Основная цель культурно досуговой деятельности. Как регулируется культурно-досуговая деятельность

Многообразные виды досуговой деятельности, раскрыты в исследованиях Э. В. Соколова, которые классифицируются по группам: отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество. Отдых может быть пассивным или включать различные уровни и степень активности. Развлечение как досуговая деятельность имеет компенсационный характер, исполняет роль психологической разрядки, эмоциональной разгрузки, обеспечивает человеку смену впечатлений. Отдых и развлечения сочетаются в праздниках. Праздник всегда связывает прошлое и настоящее путем торжественного по преимуществу, преображения действительности, служащей для обновления ценностных ориентиров в переломные моменты истории и индивидуальной жизни, где человек, хотя бы на небольшой срок, освобождается от повседневных забот, тревог, погружается в эмоционально насыщенную атмосферу, испытывая подъем, получает возможность открытого выражения чувств. Самообразование как досуговая деятельность согласно мнению Э. В. Соколова направлена на приобщение людей к ценностям культуры. Повышая общую культуру личности, образовательная деятельность развивает ум, способности, познавательные интересы, эстетические и нравственные чувства. Наиболее высокий уровень досуговой деятельности достигается в творчестве. Творчество, которое, отвечая глубинным и универсальным потребностям человека в самовыражении, преобразовании действительности, поиске, экспериментировании, познании и изменении окружающего мира, помогает совершенствовать бытие, отношение к самому себе, создавать новое. Творческая досуговая деятельность поднимает личность на новую ступень – от потребителя духовных ценностей до их создателя. Все перечисленные виды досуговой деятельности тесно взаимосвязаны между собой. Одни из них выполняют подготовительные функции для участия человека в других. Некоторые исполняют завершающие функции, позволяя в полной мере реализовать социально-педагогический потенциал досуга. С. А. Шмаков выделяет досуговые занятия, которые он классифицирует по характеру осуществляемой ребенком в свободное время деятельности. В связи с этим им определены такие виды досуга: пассивный (зрительский, слушательский) и активный (деятельностный); организованный (педагогически целесообразно используемое свободное время) и стихийный (спонтанно протекающий процесс использования свободного времени); контролируемый и неконтролируемый; коллективный и индивидуальный; подражательный и творческий; опережающий (изыскательная перспективная деятельность) и нормативный (традиционно сложившиеся модели). Все виды досуга по отдельности и особенно применяемые в системе имеют огромное значение во всестороннем развитии личности подростка, поскольку он включается в выполнение различных ролей и проявляет себя в разных позициях. Вместе с тем С. А. Шмаков отмечает, что досуговая деятельность по своему содержанию подразделяется на ряд принципиальных групп. Первая группа связана с функцией восстановления различных сил ребенка (прогулки на воздухе, спортивные мероприятия, игры, забавы, вечера отдыха, развлечения и др.). Вторая группа – с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей (чтение литературы, просмотр телепередач, посещение выставок, музеев путешествия и др.). Третья – с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, спортивно- игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская и др.). Четвертая группа реализует потребность подростка в общении (кружковая работа, клубные объединения, праздники, дискотеки и др.). Пятая группа связана с целенаправленной творческой учебной деятельностью детей (конкурсы, смотры, каникулярные объединения, турпоходы). Следовательно, в процессе досуговой деятельности осуществляется удовлетворение потребностей детей и подростков, которые не могли быть удовлетворены в их учебной и трудовой деятельности.

Классификация форм досуга Все формы организации досуга отличаются друг от друга временем их подготовки и проведения, количеством участников. По времени проведения все формы можно разделить на: – кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов); – продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель); – традиционные (регулярно повторяющиеся). По времени подготовки бывают экспромтные формы, то есть проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку, а также формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихся. По видам деятельности – формы учебной, трудовой, спортивной, художественной деятельности; по способу влияния педагога – непосредственные и опосредованные. По субъекту организации классификация форм может быть следующая: – организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; – деятельность организуется на основе сотрудничества; – инициатива и ее реализация принадлежит детям. По результату все формы можно разделить на следующие группы:– результатом является информационный обмен; – результатом является выработка общего решения (мнения); – результатом является общественно значимый продукт. По количеству участников формы могут быть: – индивидуальные (воспитатель – воспитанник); – групповые (воспитатель – группа детей); – массовые (воспитатель – несколько групп, классов)

1.1. Общие положения.

