Исследовательская работа «влияние нефтяного загрязнения на природную среду хмао-югры.

Луценко Павел

В исследовательской работе "Влияние автотранспорта на экологию села" раскрывается проблема загрязнения воздуха выхлопными газами автомобилей центра села. Эта проблема возникает каждый год в летний период. Изготовив "ловушки" пыли, а также выполнив простые эксперементы и обработав математическими подсчётами результат, Павел доказал эту проблему для своего села.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Завьяловская средняя общеобразовательная школа № 1

Научно-исследовательская работа

Выполнил : Луценко Павел Константинович

ученик 3-а класса

МОУ «Завьяловская средняя

Завьяловского района» Алтайского края

Руководитель : Сивер Александра Ивановна

учитель начальных классов

МОУ «Завьяловская средняя

общеобразовательная школа № 1

Завьяловского района» Алтайского края

Завьялово

2012

Введение 3

Глава 1. Работа с литературой

  1. Автомобиль сегодня
  2. Загрязнение атмосферного воздуха выбросами транспорта 6
  3. Общие сведения о Завьяловском районе 8

Глава 2. Практическая часть

2.1 Исследование количества автотранспорта на территории

села Завьялова 9

2.2 Изучение количества вредных твердых частиц образующихся

при работе двигателя автомобиля 10

Заключение 13

Список литературы 14

Приложение № 1 15

Приложение № 2 16

Приложение № 3 17

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность - В результате деятельности человека в воздух выбрасывается множество веществ – от невидимых химических элементов до продуктов сгорания (сажи). Они переносятся на огромные расстояния. Территория нашего села Завьялова подвергается загрязнению продуктами сгорания топлива в двигателях автомобилей в летний период. Именно в это время наблюдается большое количество автотранспорта в селе. Это связанно с тем, что на территории района находится курортная зона с лечебными озерами. Большое количество выхлопных газов, безусловно, должно приносит неудобства жителям Завьялова. Меня заинтересовала эта тема, и я решил узнать, насколько сильно загрязняется воздух в нашем селе летом.

Гипотеза : автомобиль- источник загрязнения окружающей среды центра села

Цель исследовательской работы - доказать проблему загрязнения воздуха выхлопными газами автомобилей в селе Завьялове.

Задачи исследования :

1. Изучить литературу по теме исследования.

2. Определить степень влияния автотранспорта на воздушное пространство.

3. Доказать, что выхлопные газы оставляют после себя загрязнения.

4. Описать исследовательские опыты данной работы.

5. На основании проведенных экспериментов сделать вывод о негативном влиянии выхлопных газов на чистоту воздуха в нашем селе.

Объект исследования – процесс загрязнения воздуха выхлопными газами в селе Завьялове в летний период.

Предмет исследования – воздушное пространство в селе Завьялове.

Методы исследования – в своей работе я использовал такие методы, как наблюдение, сравнение, математические методы обработки и представление полученных данных, фоторепортаж.

ГЛАВА 1. Работа с литературой

1.1. Автомобиль сегодня

Автомобиль на сегодняшний день – это оптимальное средство передвижения, как на территории города, так и по бездорожью. Но так ли было всегда?

Изобретение автомобиля значительно изменило жизнь людей. На сегодняшний день автомобильный парк растет быстрее, чем народонаселение. В настоящее время с конвейеров автозаводов всего мира ежегодно выходит около 50 миллионов автомобилей, т.е. в среднем, при двухсменной работе – 170 машин каждую минуту! За сорок послевоенных лет автомобильный парк вырос более чем в десять раз и в 1987 году превысил полумиллиардный рубеж. В 1998 году автомобильный парк вырос до 700 миллионов. К концу первого десятилетия 21 века парк автомобилей достиг миллиардной отметки. Практически все современные автомобили снабжены двигателями внутреннего сгорания. При сравнительно небольшой массе этот двигатель развивает значительную мощность, экономичен, достаточно надежен, работает на сравнительно недорогом топливе. По мере роста автомобильного парка, стал проявляться существенный недостаток этого двигателя – с выхлопными газами в окружающий воздух поступают вредные для здоровья человека вещества. Каждый автомобиль выбрасывает более 3 кг вредных веществ ежедневно. Когда автомобилей стало слишком много, в крупных городах заметно ухудшилось состояние атмосферного воздуха.

1.2. Загрязнение атмосферного воздуха выбросами транспорта

Большинство форм жизни, обитающих на Земле, не могут существовать без кислорода, содержащегося в воздухе.. Воздух – важное условие жизни человека, животных, растений.

Воздух, которым мы дышим, содержит не только кислород, но и множество других газов. Больше всего в нем азота – 78%. Кислород составляет 21%, а оставшийся процент – это водяной пар, углекислый газ, диоксид азота и благородные Одна из основных причин загрязнения воздуха – это сгорание природного топлива, например нефти, угля и природного газа.. Особое место в этом списке занимает, конечно же , автотранспорт . Бензин, израсходованный на запуск двигателя автомобиля, никуда не исчезает, он разлагается на более простые вещества. Наибольшее количество загрязняющих атмосферу веществ выбрасывается с выхлопными газами автомобилей. Ученые доказали, каждый автомобиль выбрасывает в атмосферу с отработавшими газами около 200 различных компонентов. В это число входит угарный газ, который образуется, когда топливо сгорает при малом содержании воздуха, например, в автомобильных двигателях. Угарный газ – это токсичное вещество, которое губительно действует на живые организмы, он препятствует переносу кислорода красными кровяными клетками. Твердые частицы – так же являются формой загрязнения воздуха. Это крошечные частицы несгоревшего топлива (сажа) образуются при работе двигателей. Соединяясь с другими загрязнителями и пылью, они легко проникают в организм человека, оседая на легких, затрудняя дыхание и становясь причиной многих заболеваний. Часть выхлопных газов от автомобилей образует соединения угольной кислоты. Эти не полностью сгоревшие частицы топлива вступают в реакцию с газом, называемым окисью азота и под действием солнечного света окисляются озоном. Озоновый слой в верхних слоях атмосферы защищает все живое на земле от ультрафиолетового солнечного излучения, но на уровне земной поверхности соединения озона с другими газами вызывают раздражения глаз и легких, становятся причиной бронхитов, уничтожают посевы, наносят вред животному миру планеты .

Специалисты установили, что один легковой автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы в среднем более 4 тонн кислорода, выбрасывая с отработавшими газами примерно 800 кг окиси углерода, около 40 кг окислов азота и почти 200 кг различных углеводородов.

По данным научных исследований наибольший вклад в экологический ущерб вносит автотранспорт – 62,7%, вклад железнодорожного транспорта достигает 27,7%, воздушного – 4,5%, морского – 3,6% и речного – 1,5%. Как видим во всех видах негативного воздействия «лидирует» автомобильный транспорт. В 150 городах России выхлопы автомобилей превалируют над другими источниками загрязнения.

Причинами загрязнения воздуха от автотранспорта являются: плохое состояние технического обслуживания автомобилей, низкое качество применяемого топлива, низкий процент использования экологически чистых видов транспорта. Загрязнение воздуха представляет серьезную угрозу здоровью населения, способствует снижению качества жизни, наносит не поправимый вред экологии нашей планеты.

