Принцип око за око сделает весь мир слепым. Жизненные принципы махатмы ганди Око за око делает весь мир слепым

Тамара Ивановна Чикунова, основательница организации «Матери против смертной казни и пыток». Фото с сайта dp.spring96.org

От сумы и от тюрьмы

Она родилась в советском Узбекистане, получила хорошее образование. Потом было удачное замужество, муж служил в Западной группировке войск, так что их сын родился в Берлине. Те, кто родился в СССР, помнят, насколько престижным было такое пребывание за границей. Дальше ГДР, «в настоящие капстраны» тогда выезжали почти только одни дипломаты.

Развал СССР семья тоже перенесла, казалось, без потерь – в 1994, имея российские паспорта, они вернулись в Ташкент, Тамара Ивановна работала бизнес-консультантом. Жилье, приличная работа, хорошее образование…

В апреле 1999 сына Тамары Чикуновой Дмитрия «пригласили» в отдел внутренних дел «для дачи разъяснений». А потом задержали, не предъявив никаких документов и заверив, что молодой человек «скоро вернется».

Позже появилось еще несколько сотрудников с постановлением, провели обыск дома и в офисе и арестовали саму Тамару Ивановну. На допросе потребовали, чтобы она дала показания, что накануне в девять вечера Дмитрия не было дома.

Через сутки, не добившись ни одной подписи, мать отпустили, но потребовали привезти для сына чистую одежду. «Повезут в прокуратуру зачитывать постановление об аресте», — поняла юрист Чикунова. И заявила:

«Чистую одежду не дам, пока не вернете то, что было на сыне!» Изрядно попрепиравшись, сотрудники выбросили матери костюм…весь в крови.

«Не имеет ценности для общества»

Снова мать с сыном увиделись только через шесть месяцев – по окончании «следствия», в ташкентской тюрьме. Тогда Дмитрий рассказал, что прямо в машине по дороге в ОВД на него надели наручники, в отделе начали бить и вынуждать признаться в двойном убийстве, которого он не совершал.

Через сутки его вывезли на «следственный эксперимент». Приставив пистолет к затылку, следователь потребовал подписать признание, «или сейчас застрелю, оформим как попытку к бегству». Когда молодой человек отказался, по телефону ему дали послушать крики матери на допросе. Так Дмитрий подписал себе смертный приговор.

Суд, с которым семья связывала большие надежды, превратился в фарс. Обвинение заявило отвод всем свидетелям защиты.

Нарушая все мыслимые и немыслимые порядки, против Дмитрия свидетельствовал его собственный адвокат, мать едва допросили в конце четвертого дня.

А потом вынесли приговор: «Чикунов Дмитрий, 28 лет, христианин, уроженец города Берлин, ранее несудимый, не имеет ценности для общества, в местах лишения свободы исправлению не подлежит. Приговаривается к смертной казни через расстрел».

10 июля 2001 года Тамаре Чикуновой было назначено очередное свидание с сыном, однако оно не состоялось. Через семь месяцев после вынесения приговор о расстреле был приведен в исполнение.

Законы Узбекистана не предусматривают последнего свидания, и о месте захоронения казненного преступника родным не сообщают. В марте 2005 года Дмитрий Чикунов был реабилитирован посмертно, однако, где находится его могила, матери неизвестно до сих пор. Долгое время Дмитрия невозможно было даже отпеть. Для оформления отпевания требовалось свидетельство о смерти, этот документ родственникам казненных тоже не выдают. Разрешение на отпевание Дмитрия Чикунова дал лично митрополит Среднеазиатский Владимир.

Более года мать добивалась ноты протеста на казнь российского гражданина из посольства России в Узбекистане; нота была отправлена только 4 июля 2001 года. Скандал с казнью гражданина России без уведомления посольства послужил толчком к серии разбирательств, когда посол в России в Узбекистане взял под свой контроль несколько судебных процессов против граждан России. Было обнаружено много нарушений.

В 2005 году после рассмотрения дела «Чикунова против Узбекистана в ООН» дело Дмитрия Чикунова было пересмотрено, он был признан невиновным и реабилитирован посмертно.