В рамках музыкального воспитания дошкольников развитие детей осуществляется на музыкальных занятиях, в процессе культурно-досуговой деятельности и в повседневной жизни. Каждому виду музыкальной деятельности посвящена в «Программе» отдельная глава. Роль педагога в каждом виде музыкальной деятельности детей представлена в таблице 1.

В свободное время дети занимаются интересной и содержательной, по их мнению, деятельностью, которая вызывает чувство радости и уверенности в своих силах, расширяет круг общения со взрослыми и сверстниками, наполняет значимым содержанием, а в итоге формирует основы общей культуры. Следовательно, нужно учить ребенка правильно использовать свободное время, предоставлять ему возможность заниматься разнообразной деятельностью по своему выбору. Именно поэтому в «Программе» культурно-досуговая деятельность выделена в отдельный раздел. Интересная, разнообразная досуговая деятельность позволяет детям восстановить физические и духовные силы, способствует установлению атмосферы эмоционального благополучия. Культурно-досуговая деятельность ребенка должна стать постоянной заботой взрослых. Она осуществляется как в дошкольном учреждении и дома, так и в специализированных учреждениях.

Досуговая деятельность в «Программе» рассматривается как приоритетное направление организации творческой деятельности ребенка, и осуществляется в процессе развлечений, праздников, а так же самостоятельной работы ребенка с художественными материалами. Это должно обеспечивать детям возможность совершенствования способностей и умений в деятельности, носящей развивающий характер. Такой подход опирается на научное положение о том, что продуманная организация свободного времени ребенка имеет большое значение для его эстетического воспитания и творческого развития.
1.2. Цели и задачи культурно-досуговой деятельности.

В каждой возрастной группе культурно-досуговая деятельность имеет свои цели и задачи. Многие из них одинаковы для каждого возраста. Это:


  1. Создание эмоционально-положительного климата в группе и детском саду.

  2. Обеспечение у детей чувства комфорта, уюта и защищенности.

  3. Привлечение детей к посильному участию в играх, театрализованных представлениях, забавах, развлечениях и праздниках.

  4. Вовлечение детей в процесс подготовки разных видов развлечений, праздников.

  5. Формирование потребности к творчеству.

  6. Воспитание чувства коллективизма, доброжелательного отношения друг к другу и взрослым.

  7. Осуществлять патриотическое воспитание.

  8. Воспитывать нравственные начала.

  9. Приобщать к художественной культуре, музыке, танцу, другим видам искусства.

  10. Привлечение детей к активному познанию окружающего мира, используя социокультурную пространственно- предметную среду.
Как видно, нигде не прописаны цели и задачи вроде «Удовлетворение потребности взрослых в зрелищных мероприятиях», или «Обучение детей профессиональному актерскому мастерству».

Исходя из общих целей и задач, необходимо планировать и осуществлять культурно-досуговую деятельность в каждой возрастной группе, добавляя в соответствии с возрастными психофизическими особенностями детей новые виды деятельности и формы проведения досуга. Цели и задачи культурно-досуговой деятельности в каждой возрастной группе см. в таблицах 2 и 3.
1.3. Виды культурно-досуговой деятельности

Виды культурно-досуговой деятельности многообразны. Их можно классифицировать следующим образом:


  1. Отдых

  2. Развлечения

  3. Праздники

  4. Самостоятельная художественно-музыкальная деятельность

  5. Творчество

  6. Самообразование
По сложившимся издавна в практике детского сада традиционным взглядам почему-то делается акцент на проведение праздников и развлечений, проводимых музыкальным руководителем и инструктором по физкультуре. При такой постановке работы весь коллектив занят подготовкой утренников, детей нагружают бесконечными репетициями, а взрослые испытывают эмоциональный дискомфорт от боязни хоть на немного отклониться от сценария. При этом забывают, что культурно-досуговая работа должна организовываться ежедневно, и все мероприятия должны проходить непринужденно, доставляя удовольствие и детям, и воспитателям. В «Программе» указывается, и неоднократно подчеркивается то, что праздники и развлечения, проводимые музыкальным руководителем, являются неотъемлемой, но не основной частью культурно-досуговой деятельности. Участие музыкального руководителя в той или иной степени всегда присутствует в организации досуга детей. Музыкальный руководитель готовит сценарий, музыкальную программу праздника, подбирает музыку к спектаклям, инсценировкам, моментам отдыха. Но не стоит забывать, что основная нагрузка, руководство и организация отдыха, самостоятельной деятельности, развлечений должны лежать на воспитателе группы. А принимают активное участие в организации культурно-досуговой деятельности все сотрудники детского сада и родители. Именно от степени взаимопонимания взрослых, их слаженной работы зависит успешное осуществление культурно-досуговой деятельности для детей группы.
2. ОТДЫХ.