Во многих крупных городах России существует проблема смога – висящей в воздухе густой смеси тумана и дыма, образующегося из выхлопных газов автомобилей и выбросов заводов, работающих на угольном и нефтяном топливе. Эта проблема и «болезнь» многих городов Сибирского округа, в том числе и Алтайского края. Но и в сельской местности нашей малой Родины мы можем наблюдать в воздухе большое количество грязи и пыли, не является исключением и Завьяловский район.

Вывод : противоречия, из которых «соткан» автомобиль, пожалуй, ни в чём не выявляются так резко, как в деле защиты природы. С одной стороны, он облегчил человеку жизнь, с другой – отравляет её в самом прямом смысле слова

1.3.Общие сведения о Завьяловском районе

Завьяловский район расположен в восточной части Кулундинской степи. Общая площадь территории района 222,4 тыс. га. От краевого центра г. Барнаула село находится в 250 км, район имеет разветвленную сеть дорог. В физико-географическом отношении район является частью обширной Кулундинской низменности. Высокое широтное положение, удаленность от моря и равнинность территории – вот основные факторы, повлиявшие на формирование района. Места эти с древности были благоприятны для заселения их человеком. Длительность проживания людей подтверждается наличием более чем трех десятков археологических памятников, древнейший из которых относится к завершающему этапу каменного века, то есть им не менее пяти тысяч лет.

Территория Завьяловского района представляет собой равнинную лесостепь, в понижениях которой расположены многочисленные озера (330 озер). Почти все озера имеют пресную, пригодную для хозяйственного использования воду. Среди этих озер есть жемчужина и гордость района – озеро Соленое (Горькое), которое находится в 8 км от Завьялова и является лечебным. В 1989 году 20 января местность, расположенную в районе озера Соленого Совет Министров РСФСР признал курортной .

Глава 2. Практическая часть

2.1 Исследование количества автотранспорта на территории села Завьялова в летний период

С наступлением летних отпусков и каникул в Завьялово приезжают туристы со всей Сибири (Томск, Омск, Кемерово, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Барнаул), чтобы отдохнуть и поправить свое здоровье на оз. Соленом. Каждое лето жители села наблюдают вереницу машин движущихся по направлению к курортной зоне и этот поток не иссякает до конца августа. Однажды мне удалось увидеть колонну из 14 автомобилей с новосибирскими регистрационными номерами. С этого и началось мое исследование. Меня заинтересовал вопрос, а сколько туристов приезжает к нам летом и соответственно, сколько автомобилей вместе с ними?

В самом начале своего исследования я обратился в комитет по туризму и отдыху Завьяловского района, где мне сообщили, что летом 2011 года на озеро Соленое приезжало около 45тысяч отдыхающих (для сравнения в районе проживают около 22 тыс. человек, а в селе Завьялове – 8 тыс.). Не сомневаясь можно предположить, что все гости района приезжали на автомобилях (см. приложение № 2 фото № 3, 4, 5). Если в одном легковом автомобиле могут приехать три человека, то с помощью математического упражнения можно узнать, сколько же машин посетило район.

45тыс: 3=15 тыс. автомобилей, приезжало этим летом в Завьялово.

Одним из солнечных летних дней я приехал в центр села к торговому дому «Мария-ра» и посчитал проезжающие мимо меня машины. За 10 минут мне удалось насчитать 117 автомобилей! (см. приложение № 1, фото № 1, 2) А ведь каждая из автомашин через выхлопную трубу выбрасывает в воздух вредные для здоровья газы.

Вывод : в летний период в Завьялово резко увеличивается количество автотранспорта.

2.2 Изучение количества вредных твердых частиц, образующихся при работе двигателя

В теоретической части я уже говорил о том, что автомобили наряду с токсичными газами выбрасывают в атмосферу и твердые частицы, которые так же являются формой загрязнения воздуха. Это крошечные частицы несгоревшего топлива (сажа), образующиеся, при работе двигателя.

Чтобы наглядно увидеть, сколько грязи от выхлопных газов оставляет после себя автомобиль, я провел простое исследование.

Исследование 1

Мне понадобились два белых носочка, а так же мне потребовалась помощь родителей. Папа натянул на выхлопную трубу легковой машины один носочек и запустил мотор на холостых оборотах ровно на минуту. После мы выключили двигатель, дождались, когда выхлопная труба остынет, сняли носок, вывернули его наизнанку и увидели грязь от выхлопной трубы (см. приложение № 4, фото № 8). По сравнению с чистым носком этот оказался черно-серого цвета. Это говорит о том, что автомобили загрязняют окружающую среду.

Перед тем как провести данный опыт, я обратился в «ФГУП Завьяловская фармация» с просьбой взвешать на точных электронных весах чистый носочек, после проведения опыта фармацевт взвешал грязный. Результаты меня удивили.

Чистый носочек весил 10 грамм 15 миллиграмм, а поле того как мы его сняли с выхлопной трубы, он потяжелел на 30 миллиграммов.

Попробую решить математическую задачу .

Условие : За одну минуту автомобиль выбрасывает 30 миллиграммов грязи. Сколько вредной для здоровья сажи выбрасывает один автомобиль за час работы двигателя, 1000 автомобилей и 15 тыс. автомобилей за час работы двигателя?

  1. 30 мг * 60 мин = 1800 мг или 1,8 гр сажи один автомобиль выбрасывает за час работы двигателя на холостых оборотах.
  2. 1,8 гр * 1000 авто = 1800 гр или 1,8 кг сажи выбрасывают из выхлопных труб 1000 автомобилей на холостых оборотах за час работы двигателя.
  3. 1,8 кг * 15 = 27 кг сажи выбрасывают из выхлопных труб 15 тыс. автомобилей на холостых оборотах за час работы двигателя

Я постарался усложнить задачу и попытался выяснить, сколько примерно сажи из выхлопных труб оставили после себя автомобили туристов этим летом.

Условие : Нам известно, что в Завьялово приезжало 15 тыс. машин, которые оставляли после себя 27 кг сажи от выхлопных труб за один час работы двигателя. Сколько вредной для здоровья сажи от выхлопных труб оставили после себя автомобили туристов, если каждый из них находился в селе около 5 дней и ежедневно двигатель автомобиля, допустим, работал около 3 часов.

  1. 5 дней * 3 часа = 15 часов работал двигатель каждого автомобиля туристов летом.
  2. 27 кг сажи * 15 часов = 405 кг вредной для здоровья сажи от выхлопных труб оставляли после себя автомобили туристов этим летом в нашем селе.

Хотелось бы сразу заметить, что полученная цифра приблизительная, но все равно полученные результаты меня впечатлили.

Твердые частицы, выбрасываемые выхлопными трубами автомобилей настолько малы, что невооруженным взглядом их трудно заметить, но как показал предыдущий эксперимент, в воздушном пространстве их присутствует огромное количество.

