа с момента окончания подачи заявок.

Взаимодействие участников процесса при работе с обеспечением заявок

Когда Ваше обеспечение удержат

  1. Когда участник попадает в реестр недобросовестных поставщиков. В этом случае обеспечение заявки участнику закупки не возвращают. Если участник обеспечивал заявку деньгами, банк перечисляет заказчику деньги, которые заблокированы на спецсчете. Это происходит в течение 1 рабочего дня со дня включения информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
  2. Когда участника электронного конкурса отклоняли по вторым частям. Обеспечение не вернут, если в течение одного квартала даты первого отклонения на одной электронной торговой площадке участника электронных конкурсов отклоняли по вторым частям. Например, за то, что истекли полномочия руководящего органа или по другим основаниям. (п. 1 и 2 ч. 4 ст. 54.7 № 44-ФЗ).
  3. Когда участника электронного аукциона отклоняли по вторым частям. Обеспечение заявки не вернут участнику, если в течение одного квартала с даты первого отклонения на одной электронной торговой площадке заявки такого участника электронных аукционов отклоняли по вторым частям. (п. 1 ч. 6 ст. 69 № 44-ФЗ).

Изменения в порядке заключения контрактов

Пеня устанавливается контрактом в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования ключевой ставки Центрального банка РФ от не уплаченной в срок суммы (c 01.01.2018).

Дополнили информацию, которую включают в контракт

В контракт нужно вносить условие, по которому заказчик уменьшит сумму оплаты на налоги, сборы и другие обязательные платежи в бюджет, когда этого требует законодательство. Правило действует для физлиц, ИП и юрлиц, которые участвуют в закупке.

Правительство вправе установить порядок, в котором определяют минимальный срок исполнения контрагентом контракта (ждем выхода соответствующего постановления).

С 01.07.2018 контракты будут заключаться по единым правилам (для электронных закупок).

Запрос котировок и предложений - не ранее 7 дней заключается контракт.

Конкурс и аукцион - не ранее 10 дней заключается контракт.

Протокол разногласий участник имеет право направить только один раз!

С 1 июля 2018 года вступают в силу поправки в закон № 44-ФЗ, меняющие правила обеспечения заявок на участие в государственных закупках.

В законе укажут точную дату, с которой новые порядки вступят в силу. Скорее всего, это будет 1 октября 2018 года.

С этого момента поставщикам будет необходимо открыть специальный счет в одном из банков, перечень которых будет установлен Правительством РФ.

А ещё участники должны поменять неквалифицированную электронную подпись на усиленную квалифицированную.

П. 3, ч. 1, ст. 4 № 44-ФЗ

Электронная подпись представляет собой информацию в электронной форме, которая присоединяется к подписываемым документам с целью идентификации лица, подписавшего данный документ (п. 1 ст. 2 № 63-ФЗ).

Ст. 5 выделяет следующие виды: простая, усиленная, которая делится в свою очередь на квалифицированную и неквалифицированную.

Квалифицированная усиленная ЭП выдается только УЦ с аккредитацией Минсвязи и шифровальным программным обеспечением от ФСБ.

Получить квалифицированную подпись вы можете в удостоверяющем центре, например, вОТС. Предложение площадки ОТС:

Весь июль действует акция на получение (3000 руб. вместо 6700 руб.):

  • Сертификат ЭЦП,
  • Носитель ЭЦП,
  • Годовая лицензия СКЗИ КриптоПро CSP 4.0.

Открыть спецсчет вы можете в любом уполномоченном банке, например, в

— это аукцион, где организатор процедуры через размещенное в ЕИС извещение приглашает принять участие в торгах на специализированных сайтах (электронных площадках). Информация о закупке не ограничена в доступе. Участник, предложивший наименьшую цену, становится победителем.

44-ФЗ подробно рассказывает о этой процедуре закупок в ст. 59 - 71.

Электронные площадки для аукционов в электронном виде

Электронная площадка — это спецсайт в глобальной сети интернет, который служит посредником и помощником между заказчиком (организатором) и участником торгов (потенциальным поставщиком) в проведении электронных торгов.

Совместно ФАС и Минэкономразвития отобрали шесть электронных площадок, которые в последующем стали основными федеральными.