Отдых – это культурно-досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы ребенка. Поэтому так необходимо учить ребенка распределять свои силы между умственным, физическим трудом и отдыхом. Каждый ребенок должен научиться ограничивать свои желания, ставить цель и достигать ее, а после затраченных усилий – отдыхать. Отдых можно подразделить на активный и пассивный. При пассивном отдыхе напряжение снимается общим мышечным расслаблением, рассматриванием красивых объектов (произведений искусства, природы и т.д.), размышлениями, непринужденной беседой на тему, волнующую ребенка (обычно такие беседы не требуют особых интеллектуальных усилий, но развивают фантазию, воображение, речь и навыки общения с людьми). В случае необходимости можно прибегнуть к психологическим сеансам. Активный отдых включает в себя занятия гимнастикой,
физкультурой, работу на участке, подвижные игры, и т.д. При этом следует чаще предоставлять детям возможность проявлять самостоятельность, реализовывать свои желания, а иногда и возникшие в данный момент потребности.

Виды отдыха:


  • Самостоятельные занятия физическими упражнениями.

  • Работа на территории детского сада: рыхление земли, полив и прополка растений, уборка группового помещения, работа в уголке живой природы.

  • Спортивный отдых: катание на санках, на лыжах, на велосипеде, скольжение по ледяным дорожкам, игра в бадминтон, и т.д.

  • Игры со снегом, песком и водой.

  • Прогулки.

  • Непринужденная беседа со взрослым (когда ребенку хочется поговорить).

  • Игровая деятельность с игрушками, строительным материалом, бумагой, карандашами, красками, и другими материалами.

  • Рассматривание иллюстраций в книжном уголке

  • Прослушивание по желанию ребенка сказок, песен, танцевальных мелодий, произведений вокальной, инструментальной, классической, народной музыки.

  • Чтение книг.

  • Просмотр по желанию детей мультфильмов, детских телевизионных передач и художественных фильмов.

  1. РАЗВЛЕЧЕНИЯ.

3.1. Виды развлечений

Развлечения носят компенсационный характер, возмещают рутину будничной и однообразной обстановки. Развлечение должно быть всегда красочным моментом в жизни ребенка, обогащающим его впечатлениями и развивающим творческую активность. Развлечения способствуют всестороннему развитию ребенка, знакомят с различными видами искусства: музыкальным, изобразительным, театральным, и др., пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус. На таких мероприятиях ребенок получает возможность проявить самостоятельность, а значит приобрести уверенность в себе, веру в свои способности. Развиваются положительные качества: доброжелательность, взаимопомощь, доброта, симпатия, жизнерадостность и т.д.

Развлечения могут быть хорошей основой для обучения детей. Они, с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной и увлекательной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире, учат совместным действиям и переживаниям. Особую роль играют развлечения в формировании и развитии художественно-эстетических вкусов и способностей. Знакомясь с лучшими образцами художественного слова и музыки, присутствуя на театральных представлениях, дети получают стимул к собственному творчеству.

Для того, чтобы развлечения действительно способствовали развитию и воспитанию детей, необходимо их тщательно планировать, заранее продумывать подготовку, определяя степень участия детей в зависимости от их индивидуальных возможностей и возраста (кто будет рисовать, кто участвовать в спектакле, и т.д.). В подготовке развлечения могут принимать участие все дети группы. Иногда целесообразно объединять детей в подгруппы или использовать индивидуальную форму работы.

В практике работы дошкольных учреждений используются три вида развлечений. Они различаются по степени активности участия детей.


  1. Дети являются только слушателями или зрителями.

  2. Дети - непосредственные участники.

  3. Участниками развлечения являются и взрослые, и дети.
Развлечения можно классифицировать и по содержательной направленности:

  1. Театрализованные (кукольный, теневой, настольный, пальчиковый, плоскостной театры, фланелеграф, театр картинок, и др., то есть все виды театров и театральной деятельности).