Исследование 2

В доказательство этому я провел еще один эксперимент, чтобы наглядно продемонстрировать, насколько загрязнен воздух в Завьялове в летний период. Для этого мне потребовалось:

  1. Два листа плотной белой бумаги
  2. Дырокол
  3. Бечевка
  4. Вазелин
  5. Лупа

Я нанес ручкой на листы бумаги квадратную сетку и каждый квадратик получился площадью 1 см 2 , этот нехитрый прием в дальнейшем помог мне определить, сколько грязи собралось в каждом квадратике. Прокол дырочки на краю листов с помощью дырокола. Отрезал кусочек бечевки и продел ее сквозь дырочки в бумаге, завязал бечевку двойным узлом, чтобы она была надежно прикреплена к бумажному листу. Нанес на бумагу тонкий слой вазелина (см. приложение №4, фото №7).

Один лист бумаги я повесил в центре с. Завьялова, а другой в спальном районе и оставил на ночь. На следующее утро я внимательно осмотрел листы, сначала невооруженным глазом и увидели, что бумага приобрела сероватый оттенок. Затем я взял лупу (см. приложение № 3, фото № 6), и более внимательно осмотрели «ловушки для грязи». Я обнаружили большое скопление грязи и пыли. Часть попала на бумажный лист с земли, но большее количество – это частицы, вылетевшие из выхлопных труб автомобилей. Под увеличительным стеклом видно, что частицы выхлопных газов имеют более темный цвет, чем обычная грязь и пыль. Это продукты сгорания топлива в автомобильном двигателе. В квадратиках находилось от одной до трех черных частичек.

Каждая ловушка у меня получилась 216 см 2 . В той, которая находилась в центре села, загрязненными оказались 167 см 2 , а 49 см 2 – чистые. Та же, которая была прикреплена в спальном районе оказалась значительно чище: 33 см 2 загрязнены, 183 см 2 чистые (см. приложение №5). Эти цифры говорят сами за себя, воздух в спальном районе села, где нет такого большого количества автомобилей, летом гораздо чище, чем в центре.

Вывод : благодаря исследованиям, мне удалось доказать, что автомобили загрязняют воздух, которым мы дышим, наносят вред здоровью человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Что такое окружающий нас мир? Это улыбки близких людей, нежные руки мамы, заботливый голос папы, смешные проказы младших братьев и сестер, добрые советы бабушки и дедушки, друзья с которыми интересно играть в футбол и кататься на велосипедах, дом в котором тепло и уютно, лес после дождя, где пахнет грибами, снег на крышах домов, свежий воздух. Вокруг нас много удивительных вещей, о которых надо заботиться.

Однажды я посмотрел передачу по National Geographic, где рассказывалось о том, что человечество губительно влияет на экологию планеты. С этим мнением я согласен. Мое исследование показало, что автомобиль не только одно из величайших изобретений, облегчающих жизнь людей, но он так же являются одним из источников загрязнений окружающей среды. Теперь я понимаю, что загрязнение воздуха – это существующая проблема, с которой справиться непросто, так как люди не хотят ее признавать, потому что, выходя на улицу, мы не видим, что воздух грязный, он кажется нам прозрачным и чистым. В нашем селе эта проблема стоит не менее остро, чем в крупном городе, особенно в летний период, когда большой наплыв туристов едет в курортную зону оз. Соленого. Центр села Завьялова загрязнен выхлопными газами, которые, как показало исследование, выбрасываются их выхлопных труб автомобилей в большом количестве.

Можно ли найти выход из этой ситуации? Думаю да Сделать двигатель «чистым» нетрудно. Надо лишь перевести его с бензина на сжатый воздух. Но эта идея не выдержала критики, когда речь заходит об автомобильных двигателях: далеко на таком «горючем» не уедешь.

В последнее время широкое распространение получила идея использования чистого водорода в качестве альтернативного топлива. Интерес к водородному топливу объясняется тем, что в отличие от других это самый распространённый в природе элемент.

Планирую на следующий год продолжить данную работу по новому направлению – изучить влияние загрязненного воздуха на здоровье завьяловцев

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Владимиров Н.В., Разгон Н.Н. Завьяловский район. История. События. Люди - Барнаул, 2000г.
  2. Загрязнение воздуха. // Галилео. Наука опытным путем – ежемесячный журнал, №4, 2011 г.
  3. Куров Б.М. Как уменьшить загрязнение окружающей среды автотранспортом? // Россия в окружающем мире – аналитический ежегодник. 2000г.
  4. http:// www. genon.ru
  5. http:// www. avtoistoria.narod.ru
  6. http:// www. erudition.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Фото 1. Центр села

Фото2 Центр села Завьялова летом, ул. Яковлева.

Фото 4. Центр села Завьялова летом, ул. Яковлева.

ПРИЛОЖЕНИЕ2 .

Фото 6. Исследую ловушки для выхлопных газов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Фото 4. Носочек, снятый с выхлопной трубы в сравнении с чистым.

Куров Б.М. Как уменьшить загрязнение окружающей среды автотранспортом? // Россия в окружающем мире – Аналитический ежегодник 2000г. с 24.

Владимир Хомутко

Время на чтение: 6 минут

А А

Нефть и связанные с ней проблемы экологии

Экологическое состояние нашей планеты вызывает тревогу уже давно. Антропогенное воздействие на окружающую среду наносит её непоправимый вред, и одним из серьезных источников загрязнений природы является нефтяная и нефтеперерабатывающая промышленность.

Современной мировой экономике требуется колоссальное количество энергоносителей, основным из которых является нефть, и экология зачастую отодвигается на второй план. Современные объемы добываемых углеводородов и мощности перерабатывающих их предприятий выводят проблемы защиты окружающей среды на первый план.

Вредные воздействия, негативно влияющие на атмосферу, воду, почвенный покров, флору, фауну и самого человека, обусловлены высокой токсичностью добываемых углеводородов, а также разнообразными химическими веществами, которые используются в технологических операциях.

Они проявляются во время добычи нефти, её первичной подготовки и последующей транспортировки, а также в процессе хранения, переработки и практического использования получаемых продуктов.

Сырая нефть, нефтяные и буровые шламы, а также сточные воды, в которых сконцентрировано большое количество вредных химических соединений, попадают в водоемы и на прочие объекты окружающей среды при:

  • бурении эксплуатационных скважин;
  • аварийном фонтанировании нефтяных и газовых скважин;
  • авариях средств транспорта;
  • прорывах нефтепроводов;
  • нарушении герметичности эксплуатационных трубных колонн;
  • поломках применяемого оборудования;
  • сбросе в водоемы промысловых сточных вод, не прошедших соответствующую очистку.

Помимо этого, в некоторых регионах нашей планеты существуют выходы нефти на поверхность, обусловленные естественными причинами. К примеру, Нефтяной мыс, расположенный на юге американского штата Калифорния, своим названием обязан как раз таким явлениям.

Подобные естественные выходы этого полезного ископаемого – обычное дело для Карибского бассейна, а также для Персидского и Мексиканского заливов. В России такие выходы наблюдались на некоторых месторождениях в Республике Коми.