«Чужие» в Средней Азии

«Два года после случившегося с сыном, — рассказывает Тамара Чикунова, — я не спала. Меня раздирало желание мести и понимание того, что, думая о мести, я сама встаю на путь преступления. Первый человек, от которого услышала слова сочувствия, был митрополит Ташкентский: «Ваш сын – виновен он или нет – убиенный, жертва общества, которое его приговорило».

Тамара Чикунова работала бизнес-консультантом в частной фирме. После трагедии с сыном переучилась на адвоката.

«Мы проигрывали дела. И порой именно я первой узнавала, что очередной приговор приведен в исполнение, и именно мне предстояло сообщить родственникам: «Ваш сын (или муж) расстрелян». И каждый раз мне приходилось заново переживать смертную казнь». Это случилось двадцать один раз. Но дел оставалось еще больше сотни.

Первым смертный приговор отменили гражданину России Марату Рахманову. Это случилось в апреле 2001 года. Молодой человек приехал к родственникам в отпуск, и его, «чужого», обвинили в убийстве, причем доказательств у полиции не было. Самого Рахманова и его сестру с полуторагодовалым ребенком просто посадили в подвал, где девочка вскоре заболела желтухой. Увидев страдания родственников, молодой человек подписал признание.

Суд попытался присудить Рахманову пожизненное заключение. Но адвокат Чикунова настаивала на полном пересмотре дела – ведь обжаловать приговор о пожизненном заключении можно только через пятнадцать-двадцать лет, до этого срока заключенный мог просто не дожить.

Верховный суд Узбекистана нашел в деле Рахманова несколько нестыковок, снизил наказание до двадцати лет, потом применил амнистию, от срока осталось пятнадцать… Но самое интересное произошло 1 января 2008 года: в день, когда в Узбекистане отменили смертную казнь, Марата Рахманова выслали в Россию без всякого уголовного преследования.

Позже удалось добиться пересмотра еще нескольких дел.

О пострадавших родственниках

Смертный приговор не уравновешивает весы справедливости. От казни преступника жертвы преступления не воскреснут, но зато само общество присваивает себе право распоряжаться жизнью людей. И убитых становится больше. Не говоря уже о том, что следствие по «расстрельным» статьям часто ведется с огромными злоупотреблениями.

По делу Чикатило только по открытым источникам было ошибочно казнено одиннадцать человек. Один из казненных подписал признательные показания, когда следователи стали угрожать ему смертью молодой жены и новорожденной дочери.

Положение родственников приговоренных к расстрелу и расстрелянных в нашем обществе также незавидно. В случае с Тамарой Чикуновой оно осложнялось тем, что женщину и христианку в мусульманской стране воспринимали в штыки.

Даже когда не звучало открытых угроз (а они были), с «чужой», которая рискнула публично искать справедливости и занялась пересмотром «расстрельных» дел в судах, чиновники едва разговаривали.

Иногда исполнение смертного приговора оборачивается настоящей травлей родственников приговоренного.

Самой Тамаре Чикуновой в первый раз отказали во въезде в Италию, поскольку контролирующие органы на запрос посольства выдали сведения, что Чикунова имеет странную репутацию и содержит в Узбекистане притон. Ситуация кардинально изменилась лишь после того, как о случившемся узнали в российском посольстве и в американской организации «Humanrightswatch», представители Италии извинились, в срочном порядке переоформили документы, перебронировали билет и даже отвезли Тамару в аэропорт.

Впрочем, преследования в нашей стране – «привилегия» родственников не только осужденных по «расстрельным» статьям. К сожалению, в России почти не работает закон о защите свидетелей, да и адрес жертвы преступления особой тайны не составляет. Случается, что в ходе следственных действий подозреваемому его сообщает «добрый» следователь – в надежде, что стороны договорятся «полюбовно».

Как не «сидеть на шее у государства»

Основная проблема нынешнего тюремного содержания – человек много лет проводит в таких условиях, что «лучше бы меня казнили». При этом на него тратятся деньги налогоплательщиков, а работа преподносится ему как награда.

Вместе с тем, ситуацию можно серьезно изменить, если обязать осужденных на пожизненные сроки работать, а деньги перечислять семьям их жертв. Однако УФСИН обычно ссылается на то, что «в стране кризис» и «обеспечить заключенных работой не представляется возможным».