  2. Познавательные: КВНы, викторины, на темы жизни и творчества композиторов, поэтов, писателей и художников; обычаев и традиций родной страны, народа; экологические.

  3. Спортивные: игры, эстафеты, подвижные игры, соревнования, эстафеты.

  4. Музыкально-литературные концерты.

  5. Забавы: загадки, фокусы, шутки, шарады, загадки, аттракционы, различные сюрпризные моменты.

3.2. Время проведения развлечений.

При определении времени развлечений следует учитывать время года. Это связано с тем, что дети должны обязательно гулять во второй половине дня. А зимой световой день короче, и если развлечение проводить, как это принято, после полдника, то дети пойдут на прогулку, когда на улице темно, что снижает ценность прогулки. В осенне-зимний период развлечения лучше проводить перед полдником, а в весенне-летний период – можно и после полдника, при этом они могут быть более эмоциональными.

Длительность ежедневных развлечений – не более 5-10 минут. Это могут быть веселые забавы: маленькие сюрпризы, шутки, прибаутки, потешки, загадки, фокусы, импровизированные моменты из жизни ребят в детском саду, или по литературным произведениям. Эти развлекательные моменты помогают снять усталость, способствуют переключению внимания с одного вида культурно-досуговой деятельности на другой. Их можно поводить в любое время, утром и после сна, когда это требуется для создания положительной атмосферы. Не обязательно для этого собирать всех детей группы. Воспитатель должен научиться видеть и чувствовать детей, которым необходима эмоциональная разрядка, которых нужно подбодрить, помочь выбрать для себя занятие.

Один раз в неделю целесообразно проводить развлечение длительностью до 35 минут, с большей эмоциональной нагрузкой. Это могут быть спектакли, концерты, тематические вечера, викторины, спортивные развлечения, праздники народного календаря, и др.


    1. 3.3. Забавы
Это короткие развлечения, призванные создать радостные чувства, поднять настроение и жизненный тонус, пробудить интерес к занятиям той или иной деятельностью, переключить внимание детей с одной деятельности на другую. К ним относятся шутки, фокусы, аттракционы, загадки, различные сюрпризные моменты.

Фокусы вызывают у детей живой интерес, с ними связано что-то загадочное, поражающее воображение. Фокусы обычно делят на две группы: основанные на иллюзиях и манипуляциях. Профессиональные иллюзионисты для показа фокусов пользуются специальной аппаратурой, довольно сложными приборами и механизмами. Искусство манипулятора состоит в особой ловкости рук, гибкости пальцев. Фокусы, которые показывают дошкольникам педагоги, нельзя отнести ни к той, ни к другой категории. Это скорее забавные и поучительные опыты, которые не требуют особого умения, и сложного инвентаря (можно обойтись бумагой, ножницами, графином с водой, щеткой, шнурком, и т.п.). Успех во многом зависит от умения педагога интересно объяснить и преподнести эти фокусы детям.

Шутки. Им дети рады всегда. Шутки можно использовать и в перерывах между играми, на праздничных утренниках, развлечениях. Необходимо помнить одно: ни в коем случае не стоит приводить шутки одну за другой. Полезно разучивать шутки со старшими детьми, чтобы потом рассказать их малышам. Это научит маленьких детей понимать шутки, и шутить самими, лучше видеть и понимать многообразие окружающего мира.

Шарады. Это отгадывание слов по частям (обычно по слогам). Прежде, чем отгадывать шарады, нужно объяснить детям технику их отгадывания. Например: первый слог – нота (фа), второй слог –нота тоже (соль), а в целом – на горох похоже (фасоль).

Загадки. Загадывать и отгадывать загадки любят все дети. Найдя правильный ответ, они радуются, что сумели проявить находчивость и сообразительность. Велико и воспитательное значение загадок. Они расширяют кругозор детей, знакомят с окружающим миром, развивают пытливость, тренируют память и воображение, обогащают речь. Для загадок характерны ясность, краткость, конкретность изложения, выразительность и меткость определений. Чаще всего в загадках содержится перечисление признаков, характерных для явления или предмета, которые нужно отгадать. От количества этих признаков и того, насколько подробно они характеризуют загаданное, зависит простота или сложность загадки. Педагог должен в доступной форме объяснить это детям, подробно разобрать с ними ту или иную загадку, и тогда процесс отгадывания будет более осмысленным.Загадав загадку, не надо торопить детей с ответом. Если ее никто не может отгадать, следует задать несколько наводящих вопросов, подсказать правильный путь решения. Подбор загадок зависит от того, на что воспитатель хочет сделать акцент, а так же от возраста детей. Такой вид развлечений может проводиться как со всей группой, так и с подгруппой детей.