Фонтаны, которые появляются во время нефте- и газодобычи, бывают газовыми, нефтяными и газонефтяными. Вне зависимости от типа фонтана, его наличие наносит колоссальный вред экологии близлежащих территорий.

Постоянно растущее мировое потребление углеводородов привело к значительному росту в последнее время размеров танкерного флота. Помимо количественного роста, наметилась тенденция к резкому увеличению вместимости каждого отдельного нефтеналивного судна.

С экономической точки зрения эксплуатация супертанкеров, разумеется, выгодна, однако такие суда обладают большой потенциальной опасностью серьезного загрязнения окружающей природной среды, поскольку в случае их аварий количество попадающих в мировой океан нефти и нефтепродуктов исчисляется десятками, а то и сотнями тысяч тонн.

Кроме того, во многих случаях нефтепродукты попадают в воду вместе со сточными водами, которые на таких супер-кораблях применяются для балласта или в целях промывки их танков. Попадание загрязняющих веществ с нефтеналивных судов в моря возможно также во время выполнения погрузо-разгрузочных операций (например, в случаях переливов при погрузке), а также в случаях посадки судна на мель или при аварийных столкновениях.

Кроме того, серьезную опасность для экологии несут в себе трубопроводы.

Их строительство, особенно в северных регионах, оказывает значительное негативное влияние на сложившийся там микроклимат. Проходка траншей вносит локальные изменения в режим влагопитания растительного покрова, нарушается теплофизическое равновесие, происходит таяние вечномерзлых грунтов, гибнет очень чувствительный к любым механическим воздействиям хрупкий растительный покров.

Помимо этого, в процессе эксплуатации трубопроводных систем возможны утечки транспортируемой по ним нефти, природного газа, сточных вод, метанола и прочих вредных для экологии продуктов на тех участках трубопроводов, которые являются наиболее уязвимыми (например, в подводных проходах магистралей по дну рек и морей). Повреждения таких труднодоступных участков могут оставаться незамеченными в течение долгого времени, и наносимый длительными утечками углеводородов экологический ущерб становится катастрофическим. Специалисты подсчитали, что в среднем в случае одного прорыве нефтяного трубопровода в окружающую среду выливается около двух тонн нефти, что приводит в негодность одну тысячу квадратных метров земной поверхности.

В процессе бурения нефтяных и газовых скважин, а также в процессе их дальнейшей эксплуатации, загрязнения окружающей природной среды происходит практически непрерывно, и вызывается утечками добываемого сырья через неплотные фланцевые соединения запорной арматуры (при нарушении герметичности сальников), порывами трубопроводов, а также нефтяными разливами, происходящими в процессе опорожнения отстойников и сепараторов.

Большая часть промысловых сточных вод и добываемого нефтяного сырья скапливается и затем попадает в поверхностные в водоемы по следующим причинам:

  • через неплотные сальниковые соединения;
  • в процессе проведения ремонтных работ и бурении скважин;
  • из переполненных мерных емкостей;
  • в процессе очистки мерников;
  • при разливах нефти во время спуска из резервуаров сточных вод;
  • в результате переливов нефти через верхние части резервуаров и так далее.

Самые типичные утечки из резервуаров вызываются кoрpoзиeй их днищ, поэтому необходим постоянный автоматизированный контроль за уровнем содержимого в промысловых емкостях. Многие временные нефтехранилищ не полностью исключают возникновение процессов испарения хранящихся в них продуктов.

Разливы нефти также нередко вызываются авария на установках по сбору нефти и газа, ликвидация которых не всегда происходит быстро и с должным качеством.

Наиболее опасные последствия для экологической системы вызывают загрязнения почвенного покрова, а также наземных и подземных пресных вод.

Они в основном загрязняются сырой нефтью, буровыми и нефтяными шламами и технологическими стоками.

Главными источниками загрязнений являются промысловые и буровые стоки. Их объем их во всех странах мира с развитой нефтедобычей растет быстрыми темпами и намного больше объема добываемого сырья.

Зачастую, отсутствие канализационной системы приводит к сбросу промысловых сточных вод непосредственно в ближайшие болота или водоемы, что приводит к серьезным их загрязнениям, которые достигают и подземных грунтовых вод.

Главные источники таких атмосферных выбросов – это:

Самыми распространенными загрязняющими атмосферу веществами, которые попадают в неё в процессе добычи, первичной подготовки, транспортировки и последующей переработке углеводородного сырья, а также во время практического сжигания готовых нефтепродуктов и газа, являются:

  • углеводородные соединения;
  • оксид азота;
  • оксид серы;
  • сероводород;
  • взвеси механического характера.

Сероводород и сернистый газ являются основными загрязняющими выбросами при эксплуатации нефтяных промыслов, сырье на которых отличается высоким содержанием серы.

Очистке побережья Мексиканского залива от нефти, ликвидируя последствия аварии на платформе BP

Выбросы таких веществ в процессе нефтедобычи происходит при:

  • возникновении аварийного фонтанирования;
  • испытаниях и пробных пусках скважин;
  • испарениях из мерных емкостей и резервуаров временного хранения;
  • порывах трубопроводов;
  • очистке технологических ёмкостей.

Помимо перечисленных причин, загрязняющие вещества попадают в атмосферу из установок для комплексной нефтеподготовки (в процессе обезвоживания, стабилизации, обессоливания и при деэмульсации сырья), а также из очистных сооружений (из нефтеловушек, песколовок, прудов-отстойников, аэротенков и фильтров). Большое количество вредных углеводородов попадает в атмосферу из-за нарушения герметичности применяемого технологического оборудования.

Основной экологической проблемой в нашей стране является низкий уровень утилизации ПНГ (попутного нефтяного газа).

К примеру, для большинства западносибирских месторождений – менее 80-ти процентов. Сжигание огромного количества ПНГ до сих пор – основной источник экологического загрязнения в районах нефтяных промыслов. Попадание в атмосферу продуктов сгорания ПНГ несет в себе серьезную потенциальную угрозу нормальной работе организма человека на уровне физиологии.

Примерно треть всей получаемой мировой нефти характеризуется содержанием серы в количестве более одного процента от общего объема сырья. Другими словами, почти каждый третий факел, зажженный на всех мировых месторождениях, выбрасывает в окружающую среду такие вредные вещества, как сероводород, диоксид серы и меркаптаны.

При горении факелов в структуре атмосферных выбросов присутствуют следующие вещества:

  • метан;
  • этан;
  • пропан;
  • бутан;
  • пентан;
  • гексан;
  • гептан;
  • диоксид серы;
  • сероводород;
  • меркаптаны;
  • оксид азота;
  • диоксид углерода.

Если в добываемом сырье высокая концентрация углеводородов ароматической группы, то горение факелов выбрасывает в атмосферу большие количества таких химических веществ, как бензол, толуол, фенол и ксилолы.

Эти вещества (особенно бензол, который имеет второй класс опасности) весьма токсичны. К примеру, бензольные пары в высокой концентрации наркотически воздействуют на человеческий организм, вредят нервной системе, раздражают кожные покровы и слизистые оболочки.