Назовем площадки и их сайты во всемирной паутине:

  1. ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" (ОСЭТ ZakazRF) www.zakazrf.ru
  2. Национальная электронная площадка (ранее ММВБ Госзакупки) www.etp-ets.ru
  3. ЗАО "Сбербанк Автоматизированная система торгов"(Сбербанк-АСТ) www.sberbank-ast.ru
  4. ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru
  5. АО "Единая электронная торговая площадка" (Росэлторг) www.roseltorg.ru
  6. ОАО "Российский аукционный дом" lot-online.ru

Для участия в аукционе потенциальному поставщику необходимо иметь ЭЦП (электронную цифровую подпись) и быть зарегистрированным на площадке, проводящей электронный аукцион.

Процедура аккредитации (регистрации) участников электронного аукциона на торговых площадках регламентирована ст. 61 Закона о контрактной системе. Потенциальному участнику необходимо направить оператору ЭТП необходимые для регистрации документы. Полный перечень указан в части 2 той же статьи.

Рассмотрение документов и направленной информации занимает не более пяти дней . После чего оператор должен зарегистрировать участника или отказать ему, обосновав в обратном уведомлении за что.

Отказать участнику оператор может за непредоставления нужных документов или предоставление, но информация является недостоверной. Отказ так же ждет компанию зарегистрированную в оффшорной зоне.

Срок аккредитации составляет 3 года . За три месяца до истечения срока оператор площадки обязан уведомить участника. Пройти переакредитацию (или продление срока) участник может не ранее шести месяцев.

Действия участника при подготовке к электронному аукциону

Следующий этап - это поиск нужных (интересных компании) аукционов. Для этого в единой информационной системе (ЕИС), на специализированном сайте закупок, участник подыскивает подходящую информацию о предстоящем аукционе. Поиск можно осуществлять и на самих ЭТП, а так посредствам различных поисковых систем, как платных, так и бесплатных.

Дальнейшие действия участника - это анализ аукционной документации. На этом этапе необходимо тщательнейшим образом изучить техническое задание, обратить внимание на сроки оказания услуг, ознакомиться информационной картой и проектом контракта. При выявлении ошибок или неясностях в документации, участник может направить запрос на разъяснение аукционной документации. Сделать это надо не позднее 3-х дней до даты окончания срока подачи заявки.

Важно

Если информационная карта электронного аукциона, имеет разночтение с информацией, в общей части аукционной документации, то руководствоваться необходимо той информацией, которая в ней указана. Образец информационной карты электронного аукциона по 44-ФЗ можно скачать по ссылке

После того как аукционная документация проработана и условия являются приемлемыми и выгодными участнику необходимо отозваться на этот заказ. Для этого необходимо подготовить и направить заявку на участие в электронном аукционе . Как правило, заказчик в документации устанавливает требование об обеспечении заявки и исполнения контракта. Поэтому следующими действиями участника будут зачисление денежных средств на свой счет электронной площадки.

Этот этап можно назвать основным.

Подать заявку участнику разрешается в любое время, со дня опубликования извещения и до момента окончания срока подачи. Возможен так же отзыв заявки до этого срока.

Заявка состоит из двух частей, которые подаются одновременно, но рассматриваются отдельно .

Первая часть рассматривается заказчиком до проведения самого аукциона и итогом рассмотрения является допуск или отказ в допуске к электронным торгам. Поэтому нужно внимательно прикрепить и подписать усиленной подписью все необходимые документы. После отправки пакета документов оператору ЭТП, денежные средства, требуемые заказчиком для обеспечения заявки, будут временно заблокированы. Признание заявки участника соответствующей автоматически выводит на аукцион.

Следующая ступень - это проведение аукциона в электронной форме и непосредственное участие в нем.

Днем проведения электронного аукциона является обязательно рабочий день. Аукцион проходит после истечения двух дней после рассмотрения первых частей заявок и публикации протокола с итогами.

Время электронных торгов указывает оператор электронной площадки с учетом часового пояса заказчика. Аукцион начат. Торги проводятся путем снижения участниками НМЦК.

Шаг аукциона или процент снижения участник выбирает сам, но варьируется от 0,5 до 5% от начальной (заявленной заказчиком) цены. Время на подачу каждого предложения - 10 минут. По истечении 10 минут и неподачи меньшего ценового предложения, аукцион останавливается и открывается так называемый процесс доподачи.