Аттракционы. Они дают детям возможность посоревноваться в ловкости, смелости, смекалке. Воспитатель должен подумать о том, чтобы силы соревнующихся (разделенных на команды) детей были равными. Аттракционы подбираются с учетом возраста детей. После окончания соревнования нужно обязательно поощрить победителей морально (положительная оценка педагога и детей) и материально (медалька, вымпел за умение побеждать).

Сюрпризы. Это веселые и неожиданные моменты, которые всегда вызывают у детей бурю эмоций. Когда возникает сюрпризная ситуация, дошкольники оживляются, их деятельность активизируется. Сюрпризы создают ситуацию новизны, в которой нуждается ребенок дошкольного возраста. Потребность в новых впечатлениях перерастает в познавательную потребность. Сюрпризные моменты можно включать в занятия, праздники и развлечения, в прогулки и повседневную жизнь детского сада.
^ 3.4. Театрализованная деятельность.

Изучение практики работы детского сада показало, что любимым видом развлечения у детей является театрализованное представление. Для таких представлений необходимо иметь в театральном уголке группы разнообразные виды театров. Работа с детьми по театрализованной деятельности разнообразна и интересна. По этой теме в методическом кабинете нашего ДОУ имеется множество литературы, где описаны методика, перспективное планирование, технология изготовления кукол, и др. Воспитателями в группе может проводиться большая и увлекательная работа по подготовке спектаклей, которые можно потом показать и детям из другой группы, и родителям. Каждый ребенок принимает посильное участие в подготовке театрализованных представлений: или исполняет роль, или готовит пригласительные билеты, или помогает воспитателю (в данном случае – выступающему в роли режиссера) в проведении представления. Привлечение родителей в организации таких спектаклей (изготовление костюмов, кукол и декораций, исполнение родителями ролей) объединяет педагогов и семью, делает жизнь ребенка в детском саду интересной и разнообразной.
^ 3.5. Концерты детской самодеятельности.

Музыкальные и литературные концерты занимают значительное место в организации культурно-досуговой деятельности. Они могут выступать, как развлечение, и как форма проведения праздника. Например, в форме концерта могут отмечаться такие праздники, как 8 марта, 23 февраля, День победы, и др. В то же время тематические концерты носят познавательный характер, если они посвящены творчеству какого-нибудь композитора, писателя, поэта. Как правило, концерты проводятся силами детей. Тематические концерты строятся на знакомых детям произведениях. Ведущим на концерте должен быть педагог. Он может обыграть каждый номер, если увидит, что дети устали, или им стало скучно. Наиболее удачной формой тематического концерта является сочетание музыки и поэзии, музыки и изобразительного искусства.

3.6 . Организация развлечений. .

Готовясь к организации развлечений, воспитатель должен выбрать методы и приемы, которые помогут ему решить поставленные задачи. Приемы могут быть игровыми, трудовыми, учебными, но при этом они должны быть взаимосвязаны. Только в этом случае культурно-досуговая деятельность в ходе подготовки к развлечению будет носить увлекательный характер.

^ При организации развлечений важно не перегружать детей и воспитателя. Работа должна равномерно распределяться между воспитателем и музыкальным руководителем, специалистами ДОУ, детьми и родителями. Некоторые формы развлечений воспитатель может подготовить и провести самостоятельно.

Планируют развлечения воспитатель и музыкальный руководитель совместно – это поможет углубить и разнообразить работу по воспитанию и обучению детей, а так же осуществить взаимосвязь с другими видами детской деятельности. План должен быть выполним! Для этого следует учитывать реальную нагрузку воспитателя, музыкального руководителя, их участие в общесадовских и групповых мероприятиях. Когда воспитатель загружен, можно запланировать развлечения, не требующие длительной подготовки (просмотр мультфильмов, прослушивание аудиозаписей), или включить в план работы развлечения, основная нагрузка в подготовке которых лежит на музыкальном руководителе или инструкторе по физкультуре. И наоборот: если музыкальный руководитель занят на общесадовских мероприятиях больше, чем воспитатель, то развлечения организуются воспитателем. Все зависит от конкретной ситуации. Целесообразно составлять план развлечений на месяц или на квартал. Перспективное планирование поможет педагогам рационально, с наименьшими затратами сил и времени осуществлять руководство этим разделом работы.