Тяжелые металлы, которые присутствуют в факельных выбросах – это ванадий и никель.

Например, вдыхание ванадиевой пыли, даже если самого металла в ней немного, вызывает раздражение и хрипы в легких, появляется кашель, боли в груди, першение в горле и насморк. В некоторых случаях может наступить удушье, кожа бледнеет, язык становится зеленым. Стоит сказать, что эти симптомы достаточно быстро пропадают после того, как человек перестает дышать вредным воздухом.

При попадании в атмосферу вредные вещества физико-химически преобразуются, а впоследствии либо рассеиваются, либо вымываются. Уровень загрязнённости атмосферы находится в прямой зависимости от того, произойдет ли перенос этих веществ на большое расстояние от их источника, либо их скопление останется локальным.

Главные источники оксидов серы, азота и углерода, а также сажи – это факельные системы, в которых сгорают вредные вещества в газообразном состоянии и виде паров, в случаях, когда они непригодны к практическому применению.

Серьезный вклад в негативные атмосферные выбросы вносят транспортные объекты и нефтехранилища. Основное загрязнение происходит в процессе испарения из резервуаров и при проведении операций слива/налива.

Российские предприятия нефтяной промышленности выбрасывают в атмосферу почти два миллиона тонн вредных веществ, в числе которых:

  • углеводородных соединений – 48 процентов;
  • оксидов углерода – 33 процента;
  • сажа – 2 процента.

Предприятия газовой отрасли выбрасывают еще больше – от двух до трех миллионов тонн. Основные вредные вещества – сероводород и диоксиды азота и серы, метилмеркаптаны и так далее. Обезвреживается в уловителях только 10-20 процентов вредных веществ.

Основными значимыми факторами, которые влияют на распространение загрязнений, являются метеорологические:

  • скорость и направление ветра;
  • количество и временная длительность штилей;
  • осадки;
  • влажность воздуха;
  • интенсивность ультрафиолетового излучения (солнечной радиации).

В целях поддержания давления в пласт закачивается больше одного миллиарда кубометров воды, в числе которых от 700 до 750 миллионов – пресной. При помощи искусственного заводнения в настоящее время добываю больше 86-ти процентов всего нефтяного сырья. При этом примерно 700 миллионов тонн пластовой воды выкачивается из природных коллекторов вместе с добываемой нефтью.

Одна единица объема пластовой воды, попавшая в поверхностный водоем, делает непригодной для употребления от 40-ка до 60-ти объемов чистой пресной воды.

Воду из открытых пресных водоемов используют для пластового заводнения потому, что эти водоемы легко доступны и не требуют сложной предварительной подготовки к их использованию.

Опасное загрязнение природной воды возникает не только при целенаправленном сбросе неочищенных стоков, но и при разливах и смывах токсичных веществ, которые при этом доходят до грунтовых вод и попадают в наземные естественные водоемы.

Источники водного загрязнения могут быть самыми разными. Рассмотрим их по основным технологическим процессам.

В процессе бурения скважин используется большое количество природных вод, результатом чего становится образование загрязненных сточных буровых свод.

Помимо этих стоков, при бурении также образуются:

  • отработанный буровой раствор;
  • буровые шламы.

Отработанный раствор необходимо утилизировать или захоронить. Без специальных мер по его обезвреживанию его попадание в окружающую среду недопустимо.

Самыми опасными с экологической точки зрения являются буровые сточные воды, поскольку их отличает высокая подвижность и сильная способность к аккумуляции загрязняющих веществ. Эти стоки могут заражать значительные площади водной и земной поверхности.

Зачистка и промывка резервуаров приводит к образованию вредных промывочных стоков.

Промышленные сточные воды попадают в окружающую среду из насосных станций, из котельных, лабораторий, гаражей и камер разлива, а также с технологических площадок как утечки, происходящие в технологическом оборудовании.

При заполнении танкеров и в процессе промывки их танков поле разгрузки образуются промывочные и балластные вредные стоки.

Такие виды локальных загрязнений почвенного покрова в основном образуются в результате нефтяных и нефтепродуктовых разливов, происходящих при порывах трубопроводов и утечках, происходящих через неплотные соединения используемого оборудования. Большие земные поверхности загрязняются в процессе открытого фонтанирования природного сырья.

При этом попавшая в почву нефть начинает проникать вертикально вглубь под действием гравитации, а также растекаться в стороны вследствие воздействия на ней капиллярных и поверхностных сил.

Скорость такого продвижения во многом зависит от следующих факторов:

  • свойств конкретной нефтяной смеси;
  • плотности и структуры грунтов;
  • пропорционального соотношения между нефтью, водой и воздухом, которое образуется в многофазной двигающейся системе.

Основное влияние в этом случае оказывает тип конкретной нефти, характер загрязнения и количество попавшего на почву вредного вещества. Чем меньше нефти в многофазной системе, тем сложнее ей мигрировать в грунтах.

По мере продвижения нефти насыщенность ею грунта постоянно уменьшается (разумеется, если нет дополнительных её вбросов). Неподвижной эта углеводородная смесь становится при её концентрации в грунте на уровне 10-ти – 12-ти процентов. Этот показатель называется уровнем остаточного насыщения.

Также движение нефти останавливается при достижении ею грунтовых вод.

Капиллярные силы наиболее сильно воздействуют на такое движение в грунтах с высокой пористостью и проницаемостью. Другими словами, песчаные и гравийные виды грунтов благоприятны для нефтяной миграции нефти, а, к примеру, илистые и глинистые – нет. Если разлив произошел на твердых породах, движение нефти происходит, как правило, по имеющимся в них трещинам.

В заключении хочется сказать, что каким бы ни был источник нефтяного загрязнения, вред от него – колоссален. Экологические проблемы переработки нефти, а также нефтедобычи и транспортировки сырья и готовой продукции, в настоящее время актуальны, как никогда ранее. Поэтому в настоящее время необходимо уделить максимум внимания разработке и внедрению экологически безопасных добывающих и перерабатывающих технологий, а также применению максимально эффективных средств защиты окружающей нас среды.


Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
1. Влияние нефтяного хозяйства на окружающую среду…………………..4
1.1 Источники загрязнения при бурении скважин. Шламовые амбары..4
1.2 Загрязнения при морской добыче нефти……………………………..10
1.3 Загрязнение окружающей среды при транспортировке нефти…….11
2. Заключение………………………………………………………………….14
Список литературы…………………………………………………………15
ВВЕДЕНИЕ
Каждую минуту в мире добывается несколько тысяч тонн нефти, основные мировые запасы которой были истощены только за XX и начало XXI века. Ущерб, нанесенный подобной гонкой за столь короткое (по сравнению с мирозданием) время, невозможно сравнить ни с одной из глобальных катастроф последнего времени. Добыча нефти и экологические проблемы, связанные с ней, широко обсуждаются в различных организациях по защите окружающей среды, обнародуются шокирующие цифры и называются все возможные последующие проблемы мирового масштаба, однако никаких глобальных перемен в нефтедобывающей промышленности не происходит.
В процессе освоения нефтяных и газовых месторождений наиболее активное воздействие на природную среду осуществляется в пределах территорий самих месторождений, трасс линейных сооружений (в первую очередь магистральных трубопроводов), в ближайших населенных пунктах (городах, поселках). Добыча нефти и газа приводит к изменению глубоко залегающих горизонтов геологической среды.
Человек теснит природу, которая отвечает агрессией на агрессию. Одним из ответов является значительное проседание грунта в местах активной откачки нефти. Это происходит как на суше, так и на участках морского дна, на которых расположены разрабатываемые месторождения. В критических случаях скорость проседания может достигать 81 см в год. Учеными отмечается и прямая зависимость между активной откачкой нефти и активизацией мелких землетрясений. Добыча нефти оказывает свое негативное воздействие и на Мировой океан, в котором ежегодно по разным причинам оказывается до 10 млн. т нефти. Результаты аэрофотосъемки показывают, что около трети всей поверхности уже покрыто тонкой нефтяной пленкой, вызывающей массовую гибель морской фауны и птиц.
Предприятия по добыче и переработке газа загрязняют атмосферу углеводородами. Использование нефти в качестве топлива, при сгорании в атмосферу выбрасывается огромное количество углекислого газа, сернистых соединений и оксида азота. За годы существования человечества соотношение углекислого газа и кислорода значительно изменилось: уровень кислорода упал на 0,02%, углекислого газа возрос на 12%. Подобные изменения не только негативно влияют на общее состояние всего живого на планете, но и вызывают парниковый эффект, последствия которого давно широко освещены и обоснованы.
Добыча нефти и экологические проблемы, начинающиеся уже на стадии ее активной добычи, связаны с изменением внешнего облика природных ландшафтов, нарушением растительного покрова, сокращением популяций животных, загрязнением оболочек земли: атмосферы, гидросферы и литосферы.

1 Влияние нефтяного хозяйства на окружающую среду

1.1 Источники загрязнения при бурении скважин. Шламовые амбары.

Осложнения и аварии при бурении скважины является неотъемлемой, но нежелательной частью строительства скважины. Осложнения и аварии так или иначе встречаются при бурение любой скважины.
Источники загрязнения при бурении скважин условно можно разделить на постоянные и временные.
К первым относятся фильтрация и утечки жидких отходов бурения из шламовых амбаров.
Ко второй группе принадлежат источники временного действия:
- поглощение бурового раствора при бурении; выбросы пластового флюида на дневную поверхность;
- нарушение герметичности зацементированного заколонного пространства, приводящее к межпластовым перетокам и заколонным проявлениям;
- затопление территории буровой вследствие паводка в период весеннего половодья или интенсивного таяния снегов и разлив при этом содержимого шламовых амбаров (рисунок 1).

Рисунок 1. Систематизация источников загрязнения при бурении скважин

Наибольшую опасность для объектов природной среды представляют производственно-технологические отходы бурения, которые накапливаются и хранятся непосредственно на территории буровой. В своем составе они содержат широкий спектр загрязнителей минеральной и органической природы, представленных материалами и химреагентами, используемыми для приготовления и обработки буровых растворов (например: полиакриламидом (ПАА), конденсированной сульфитспиртовой бардой(КССБ), карбоксиметилцеллюлозой(КМЦ), СЖК, ВЖС, DKS-extender, sypan, T-80) . На1 м3 отходов приходится до 68 кг загрязняющей органики, не считая нефти и нефтепродуктов и загрязнителей минеральной природы.
Создание нефтяных и газовых скважин сопровожд........

Список использованной литературы
1. «Экологические проблемы, связанные с добычей нефти и газа в ХМАО.»: реферат / Ханты-Мансийск, 2007.
2. Мельниченко А.М. Осложнения и аварии при бурении нефтяных и газовых скважин / Мельниченко А.М. - Самара, 2013.
3. Быков И.Ю. Охрана окружающей среды при строительстве скважин / Быков И.Ю., Гуменюк А.С, Литвиенко В.И. - Москва: ВНИИОЭНГ, 1985. - 37 с.
4. Ягафарова Г.Г. Утилизация экологически опасных буровых отходов / Ягафарова Г.Г., Барахнина В.Б. - Уфа: Нефтегазовое дело, 2006.
5. Патент РФ №2093478 от 20.10.97. Ягафарова Г.Г., Мавлютов М.Р., Барахнина В.Б.и др. Способ очистки почвы и воды от нефти, нефтепродуктов и полимерных добавок в буровой раствор, Б.И. №29. - 282 с.
6. Комплексная система обращения с буровыми шламами с использованием геоконтейнерной обработки. Сафонова Н.А., Чертес К.Л., Тупицына О.В., Пыстин В.Н., Калинкина К.Д., Бурлака В.А., Быков Д.Е. / Электронный научный журнал «Нефтегазовое дело», 2012, № 4 7. Обоснование инвестиций в строительство полигона утилизации и переработки отходов бурения и нефтедобычи АО "ЛУКОЙЛ-Когалымнефтегаз". Т.1. Общая пояснительная записка. Сургут, 1996.
8. Максименко А.П. Оценка загрязнителей почвы - нефтешламовые амбары. Краснодарский край / Максименко А.П., Герш В.А. - Краснодар: ФГУ «Краснодарский опытный лесхоз», 2010.
9. 9Акт обследования, "ТНК-Нягань", Ем-Еговское месторождение, 2011.
10. Сальникова М. Рекультивация шламовых амбаров: какой метод экологичнее? / Сальникова М. - Нефтегазовый образовательный центр, 2013.
11. Решетников В.Г. Лесная рекультивация шламовых амбаров / Решетникова В.Г. - Уральский государственный лесотехнический университет, 2010.
12. Александр Хуршудов А. Не вижу особых технических проблем при рекультивации шламовых амбаров? / Александр Хуршудов.- Нефтегазовый образовательный центр, 2013.
13. Берчатова А.А. Экологические проблемы нефтяной промышленности / Берчатова А.А., Петрова Е.Ю. - Тюменский государственный нефтегазовый университет, 2003.
14. Фазылова Т.Х. Проблема нефтяных загрязнений почвы. / Фазылова Т.Х., Хайбуллина Э.Г., 2014.
15. Чухарева Н.В. Анализ причин аварийных ситуаций при эксплуатации магистральных трубопроводов в условиях крайнего Севера в период с 2000 по 2010 год / Чухарева Н.В., Тихонова Т.В. -Электронный научный журнал «Нефтегазовое дело», 2011,№ 3 >

Работы: Все Избранные В помощь учителю Конкурс «Учебный проект» Учебный год: Все 2015 / 2016 2014 / 2015 2013 / 2014 2012 / 2013 2011 / 2012 2010 / 2011 2009 / 2010 2008 / 2009 2007 / 2008 2006 / 2007 2005 / 2006 Сортировка: По алфавиту По новизне

  • Русская красавица

    Россия - край белоствольных берёз, и люди считают берёзу символом нашей родины. Она всегда помогала русскому человеку, делая его дом светлым, тёплым и уютным, а тело здоровым. Наш проект мы посвятили русской красавице - белоствольной берёзке. В проекте собраны общие сведения о березе, рассмотрено значение березы в жизни человека, берёза – как традиционный образ русской культуры и как символ России.