Вместе с тем в Узбекистане обеспечение заключенных работой проводилось синхронно с отменой смертной казни. Как итог: люди выделывали шкуры, шили тапочки, а вырученные деньги пересылали семьям своих жертв, оставляя себе небольшую сумму, которой хватало на звонки родственникам. Тезис о том, что «осужденные на пожизненное заключение садятся на шею родственников» был снят.

В практике Тамары Чикуновой был случай: в Андижане был убит таксист, у него осталась жена и трое маленьких детей. Убийца, молодой человек двадцати трех лет, был найден и приговорен к смертной казни.

Подавая апелляцию, Чикунова встретилась с пострадавшей стороной и предложила им подать ходатайство об отмене смертной казни.

— Мои родственники меня не поймут, — ответила жена погибшего.

— А кто будет содержать твоих детей? Понятно, что расходы лягут на ваш род. Сейчас, по горячим следам, помогать, конечно, будут, а дальше?

На следующий день с Тамарой Ивановной разговаривали старейшины. Им она предложила ходатайствовать о замене смертной казни пожизненным заключением с обязательным отчислением 50% заработка в пользу жены покойного.

На следующий день в суд было отвезено два ходатайства – от имени жены и от имени старейшин, и суд их удовлетворил.

Капля камень точит

Тамара Чикунова на пресс-конференции «Правозащитники против смертной казни» в Беларуси. Фото c сайта spring96.org

В настоящее время среди стран СНГ смертная казнь применяется в Беларуси. Только в 2016 году там расстреляли уже двоих ранее осужденных. В России расстрел как высшая мера наказания присутствует в законе.

В 1999 году Конституционный Суд Российской Федерации ввел отсрочку на вынесение смертных приговоров вплоть до введения суда присяжных во всех субъектах РФ. Ныне суды присяжных есть везде. Правда, теперь возращение расстрела как высшей меры может стоить России членства в Совете Европы, более того в 2009 году тот же Конституционный Суд принял решение о том, что никакой суд в России не имеет права назначать такую меру наказания. Но все чаще раздаются голоса о необходимости казни «в особых случаях» — например, за терроризм или коррупцию.

Организация «Матери против смертной казни» начала правозащитную деятельность в Узбекистане, и закономерным следствием ее работы стала отмена смертной казни сначала в этой стране, а потом и в других странах Средней Азии — Таджикистане и Казахстане. В 2015 году смертная казнь отменена в Монголии.

В результате деятельности Тамары Чикуновой смертные приговоры отменены более чем сотне человек.

Причем на пожизненное заключение впоследствии были осуждены только двенадцать из них. Двадцать девять человек к настоящему времени вышли на свободу.

Марат Рахманов после освобождения окончил университет, он женат, у него двое детей.

1. На свете есть много идей, ради которых стоит умереть, но нет ни одной, ради которой стоило бы убивать

2. Принцип «око за око» сделает весь мир слепым

3. Я сам не без греха, поэтому не считаю себя вправе заострять внимание на ошибках других

4. Это не очень мудро — быть уверенным в собственной мудрости

5. Мир достаточно велик, чтобы накормить досыта всех людей, но он слишком мал, чтобы насытить человеческую алчность

6. У Бога нет религии

7. Сильнейший может проявить слабость, а мудрейший может допустить ошибку

8. Грамм собственного опыта стоит дороже тонны чужих наставлений

9. Без моего согласия никто не может мне навредить

10. О величии нации и ее моральном прогрессе можно судить по тому, как она обращается с животными

11. Богатый должен жить проще, чтобы бедный мог просто выжить

12. Никакой человек не теряет свободу иначе как через свою собственную слабость

13. Если ты столкнулся с противником, победи его любовью

14. Истинная красота заключается в чистоте сердца

15. Различие между разнородными и однородными семьями мнимое. Все мы — члены одной семьи

16. Однажды начатое нельзя бросать, если только оно не оказалось морально нездоровым

17. Не надо ожидать награды за труды, но всякое доброе дело в конце концов обязательно приносит плоды

18. Прощать более мужественно, чем наказывать

19. Умение прощать — свойство сильных. Слабые не прощают

20. Одолевайте ненависть любовью, неправду — правдой, насилие— терпением

21. Надо знать, когда действовать и когда воздержаться от поступков. Действие и бездействие в этих обстоятельствах сродни и отнюдь не противоречат друг другу