Большое значение имеет музыкальное оформление развлечений. Продуманный подбор музыкальных произведений помогает создать необходимое настроение, усилить впечатления, вызвать эмоциональный отклик. Музыкальный руководитель подбирает музыкальное оформление в соответствии с возрастом детей, задачей и тематикой развлечения. Нельзя составлять музыкальное оформление из одной только новой, незнакомой ребенку музыки. Обязательно должны присутствовать знакомые произведения. Музыкальное оформление развлечений согласуется с тем репертуаром, который дети проходят на музыкальных занятия.
3.7. Организация и проведение развлечений воспитателем.

Воспитатель самостоятельно, при минимальной помощи музыкального руководителя, может провести следующие развлечения:


  • Театр игрушек или картинок

  • Драматизация сказок, литературных произведений

  • Вечер загадок

  • Забавы

  • Развлечения спортивного характера

  • Тематические литературные вечера

  • Литературные викторины

  • Просмотр фильмов, телепередач

  • Прослушивание аудиозаписей

3.8. Организация и проведение развлечений музыкальным руководителем.

Музыкальный руководитель самостоятельно, при минимальной помощи воспитателя, может провести следующие развлечения:


  • Музыкальные игры

  • Игры-драматизации

  • Концерты

  • Музыкальные викторины

  • Тематические музыкальные вечера

  • Прослушивание аудиозаписей

^ 3.9. Варианты планирования развлечений:

Понедельник:


  • Показ мультфильмов

  • Инсценирование сказки воспитателем (театр игрушек)

  • Просмотр детских телепередач

  • Аттракционы, шутки, загадки
Вторник:

  • Тематические вечера, литературные и музыкальные

  • Показ кукольного, теневого, плоскостного и др. Театров

  • Показ фланелеграфа (воспитателем и детьми)

  • Литературные или музыкальные викторины
Среда:

  • Маленькие веселые забавы

  • Инсценирование сказок детьми

  • Развлечения спортивного характера, театрализованная деятельность

  • Концерты с приглашением гостей (родителей, детей из других групп)

  • Дни рождения детей
Четверг:

  • Слушание аудиозаписей

  • Концерт детской самодеятельности

  • Просмотр детских телепередач

  • Прослушивание аудиозаписей

  • Показ видео
Пятница:

  • Шутки, загадки

  • Показ фокусов

  • Аттракционы
Этот вариант планирования дан в методических рекомендациях к «Программе», как пример, и варьируется в соответствии с реальными возможностями ДОУ и педагогов.

  1. САМООБРАЗОВАНИЕ.

  2. ТВОРЧЕСТВО.

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА В МИКРОСОЦИУМЕ.

Развитие человеческой культуры неразрывно связано с творчеством, которое наиболее многогранно проявляется в процессе досуговой деятельности людей. Ориентируясь на совершенствование своего профессионального мастерства, человек много сил и энергии отдаёт развитию своего творческого потенциала в данном направлении, что приводит к значительной усталости. И тогда требуется смена деятельности.Социологи считают, что досуг – это часть нерабочего или свободного времени, в структуре которого выделяется активная творческая деятельность в виде общественной деятельности, занятие спортом, самообразованием, любительские занятия, общение с другими людьми... (Большой энциклопедический словарь. М., 2000. С.1191). Таким образом, досуг как вид социальной активности направленной на реализацию творческой потенции человека, становится той отдушиной, которая позволяет нам на некоторое время «отключиться» от проблем профессиональной деятельности и заняться реализацией тех своих потенциальных возможностей, которые вызывают приятные ассоциации, дают возможность продемонстрировать свои способности в иных областях деятельности, отличных от профессиональной.

Дети так же нуждаются в перемене своей деятельности. Учёба – трудоёмкий процесс и переход к деятельности, которая является наиболее приемлемой для ребёнка в тот или иной период его жизни, явлении вполне закономерное. Досуг в процессе социализации личности организуется агентами первичной социализации, в том числе и социальным педагогом.