  • "Русский крест" – демографическая ситуация в России в начале XXI в.

    В исследовательской работе анализируется демографическая ситуация в России. Приводится сравнительная характеристика динамики численности и плотности населения в России и в мире, рассматриваются факторы депопуляции, дается демографический прогноз. Авторы указывают приоритетные направления деятельности по преодолению сложившейся ситуации.

  • Рыба гибнет за металл…

    Целью данной работы является исследование токсичности отходов золотодобывающей промышленности на водных обитателей. В ходе работы мы проводили опыты над хариусами и гольянами, подвергая их воздействию фенола, нефтепродуктов.

  • Рыбное царство, аквариумное государство

    Цель данной работы - больше узнать об аквариуме и его обитателях. В частности, описаны наблюдения за тем, как меняется поведение барбусов суматранских при изменении условий содержания и как они влияют на состояние аквариума; как изменяется поведение улиток при адаптации к новому месту обитания; наблюдения за кормлением улиток и за влиянием улиток на состояние аквариума. В проекте использованы фотографии и схемы авторов.

  • Рыбный день

    Данный учебный проект ориентирован на аудиторию учеников начальной школы. В нем рассматриваются основные современные виды волжской рыбы, а также необходимость обязательного употребления в пищу рыбопродуктов.

  • Рыболовство

    Значение озер для якутского народа очень велико. Издавна люди свое жилище строили вблизи аласов, так как вокруг сенокосные угодья, вода озера для питья, рыба. Известно, что благодаря озерным рыбам, карасю и гольяну, удалось выжить якутскому народу во время страшных засух военных лет. В работе описаны традиционные способы рыболовства, хранения и приготовления рыбы.

  • Рыбы, занесенные в Красную книгу Смоленской области, и ареалы их обитания в некоторых реках Починковского р-на Смоленской обл.

    В работе рассмотрены исчезающие виды рыб рек Починковского р-на Смоленской обл., их особенности, ареалы обитания. Автором работы выполнены рисунки этих рыб, которые представлены в виде презентации.

  • Рыжие лесные муравьи

    Насекомые - древнейшие обитатели нашей планеты. Никого не оставляют равнодушными санитары лесного массива - рыжие лесные муравьи. В последнее время в наших краях идет тенденция уменьшения численности колоний этого вида муравьев. Целью нашей работы является изучение частоты распространения, жизни этих насекомых и выявление причин уменьшения их численности.

  • Рыжий лесной муравей - друг леса

    В этой работе нам хотелось бы показать значимость муравьев для природы и человека, этого "малыша", который нас сплотил в дружный коллектив, сложившийся в процессе природоохранной и природоисследовательской деятельности. Приступая к исследованию темы работы, мы поставили цель: исследовать современное состояние популяции рыжего лесного муравья в окрестности сел Старое Пшенево и Чекашевы Поляны; проследить на примере Ковылкинского лесхоза постановку работы по охране рыжих лесных муравьев.

  • Рядом с нами живут белки…

    В работе представлена информация о белках (их виды, места обитания, внешний вид, питание и многое другое). Рассказывается о правилах поведения с этими зверьками и об отношении к ним людей.

  • Ряска малая, хлорелла обыкновенная – индикаторы загрязнения воды нефтью и буровыми растворами

    Проблема оценки экологической обстановки весьма актуальна для Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, т.к. в условиях интенсивного антропогенного пресса происходит значительное загрязнение воды, почв и воздуха, в особенности продуктами нефтедобывающей промышленности. Цель исследования: изучить возможности использования хлореллы обыкновенной (Chlorella vulgaris) и ряски малой (Lemna minor) в качестве индикаторов загрязнения водной среды нефтью и буровыми растворами.

  • С домом на спине

    Многие ученые полагают, что моллюски являются самыми умными беспозвоночными и даже обладают большими способностями к обучению. Наблюдения за гигантскими улитками Ахатинами очень интересны и подтверждают это!

  • С любовью и болью об Аграхане

    В работе рассказывается об истории Аграхана - залива Каспийского моря, на котором расположен заказник "Аграханский" республиканского и российского значения, - места гнездования редких видов птиц, занесенных в Красную книгу Дагестана.

  • «С любовью к людям с чистою душой пробился ключ наш золотой»

    Качество и количество воды с каждым годом ухудшается, кроме того, есть населенные пункты, где единственным источником воды как для питьевых, так и для хозяйственных нужд является родник. Поэтому восстановление родников имеет огромное значение для жителей села, животного мира, а также для восстановления лесного фонда после пожаров.

  • Сага о воробье

    Данный проект позволяет изготавливать совместно с родителями кормушки для птиц из доступного материала, применять кормушки для кормления птиц в осенне-зимний период, приобретать навыки изготовления кормушки, наблюдения за птицами, анализировать полученную информацию, активно отдыхать наедине с родной природой, посильно помогать природе, довести до одноклассников результаты своей работы.

  • Сайгак - исчезающее животное степей

    В работе описывается животное, которое нуждается в охране, - это сайгак. Сайгак - небольшая степная антилопа, охота на них строго запрещена. В нагайских степях в недавнее время были истреблены тарпаны, или тулпары - гривистые дикие лошади. Сожалеют о них нагайцы, а еще больше будут сожалеть потомки...

  • Сайт "Природные чрезвычайные ситуации"

    Сайт предлагает материал о различных природных чрезвычайных ситуациях, рассматривает правила поведения при стихийных бедствиях и дает возможность проверить вашу готовность при встречи с ними. Сайт выполнен на языке HTML с использованием фреймовой структуры web-страниц.

  • Сайт "Электронный учебник по экологии"

    Электронный учебник может стать источником базовых знаний по экологии и наглядно-демонстративным материалом к ним. Преимущество электронного учебника в том, что с помощью него можно пройти полный курс экологии за короткий период времени. Кроме теоретической части сайт содержит: тесты по темам; предметный указатель; список литературы; ссылки на интернет-сайты по данной теме.

  • Самое необыкновенное в мире "обыкновенное" вещество

    В нашей работе рассказывается о самом необыкновенном в мире "обыкновенном" веществе - воде, о её свойствах и особенностях, о роли в жизни человека и о взаимодействии с окружающей средой.

  • Самые ядовитые животные в мире. Нужно ли их охранять?

    Многие люди боятся ядовитых животных, потому что считают их укусы смертельными. В этом проекте я попытался разобраться, имеет ли смысл этот страх, насколько на самом деле опасны данные представители фауны и нужно ли их охранять.

  • Санитарная и экологическая обстановка в МОУ "Лицей № 3"

    При изучении санитарной и экологической обстановки в школе были исследованы: режим учебно-воспитательного процесса, воздушно-тепловой режим, режим освещения, уровень шума, видеоэкологический ряд. Приведена таблица общей заболеваемости учащихся 1–9-х классов. Проведен анализ заболеваний, сделаны выводы и даны рекомендации, которые дают возможность если не уменьшить уровень заболеваний, то хотя бы провести профилактические мероприятия.