22. Я не терплю стен и загородок. Небо, охватывающее взором всю землю, ветер, не встречающий преград, океан, омывающий все берега, — вот идеал

23. На протяжении моей жизни я извлекал больше пользы от моих друзей-критиков, чем от поклонников, особенно если критика выражалась вежливым и дружеским языком

24. Мы сами должны стать теми переменами, которые хотим увидеть в мире

25. Ценность идеала в том, что он удаляется, по мере того как мы приближаемся к нему

26. Как только поверишь в то, что достиг идеала, дальнейшее развитие приостанавливается и начинается движение вспять

27. Человек — это продукт своих собственных мыслей. О чем он думает, тем он и становится

28. Право подвергать людей самой суровой критике заслуживает тот, кто убедил их в своей любви к ним

29. Бесстрашие обязательно для развития других благородных качеств

30. Разве можно без мужества искать истину или заботливо хранить любовь?

31. Хвала не может укрепить добродетель. Следовать доброму примеру — вот самая искренняя похвала

32. Любовь никогда не требует, она всегда дает. Любовь всегда страдает, никогда не выражает протеста, никогда не мстит за себя

33. Найди цель, ресурсы найдутся

34. Жизнь ягненка не менее ценна, чем жизнь человеческого существа. Я утверждаю, что чем беспомощнее создание, тем большее право оно имеет на получение защиты против жестокости человека

35. Это всегда было тайной для меня: как люди могут уважать себя, унижая таких же, как они сами?

36. Маленькое тело, обусловленное духом и воодушевленное неугасимой верой в свою миссию, может изменять ход истории

37. Человеку никогда не докричаться туда, куда доносится тихий, негромкий голос совести

38. Я против насилия, потому что, когда кажется, что зло делает добро, это добро ненадолго, а зло остается

39. Лучший способ найти себя — перестать прислуживать другим

40. Любой поступок в вашей жизни может показаться ничтожной малостью, и всё равно крайне важно его совершить

41. Начните менять в себе то, что вы хотите изменить вокруг

42. Если хочешь изменить мир, изменись сам

43. Сила — в отсутствии страха

44. Единственный тиран, которого я признаю — это внутренний голос

45. Если ты хочешь перемену в будущем — стань этой переменой в настоящем

46. Нас погубят — политика без принципов, удовольствия без совести, богатство без работы, знание без характера, бизнес без морали, наука без человечности и молитва без жертвы

47. Я рассчитываю только на хорошее в людях

48. Сначала они тебя не замечают, потом смеются над тобой, затем борются с тобой. А потом ты побеждаешь

49. Не будь у меня чувства юмора, я давно бы покончил с собой

50. Точно так же, как человек не будет заботиться о жизни в другом теле, кроме его собственного, так и нации не любят жить под господством других наций, как бы благородны и велики они ни были

51. Я признаю только одного тирана — внутренний голос совести

52. Цивилизация в подлинном смысле слова состоит не в умножении потребностей, а в свободном и хорошо продуманном ограничении своих желаний

53. Служение без радости не помогает ни тому, кто служит, ни тому, кому служат

54. Трус не способен проявить любовь, это прерогатива храброго

55. Обманщик в конечном счете обманывает самого себя

56. Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться

57. Трусость никогда не может быть моральной

58. Нет правды в человеке, который не может контролировать свой язык

59. Живи будто завтра умрешь, учись будто будешь жить вечно

60. Если мы хотим достичь мира во всем мире, то начинать надо с детей

61. Для того, чтобы созерцать всеобщий и вездесущий дух истины, надо уметь любить презреннейшее создание — самого себя

62. Я не желаю, чтобы мой дом был обнесен со всех сторон стеной и чтобы мои окна были наглухо заколочены: я хочу, чтобы культура всех стран свободно проникала в мой дом. Но я не желаю, чтобы меня сбили с ног

63. Давайте уважать наших противников за ту же честность побуждений, на которую мы претендуем сами

64. Не может быть двух мнений по поводу того факта, что человеком должен руководить разум, а не стремление к богатству

65. Человек и его поступок — вещи разные. В то время как хороший поступок заслуживает одобрения, а дурной — осуждения, человек, независимо от того, хороший или дурной поступок он совершил, всегда достоин либо уважения, либо сострадания