На этой стадии участники аукциона могут так же подать свое предложение, но не ниже той которая была на стадии завершения. В течении получаса оператор площадки размещает протокол проведения электронного аукциона, а еще через час направляет заказчику вторые части заявок . После рассмотрения вторых частей заказчик публикует протокол рассмотрения и подведения итогов аукциона.

Участник, предложивший наименьшую цену и документы которого соответствуют всем требованиям, признается победителем. С ним и заключается контракт, но только после предоставления обеспечения исполнения контракта. Оно может быть обычным платежным поручением или банковской гарантии.

Бывают случаи, когда подана только одна заявка, не подано ни одной или все заявки отклонены по несоответствию. Такой аукцион признается несоответствующим.

За что можно попасть в реестр недобросовестных поставщиков

Рассмотрим случаи, когда участник аукциона (победитель торгов) не подписал контракт в установленный срок или направил протокол разногласий по истечении 13-ти положенных дней. Такой участник аукциона признается уклонившимся от выполнения своих обязательств по подписанию контракта.

В этом случае заказчик вправе ходатайствовать о занесении недобросовестного участника в реестр . Попасть в реестр недобросовестных поставщиков можно и в случае если начальная цена была снижена более чем на 25% и победитель не предоставил увеличенное в полтора раза обеспечение исполнение контракта. Об этом говориться в ч. 1 ст. 37 44-ФЗ об антидемпинговых мерах.

За что отклоняют участников электронного аукциона

1-ая часть заявки. За что чаще всего отклоняют.

Нет информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе или она представлена, но является недостоверной. Чаще всего - это неправильно указаны или неуказанны вовсе конкретные показатели товара.

Это основная причина для отклонения первых частей заявок. Информация не соответствует требованиям документации. Необходимо заполнять все предложенные заказчиком бланки для заполнения .

2-ая часть заявки. За что отклоняют на этом этапе.

При рассмотрении вторых частей отклонения заявок происходит реже. Если же это случается, то чаще всего из-за невнимательности или спешке. Участник аукциона мог не заметить, что объявленная процедура только для СМП, или забыли прикрепить лицензию или декларацию. Все требования к участникам прописаны законом в ст.31 и 66 44-ФЗ.

  • непредоставление учредительных документов компании (п. 1, 3-5, 7 и 8 ч. 2 ст. 62, ч. 3 и 5 ст. 66);
  • документы несоответствуют требованиям аукционной документации. Возможно, приложенные к заявке документы просрочены;
  • участника аукциона несоответствует требованиям, установленным п.1, ч.1.1 и п.2 ч.2.1 ст. 31 44-ФЗ.

Что делать, если участника отклонили

Если заявку отклонили и участник уверен, что действия заказчика неправомерны необходимо подать жалобу ФАС (Федеральная антимонопольная служба) на действия Заказчика , комиссии по рассмотрению заявок.

После грамотного заполнения жалобы и подачи ее в территориальное отделение ФАС, ФАС уведомляет оператора ЭТП о разбирательстве и приостановлении определения поставщика.

За что участник может подать жалобу на заказчика

Прежде всего, участнику закупки необходимо детально разобрать причину отклонения заявки указанную заказчиком в протоколе. Если отклонение неправомерно и участник в этом четко уверен, можно переходить к разработке жалобы в ФАС.

Первым делом необходимо понять на действия (бездействия) кого будет жалоба.

Это может быть комиссия заказчика и ее члены, контрактная служба или специализированная организация. Далее, нужно понять на какой этап участник хочет пожаловаться. От этого будет зависеть решение ФАС об отмене той или иной стадии. Антимонопольная служба может как приостановить определение поставщика на стадии рассмотрения первых частей, так и отменить электронный аукцион в целом и заставить заказчика вновь разместить заказ.

Самой распространенной жалобой в ФАС является отказ на участие в электронного аукциона по первой части заявки. Менее распространенной - отклонение по вторым частям. Рассматриваются жалобы на нерегламентированные законом требования заказчика к оказанию услуг. Не редки случаи жалоб на операторов ЭТП.

Стоит ли судиться с заказчиком за неправомерное отклонение заявки на аукцион?