  • Санитарная и экологическая обстановка в школе

    Здоровье человека во многом зависит от окружающей среды. Какова школьная среда, в которой учащиеся проводят 6-8 час. Проведена большая исследовательская работа по изучению школьной среды, и выработаны рекомендации по сохранению здоровья.

  • Санитарно-гигиеническая оценка различных помещений школы

    Рабочая среда является составной частью жизненной среды человека. Условия рабочей среды – один из важнейших факторов творческой трудовой жизни. От её качества зависит самочувствие, работоспособность, состояние здоровья. В работе представлены результаты исследования санитарно-гигиенического состояния различных помещений школы

  • Санитарно-гигиеническое состояние кабинета

    Нас заинтересовал вопрос: "Влияет ли на усвоение знаний и самочувствие учащихся состояние учебного кабинета и присутствующая в нем мебель?". Исследования по вопросам экологической комфортности, температурного и вентиляционного режима, санитарно-гигиенических норм, расстановки мебели и оборудования, цветовой гаммы кабинета, а также озеленения позволили определить недостатки, сделать соответствующие выводы и составить рекомендации.

Характеристика нефтяной промышленности

На сегодняшний день нефтяная промышленность мира представляет собой одну из важнейших составляющих мирового хозяйства, а также оказывает большое влияние на развитие других отраслей. Для многих государств добыча и переработка нефти является основным источником доходов и отраслью, определяющую стабильность валюты страны и внутренней экономики.

Определение 1

Добыча, переработка, транспортировка, складирование и продажа полезного ископаемого, т.е. нефти и нефтепродуктов, относятся к отрасли экономики, которая определяется как нефтяная промышленность.

Нефть – это единственный природный ресурс, при переработке которого можно получить большое многообразие важнейших продуктов, таких как: топливо, синтетические ткани, всевозможные покрытия, моющие средства, мазут. Состав нефтяной промышленности представлен на рисунке 1.

Рисунок 1. Составляющие нефтяной промышленности. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

К основным регионам, на территории которых добывается нефть относятся: Россия, Соединенные Штаты Америки, Саудовская Аравия.

Проблемы нефтяной промышленности

К основным проблемам, стоящим перед нефтяной промышленностью, можно отнести:

  1. Недостаточная обеспеченность ряда крупнейших стран мира запасами нефти (США, Великобритания, Норвегия и др.). Данная проблема обуславливает необходимость наращивания геологоразведочных работ, применение альтернативных видов топлива, проведение политики, направленной на ресурсосбережение во всех сферах деятельности, закупку нефти у других стран.
  2. Увеличение объемов добычи нефти в развивающихся странах мира. Возрастает нефтяной авторитет таких стран, как Иран, Венесуэла, Мексика, Индонезия. Национальные компании перечисленных стран достаточно динамично развиваются, что в перспективе означает повышение значимости в нефтяном комплексе мира.
  3. Создание самостоятельных компаний по нефтепереработке в США и Западной Европе. Конкуренция компаний Запада и Востока в отрасли нефтехимического производства даст толчок не только к улучшению технологии производства, повышению выхода нефтепродуктов, но и к наращиванию производства продуктов нефтеорганического синтеза.
  4. Дефицит нефти в странах Дальнего Востока, а именно, Япония и Китай.
  5. Колебания мировых цен на нефть за последние годы.
  6. Социальные проблемы. Основной из них является повышение цен на топливо. Это приводит к увеличению проезда в общественном транспорте, цен на продукты питания и т.д.
  7. Экологические проблемы. Представляют собой одну из главных проблем нефтяной промышленности. Нередко происходят аварийные ситуации при добыче или же транспортировке нефти, тем самым наносится огромный вред экологии. Следует также отметить, что нефть является невозобновляемым сырьевым источником, а ее добыча приводит к дополнительному повышению температуры поверхности атмосферы Земного шара, развитию парникового эффекта, сокращению озонового слоя. Решением экологической проблемы в первую очередь будет углубление переработки нефти, что отразится на рациональности ее использования и состоянии природной среды.

Значение нефтяной промышленности в мировой экономике

По экономической и политической значимости, по своим масштабам торговля нефтью является одним из важнейших элементов мировых хозяйственных связей. Добыча и переработка нефти требуют больших капиталовложений, однако, с другой стороны, значительно пополняют бюджет страны, которая поставляет нефть в менее промышленно развитые страны.

Потребность населения мира в продуктах нефтепереработки на столько велика, что этот вид полезного ископаемого постоянно добывается и используется. Дальнейшее развитие энергетики в мире приведет к тому, что доля нефти в топливном балансе мира будет сокращена, а нефть все больше будет являться источником для получения всевозможных промышленных продуктов. Исследования геологов мира показывают, что все запасы нефти, имеющиеся в распоряжение на сегодняшний день, к 2034 году иссякнут, если скорость ее добычи останется на прежнем уровне.

Можно выделить две основные функции нефти: энергоноситель и химическое сырье. Крайне важна энергетическая функция нефти: в дорожном, морском, авиационном транспорте применяется топливо, которые было получено из нефти. Нельзя не отметить важность нефти как химического сырья, поскольку из нее производится такое количество продуктов, сколько не производиться ни из одного другого полезного ископаемого. При этом не прекращаются разработки новых отраслей применения продуктов нефтепереработки.

Нефть можно охарактеризовать как важнейшее стратегическое сырье, служащее основой производства горюче-смазочных материалов. Следовательно, цены на нефть влияют на широкий спектр отраслей мировой экономики. От цен на нефть зависит движение на фондовых рынках. Особенно это оказывает влияние на развивающиеся рынки, которые ориентированы на экспорт нефти.

Замечание 1

Самые крупные нефтедобывающие компании мира: Роснефть, Лукойл, Газпром Нефть, Saudi Aramco, Национальная иранская нефтяная компания, ExxonMobil и PetroChina.

На развитие современной нефтяной промышленности оказывают влияние три негативных фундаментальных фактора:

  1. Снижение мирового спроса на нефтепродукты на несколько млн. баррелей в день;
  2. Увеличение объемов мирового производства альтернативных жидких углеводородов, которые не требуют переработки;
  3. Высокая доходность и полная загрузка нефтеперерабатывающих заводов до кризиса дали толчок к инициации новых проектов по расширению мощностей.

Таким образом, в развитых странах будут закрываться заводы и сворачиваться новые проекты. В свою очередь, в развивающихся странах Азии будут создаваться новые современные нефтеперерабатывающие заводы. Особенно отмена проектов коснется США и стран Европейского Союза, политика которых нацелена на рост использования в транспортном секторе биотоплива и применении альтернативных видов двигателей. На развитие мировой нефтепереработки в перспективе будут оказывать влияние следующие факторы:

  • Увеличение спроса на продукты нефтеперерабатывающей промышленности в развивающихся странах
  • Повышение темпов роста ввода новых мощностей в процессе переработки нефти в странах с низкими издержками;
  • Процессы слияний и поглощений нефтеперерабатывающих компаний
  • Концентрация на производстве инновационной продукции.
mob_info