66. В жизни есть дела поважнее, чем только наращивать ее темп

67. Для человека с пустым желудком Бог — это еда

68. Горячие и чистые веления сердца всегда исполняются

69. Знания в области религии в отличие от опыта кажутся пустяком в моменты испытаний

70. Ненасилие — не удел трусости, а героизм

71. Самая высокая честь, которую мне могут оказать друзья, — это следовать в своей жизни моему учению, либо бороться против него до конца, если они в него не верят

72. Дела совести не решаются большинством голосов

73. Чистая совесть есть изобретение дьявола

74. Победа достигнутая насилием — равносильна поражению

75. Меня называют святым, которого погубила политика. На самом же деле я политик, который делает всё возможное, чтобы стать святым

76. Мой патриотизм — это не замыкание на одной нации; он всеобъемлющ, и я готов отказаться от такого патриотизма, который строит благополучие одной нации на эксплуатации других

77. Какая разница для мертвых, сирот и бездомных, во имя чего творятся произвол и разрушения — во имя тоталитаризма или во имя священной демократии и либерализма?

78. Мы не знаем, что лучше — жить или умереть. Поэтому нам не следует ни чрезмерно восхищаться жизнью, ни трепетать при мысли о смерти. Мы должны одинаково относиться к ним обоим

1. Сначала они тебя не замечают, потом смеются над тобой, затем борются с тобой. А потом ты побеждаешь.

2. Не будь у меня чувства юмора, я давно бы покончил с собой.

3. Принцип «око за око» сделает весь мир слепым.

4. Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность.

5. Если ты хочешь перемену в будущем - стань этой переменой в настоящем.

6. Слабый никогда не прощает. Прощать - свойство сильного.

7. Лучший способ найти себя - это раствориться в служении другим.

8. Что бы ты ни сделал в жизни - это будет незначительно. Но очень важно, чтобы ты это сделал.

9. Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться.

10. Я знаю только одного тирана, и это тихий голос совести.

11. О величии нации и ее моральном прогрессе можно судить по тому, как она обращается с животными.

12. Это всегда было тайной для меня: как люди могут уважать себя, унижая таких же, как они сами.

13. Маленькое тело, обусловленное духом и воодушевленное неугасимой верой в свою миссию, может изменять ход истории.

14. Любовь никогда не требует - она всегда дает. Любовь всегда страдает - никогда не выражает протеста, никогда не мстит за себя.

15. Найди цель - ресурсы найдутся.

16. Единственный способ жить - это давать жить другим.

17. Я рассчитываю только на хорошее в людях. Я сам не без греха, и потому я не считаю себя вправе заострять внимание на ошибках других.

18. Это не очень - мудро быть уверенным в собственной мудрости. Необходимо помнить о том, что сильнейший может проявить слабость, а мудрейший может допустить ошибку.

19. Дела совести не решаются большинством голосов.

20. Одолевайте ненависть любовью, неправду - правдой, насилие - терпением.

21. Возможное для одного возможно для всех.

22. Без моего согласия никто не может мне навредить.

23. Бог есть любовь - это единственная истина, которую я всецело признаю. Любовь равна Богу.

24. Какая разница для мертвых, сирот и бездомных, во имя чего творятся произвол и разрушения - во имя тоталитаризма или во имя священной демократии и либерализма?

25. Мое убеждение таково, что никакой человек не теряет свободу иначе как через свою собственную слабость.

26. Человек - это продукт своих собственных мыслей. О чем он думает, тем он и становится.

27. «Нет», сказанное с глубокой убежденностью, лучше, чем «да», сказанное только для того, чтобы обрадовать или, хуже того, чтобы избежать проблем.

28. Сила - в отсутствии страха, а не в количестве мускулов на нашем теле.

29. Истинная красота заключается все-таки в чистоте сердца.

30. Если желаешь, чтобы мир изменился, - сам стань этим изменением.

Какую ошибку при пользовании столовым ножом совершают почти все?

Почему женщины стали носить бюстгальтеры?

В Мировом океане плавает лично ваша тонна золота

В мировом океане растворено так много золота, что если бы нам удалось его добыть, то каждому человеку на Земле досталось бы по целой тонне. Но проблема как раз заключается в том, что любой известный нам способ добычи этого золота дороже, чем само золото. Пока не существует технологии делать это быстро и дёшево, так что если вы инженер или изобретатель - вот достойный вызов! Кстати, узнайте, кому принадлежит 11% всего золота в мире.