Без сомнения стоит. Заказчики тоже люди и зачастую они тоже ошибаются. Если после тщательного разбора недопуска заявки участника (обоснования заказчика) принято решение о нарушениях, то для восстановления прав необходимо обращаться в ФАС. Для подтверждения правоты, участник может воспользоваться уже принятыми решениями антимонопольной службы по аналогичным разбирательствам.

Заключение контракта, если участник стал победителем аукциона

Заключение контракта может быть не ранее чем через 10 дней с даты размещения заказчиком протокола подведения итогов электронного аукциона. Сначала заказчик направляет проект контракта на подпись участнику, предложившему лучшую цену.

После подписания контракта ЭЦП победителем, заказчик подписывает контракт сам. При возникновении спорных моментов, общение заказчика и исполнителя продолжаются в виде протоколов разногласий. Контракт считается заключенным после обоюдного подписания и размещения контракта заказчиком в ЕИС.

Ответственность за неисполнение условий контракта

Согласно ч. 4 ст.34 44-ФЗ контракт между заказчиком и поставщиком должен содержать обязательное условие об ответственности сторон. Причем ответственность прописывается как для исполнителя, так и для заказчика.

Что заказчик обязательно должен указать в контракте:

  • размеры пени в случае просрочки своих обязательств для обеих сторон;
  • размеры штрафов за ненадлежащее исполнение сторонами

Размеры пени указываются в процентном показателе и начисляются за каждый день просрочки. Штрафы - в числовом, в виде фиксированной суммы.

Рассчитываются пени и штрафы по разному. Штрафы - в зависимости от суммы контракта.

Начисление пени для заказчика и поставщика рассчитывается по разному.

Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

Пени для заказчика - это размере одной трехсотой на дату уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы задолжности.

Расчет пени для поставщика - по формуле, с которой детально можно ознакомиться в правилах определения размеров пени и штрафов, утвержденные постановлением от 25.11.2013 г.

За что заказчик и исполнитель могут расторгнуть контракт в одностороннем порядке

При возникновении разногласий между участником и заказчиком, не редко возникает вопрос об односторонним отказе от исполнения обязательств как со стороны организатора торгов, так и исполнителя по контракту. Отказ возможен, но только если это прописано в договоре. Причин может быть несколько.

Это важно! Чтобы участвовать в открытом электронном аукционе на счету участника должна находиться сумма, нужная для внесения обязательного обеспечения интернет-заявки (от 0.5 до 5 процентов) от первоначальной (максимальной) стоимости госконтракта. Причем эта сумма будет замороженной непосредственно до завершения процедуры, в ходе которой будет заключен госконтракт или отклонена интернет-заявка. Стоит отметить, что оператор интернет-площадки обязан гарантировать во время проведения онлайн-аукциона конфиденциальность сведений об участвующих организациях. В первой части интернет-заявки на участие название организации не приводится. Госзаказчик непосредственно от оператора получает интернет-заявки под номерами. При рассмотрении подобных заявок, ему неизвестно, что за организация отстраняется или допускается участвовать в торгах.

Открытый аукцион в электронной форме 44-фз

  • справедливая конкуренция, которая исключает неценовые способы ведения борьбы;
  • участие в открытых аукционах возможно из всякой точки планеты, где есть интернет, без необходимости покидать собственное офисное учреждение, что достаточно удобно;
  • равные права, существующие для всех поставщиков;
  • повышенная степень безопасности и защищенности, возможность использовать цифровую подпись;
  • открытый аукцион доступен для малых предприятий, которые ранее не могли войти в сферу госзакупок.

Кроме того, что экономятся денежные средства бюджета и уменьшается коррупция, выполнение мер, установленных правительством, гарантирует обширный доступ к госзаказу для представителей малого и среднего предпринимательства — в результате расширяются рынки сбыта для изготовляемой ими продукции и предоставляемых услуг.

Электронный аукцион по 44-фз

Порядок проведения: Заказчик размещает закупку путём загрузки в ЕИС следующих документов (в скобках краткие комментарии по их сути):

  • аукционная документация (АД) (это действительно адЪ: абсолютно бессмысленный мусор, в 99% случаев состоящий из тупого копипаста статей закона, участнику читать эту бурду противопоказано).
  • проект контракта (кроме сроков оплаты ничего интересного там не указано).
  • обоснование НМЦ (в большинстве случаев участнику абсолютно безразлично откуда взялась начальная цена, если только она не раздута/занижена до критических значений).
  • тз и требования к товарам (действительно важный документ).

на одной из федеральных площадок (выбирает заказчик (и да, это несуразица, поскольку взаимодействует заказчик в основном с ЕИС а с площадками мучаться участникам)) участники подают заявки на участие и будут торговаться на понижение.

Проведение электронного аукциона по 44-фз

И если изменения будут внесены, то время на подачу должно быть увеличено соответственно пункту 1 нашей статьи, т.е. до 15 дней в случае НМЦК больше 3 000 000 руб., и до 7 дней, если цена контракта меньше 3 000 000 руб. 3. Если заказчик решил отказаться от проведения закупок в электронной форме, то он может это сделать не позже 5 дней до окончания приема заявок.
4.

Внимание

Участник может отправить запрос на разъяснение аукционной документации, но не позже, чем за 3 дня до окончания приема заявок. Ответ ему обязаны предоставить в течение 2-х дней с момента поступления этого запроса.

Изменить или отозвать свою заявку участник электронного аукциона может в любой момент до окончания срока приема. Если он не успеет этого сделать в установленный период, ему придется принять участие в торгах.

6. Следующим этапом является рассмотрение первых частей заявок, поданных участниками.

Как проводится закрытый аукцион по 44-фз: особенности и сроки

Две части заявки подаются участником одновременно, но будут рассмотрены заказчиком на разных этапах по отдельности (площадка аукционных заявок не рассматривает и не отклоняет, а просто является хранилищем документов).Первая часть заявки в случае закупки товара или работы\услуги с использованием товара должна содержать:Предложение участника к поставке (использованию) товара с указанием товарного знака и конкретных показателей (все предложения будут рассмотрены заказчиком до аукциона, по умолчанию анонимны).в остальных случаях (закупки работ/услуг без использования товара) такое согласие автоматически формируется площадкой, участнику достаточно поставить «галочку», а его рассмотрение заказчиком — формальность. Особенности аукциона: после подачи участник получает уведомление с номером, из которого можно судить о количестве уже поданных заявок (и испытать лёгкий шок т.к.

Сроки проведения электронного аукциона по 44-фз

Важно

Как принять участие в аукционе Для того, чтобы участвовать в открытом аукционе нужно обладать электронной подписью от центра, который ее удостоверяет. Информация о таких центрах содержится в списке TSL (reestr-pki.ru).

Также нужно быть аккредитованным на торговой интернет-площадке, где осуществляется проведение открытого аукциона. Всего существует пять таких интернет-площадок:

  • sberbank-ast.ru
  • etp.roseltorg.ru
  • www.etp-micex.ru
  • www.rts-tender.ru
  • etp.zakazrf.ru

Оплачивать аккредитацию на интернет-площадке не нужно, но только если организация не является победителем (зафиксированная сумма составляет 3000 руб.).

Как заказчику провести электронный аукцион: пошаговая инструкция

И хотя конкурсы могут быть открытыми, закрытыми, с ограниченным участием или двухэтапными, а среди аукционов подразделяются электронные и закрытые процедуры, главное отличие между рассматриваемыми способами закупок - критерий выбора победителя (цена в случае аукциона, или лучшие в совокупности условия выполнения контракта в случае конкурса). Кроме того, имеются еще ряд существенных отличий процедур конкурса и аукциона:

  • Порядок проведения.
    Аукцион целиком и полностью проводится электронно - извещение и документация публикуются в ЕИС, сами торги и подведение итогов происходят на одной из электронных торговых площадок, предназначенных для госзакупок, подписание контракта и информация о его изменении или прекращении - все отслеживается электронно.

Открытый аукцион по 44-фз

До ОПЗ можно отозвать свою заявку (обеспечение заявки разблокируется мгновенно). Можно тут же подать новую, внеся необходимые поправки.Допущенные по первой части участники попадают на электронные торги. Вторая часть заявки подаётся вместе с первой, но будет рассмотрена заказчиком после аукциона. Состоит из стандартных документов.Победитель торгов (предложивший самую низкую цену) переходит в стадию заключения контракта.

  • первая часть заявки.
  • вторая часть заявки.
    Декларация
  • торги на аукционе
  • заключение контракта по итогам аукциона

Если не подано ни одной заявки или все признаны несоответствующими — заказчик имеет право провести запрос предложений. Если подана и/или признана соответствующей только одна первая часть заявки, аукцион объявляется несостоявшимся (не проводится) — заказчик сразу рассматривает вторую часть.