Кто такие «дети Луны»?

Удаление когтей у кошек - это ампутация пальцев

Какое сочетание цвета глаз и волос самое редкое в мире?

Что такое «ловушка нищеты»?

«Ловушкой нищеты» социологи называют ситуацию, когда дети, растущие в бедности, не могут по этой причине получить достойное образование, высокооплачиваемую профессию и достойную пенсию и вынуждены всю жизнь оставаться на социальном дне. Согласно последним данным Росстата, в России доля детей из малоимущих семей составляет 26% от общего числа: все они находятся под угрозой попадания в «ловушку бедности».

Какие русские фамилии считаются оберегами?

Неблагозвучные фамилии, характеризующие человека с негативной или смешной стороны, такие как Дураков, Злобин, Безобразов, Нежданов, Невзоров и т. п., являются фамилиями-оберегами. Такие фамилии на Руси было принято давать детям, чтобы обмануть злых духов. Предполагалось также, что фамилия защитит от «сглаза» и будет иметь противоположный эффект: Безобразов вырастет красавцем, Дураков - умницей и т. п.

Вышибалы на экспорт

В Индии есть деревня, «экспортирующая» мужчин-вышибал для нужд баров страны. Все мальчики этой деревни тренируются по четыре часа в день и едят высокобелковую пищу для роста мышечной массы. По достижении совершеннолетия мужчины покидают деревню и устраиваются на работу в ночные клубы и бары.

Этические принципы Ганди базируются на его глубокой вере в Высший Закон. Ганди никогда не выступал в качестве апологета одной определенной религиозной системы, в качестве представителя конкретной религиозной общины. По его словам, он всегда руководствовался тем, что «религиозная практика и догмы могут различаться, но этические принципы у всех религий общие».

Ганди всю свою жизнь исходил из того, что истину, в конечном счете, указует Бог, но отнюдь не считал, что служение истине должно заключаться в отказе от решения мирских проблем во имя слияния с Богом и вечного блаженства в потустороннем мире. Его служение истине носило сугубо земной характер. Истина для него заключалась именно в том, что она открывала путь к обеспечению человеческой жизни на Земле.

  1. Маленькое тело, обусловленное духом и воодушевленное неугасимой верой в свою миссию, может изменять ход истории.
  2. Сначала они тебя не замечают, потом смеются над тобой, затем борются с тобой. А потом ты побеждаешь.
  3. Не будь у меня чувства юмора, я давно бы покончил с собой.
  4. Принцип «око за око» сделает весь мир слепым.
  5. Найди цель - ресурсы найдутся.
  6. Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность.
  7. Дайте демонам действовать, и они накажут себя сами.
  8. Если ты хочешь перемену в будущем - стань этой переменой в настоящем.
  9. Живи так, будто завтра умрешь; учись так, будто проживешь вечно.
  10. Грамм собственного опыта - ценнее тонны наставлений.
  11. Зачем беспокоиться? Сегодня - это то завтра, о котором вы беспокоились вчера. Стоило ли?
  12. Без моего согласия никто не может мне навредить.
  13. Лучший способ найти себя - перестать прислуживать другим людям.
  14. Что бы ты ни сделал в жизни - это будет незначительно. Но очень важно, чтобы ты это сделал.
  15. Если желаешь что-то изменить в личной жизни - начни с себя. Это непросто, зато результат будет грандиозным!
  16. Не надо ожидать награды за труды, но всякое доброе дело в конце концов обязательно принесёт плоды.
  17. Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться.
  18. Я знаю только одного тирана, и это тихий голос совести.
  19. О величии нации и ее моральном прогрессе можно судить по тому, как она обращается с животными.
  20. Это всегда было тайной для меня: как люди могут уважать себя, унижая таких же, как они сами.
  21. Цивилизация в подлинном смысле слова состоит не в умножении потребностей, а в свободном и хорошо продуманном ограничении своих желаний.
  22. Любовь никогда не требует - она всегда дает. Любовь всегда страдает - никогда не выражает протеста, никогда не мстит за себя.
  23. Единственный способ жить - это давать жить другим.
  24. Ты должен сам изменить в себе то, что хочешь увидеть в изменившемся мире.
  25. Различие между хорошим и лучшим состоит в умении отказаться от желаемого ради необходимого.
  26. Я рассчитываю только на хорошее в людях. Я сам не без греха, и потому я не считаю себя вправе заострять внимание на ошибках других.
  27. Это не очень мудро - быть уверенным в собственной мудрости. Необходимо помнить о том, что сильнейший может проявить слабость, а мудрейший может допустить ошибку.
  28. Право подвергать людей самой суровой критике заслуживает лишь тот, кто убедил их в своей любви к ним.
  29. В вопросах совести закон большинства не действует.
  30. Нет правды в человеке, который не в состоянии контролировать свой язык.
  31. Одолевайте ненависть любовью, неправду - правдой, насилие - терпением.
  32. Отказ от предмета желаний без отказа от самих желаний бесплоден, чего бы он ни стоил.
  33. Если ты столкнулся с противником, победи его любовью.
  34. Прощать более мужественно, чем наказывать. Слабый не может прощать. Прощение есть свойство сильного.
  35. Величие человека особенно видно по тому, насколько он способствует благополучию ближних.
  36. Возможное для одного - возможно для всех.
  37. Вы не должны терять веру в человечество. Человечество - это океан; если несколько капель в океане грязны, океан не становится грязным.
  38. Бог есть любовь - это единственная истина, которую я всецело признаю. Любовь равна Богу.
  39. В молитве лучше иметь сердце без слов, чем слова без сердца.
  40. Бог разговаривает с нами каждый день. Мы просто не знаем, как его услышать.
  41. Молитва - ключ к завтрашнему дню и дверной засов для вчерашнего.
  42. Какая разница для мертвых, сирот и бездомных, во имя чего творятся произвол и разрушения - во имя тоталитаризма или во имя священной демократии и либерализма?
  43. Мое убеждение таково, что никакой человек не теряет свободу иначе как через свою собственную слабость.
  44. Бесстрашие обязательно для развития других благородных качеств. Разве можно без мужества искать истину или заботливо хранить любовь?
  45. Человек - это продукт своих собственных мыслей. О чем он думает, тем он и становится.
  46. Ваши убеждения становятся вашими мыслями, ваши мысли становятся вашими словами, ваши слова становятся вашими действиями, ваши действия становятся вашими привычками, ваши привычки становятся вашими ценностями, ваши ценности становятся вашей судьбой.
  47. Человек - хозяин собственной судьбы в том смысле, что у него есть свобода распоряжаться своей свободой. Но к чему это приведет - человеку неизвестно.
  48. «Нет», сказанное с глубокой убежденностью, лучше, чем «да», сказанное только для того, чтобы обрадовать или, хуже того, чтобы избежать проблем.
  49. Сила - в отсутствии страха, а не в количестве мускулов на нашем теле.
  50. Я против насилия. Потому что, когда кажется, что зло делает добро, это добро ненадолго. А зло остается навечно.
  51. Важно само действие, а не его плоды. Вы должны творить добрые дела. Может, не в вашей власти или не пришло время получить какие-то плоды. Но это не означает, что вы не должны творить добро. Вы можете никогда не узнать, к каким результатам привели ваши действия. Но если вы ничего не сделаете, результатов не будет.
  52. Удовлетворение происходит из приложенного усилия, а не из достижения цели.
  53. Истинная красота заключается все-таки в чистоте сердца.
  54. Ценность идеала в том, что он удаляется, по мере того как мы приближаемся к нему.
  55. Если желаешь, чтобы мир изменился, - сам стань этим изменением.
  56. Счастье - это когда то, что ты думаешь, говоришь и делаешь, находится в гармонии.
  57. Всегда думайте о полной гармонии между мыслью, словом и поступками. Всегда ставьте своей целью очистить свои мысли и все будет хорошо.
  58. Истинная дружба - это тождество душ, которое крайне редко встречается в нашем мире. Только между родственными душами возможна достойная и крепкая дружба. Такие люди живо реагируют друг на друга. По этой причине в истинной дружбе редко приходится что-то менять.
  59. Я люблю ветер всех культур у своего порога, если он не валит меня с ног.
  60. То, что нас разрушит - это: политика без принципа, удовольствие без совести, богатство без работы, знание без характера, бизнес без нравственности, наука без человечности, и поклонение без жертвенности.
mob_info