Сроки проведения открытого аукциона по 44 фз

Заказчик же должен подписать контракт в течение 3-х рабочих дней после того, как это сделает исполнитель. Обо всех сроках и особенностях каждого этапа электронного аукциона Вы можете узнать в нашем обучающем курсе Госзаказ.
Сотрудники РусТендер специально собрали всю необходимую информацию, подкрепленную собственным опытом участия, благодаря которой Вы сможете успешно участвовать в госзакупках и получать контракты. Это основные этапы и сроки аукциона по 44-ФЗ, проходящего в электронной форме на ЭТП федерального оператора.
Все временные характеристики, приведенные в тексте, актуальны на момент написания статьи. Чтобы всегда быть в курсе последних изменений следите за нормами законодательства РФ.

Открытый аукцион в электронной форме по 44 фз

Инфо

Он составляет не более 7 дней после окончания срока подачи. В этот период отсеиваются заявки, которые не подходят под требования, указанные в документации.

В этот же период отправляется протокол рассмотрения первых частей заявки оператору ЭТП, на которой проходят закупки, и размещаются данные в ЕИС. 7. Затем наступает срок проведения аукциона по 44-ФЗ, это третий рабочий день, после даты окончания рассмотрения первых частей заявок. Точное время проведения назначает оператор ЭТП. 8. Затем необходимо огласить протокол проведения аукциона. На электронной площадке закупки эта информация размещается в течение 30 минут после окончания закупки, а заказчику протокол направляется в течение 1 часа, вместе со вторыми частями заявок, после публикации на ЭТП.
9.

Приведем пошаговую инструкцию по проведению электронного аукциона по 44-ФЗ для заказчика, примеры необходимой документации, включая образец информационной карты электронного аукциона, расскажем, какие документы нужны для электронного аукциона по 44-ФЗ.

Электронный аукцион - один из способов закупки в рамках 44-ФЗ, победителем которого считается участник, предложивший минимальную цену исполнения контракта.

Проведение электронного аукциона по 44-ФЗ – процедура непростая и при этом строго регламентируемая (ст. 59-71 Закона №44-ФЗ). Любое отклонение от требований закона карается штрафом. Какими должны быть действия заказчика при проведении электронного аукциона? Прежде всего, последовательными.

Электронный аукцион по 44-ФЗ: схематично и пошагово

Приведем схему проведения электронного аукциона по 44-ФЗ для заказчика, разберем все шаги, приведем образец информационной карты электронного аукциона по 44-ФЗ, а также другие необходимые документы.

Шаг первый. Планирование и подготовка документации

Прежде чем проводить аукцион, заказчик должен сформировать аукционную комиссию , разработать и утвердить положение о ее функционировании и подготовить документы для проведения аукциона.

В том числе, следует разработать документацию об аукционе и приложить к ней проект контракта. В документации прописывается: название и описание объекта закупки, требования к заявкам и сроки их подачи и рассмотрения, дата проведения аукциона, размер обеспечения контракта и др.

Шаг второй. Размещение извещения о проведении закупки

На этом этапе заказчик разрабатывает и публикует в ЕИС извещение о проведении электронного аукциона. Причем опубликовать его в ЕИС необходимо минимум за 7 дней до окончания срока подачи заявок (при цене контракта до 3 млн рублей) и минимум за 15 дней (если цена контракта выше 3 млн рублей). Для привлечения внимания к закупке, информацию о торгах заказчик также может опубликовать и в СМИ.

В извещении нужно прописать следующую информацию: название электронной площадки , дата окончания рассмотрения заявок и дата проведения аукциона, размер обеспечения заявок, преимущества для СМП и СОНКО, организаций инвалидов и учреждений УИС. Здесь же прописывается весь перечень документов, которые будут требоваться от участников.

Екатерина Кравцова , заместитель начальника отдела закупок организации государственного сектора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

Совет: пока готовите заявку, регулярно просматривайте в ЕИС документы закупки. Участники вправе направить запрос о даче разъяснений аукционной документации. Ответы заказчика будут полезны и помогут избежать лишних ошибок.

Задайте свой вопрос экспертам

mob_info