Развитие современной социальной инфраструктуры позволяет решать множество проблем связанных с социализацией личности, в том числе и организации досуга ребёнка. На протяжении последних лет в этой сфере культурной деятельности накоплен значительный социально-педагогический потенциал, использование которого всецело зависит от творческого подхода социального педагога к реализации своих функциональных обязанностей. Наряду с большим количеством детско-молодёжных общественных объединений, существуют внешкольные образовательные учреждения, которые принимают самое непосредственное участие в процессе социализации подрас-тающего поколения на предметном уровне. Кроме того существуют самые различные клубы для молодёжи, организованные общественностью по месту жительства, спортивные кружки и секции. Все они имеют огромное значение для реализации тех программ, которые направлены на адаптацию детей и молодёжи к современному социуму. О работе клубов, кружков, секций и других форм досуговой деятельности имеется большое количество научно-педагогической и методологической информации. Новым явлением в процессе организации досуговой деятельности стало движение «Детские и молодёжные социальные инициативы», которое создано при поддержке Министерства образования и Комитета по делам молодёжи. Оно сродни «тимуровскому» движению и привлекает на свою сторону «волонтёров», готовых к социально значимой деятельности, позволяющей развивать у них инициативу, создавать условия для самостоятельного включения в жизнь, делать осознанный выбор и действовать на основе постоянного творческого поиска. Участники этого движения осуществляют многоплановую деятельность: проводят благотворительные акции; шествуют над инвалидами и сиротами; занимаются благоустройством дворов и улиц по месту жительства; охраняют природу и памятники культуры; проводят игры и творческие занятия с детьми в клубах, кружках и секциях.


На основе движения «Детские и молодёжные социальные инициативы» создано социально-педагогическое движение, которое осуществляет по всей стране программу начального социально-педагогического образования. Благодаря этой программе созданы условия для реализации комплексных социально-педагогических акций, направленных на:

-патриотическое воспитание – в рамках этого направления досуговой деятельности осуществляется воспитание любви и уважения к своей большой и малой родине, обучение основам взаимопонимания, уважение к своей национальной и мировой культуре. Для реализации целей и задач патриотического воспитания организуются походы по местам боевой и трудовой славы, «вахты Памяти», поисковые экспедиции, летние оборонно-спортивные лагеря, патриотические слёты, военно-патриотические игры, изу-чение исто­рического. опыта, древних традиций; вос­становление разрушенных церквей; ремонт помещений и техники социально значи­мых объектов (библиотек, музеев, выста­вочных залов и т.п.);

-профилактическое направление способствует предотвращению воз-никновения социально запущенной, маргинальной молодежи. Наиболее эффективна работа в данном направлении при установлении «случайных» контактов с молодежными асоциальными группами в периоды их сборов и проведения свободного времени. Кроме того в рамках этого направления осуществляются: определение потребностей и особых проб­лем уличных групп, оказание им соответ­ствующей помощи, направление их актив­ности в менее агрессивное русло; поиск помещений для уличных групп молодежи и организация для них различных форм досуга; посещение следственных изолято­ров, тюрем, домов малютки, наркологиче­ских, психоневрологических, кожно-венерических диспансеров; присутствие на судеб­ных слушаниях по преступлениям, совер­шенным молодежью; установление контак­тов с наркоманами, определение их в ле­чебные заведения; привлечение подростков к солидарной поддержке своих сверстников, т.е. формирование из их рядов до­бровольных помощников социального педа­гога и социального работника;

-трудовое направление (вопросы трудовой занято­сти, профориента-ционной работы): органи­зация лагерей добровольного труда по восстановлению памятников "архитектуры, экологической очистке территорий; рас­чистка дорожек от снега; посадка цветов; утепление оконных рам; работа в огороде; сбор картофеля; помощь в выращивании рассады; уход за домашними цветами и животными; проведение, генеральной убор­ки и косметического, ремонта; предоставле­ние рабочих <мест детям, подросткам.и молодежи через создаваемые биржи труда и информационные банки данных; созда­ние педагогических и строительных отря­дов; организация молодежного строитель­ства; разработка перспективных моделей электрических и активных колясок для инвалидов; поддержка, молодежного пред­принимательства; создание центров соци­альной адаптации инвалидов и «трудных» подростков;

-валеалогичваюе направление (формирование здоро­вого образа, жизни): обучение оказанию первой медицинской помощи; сбор лекар­ственных трав и ягод; организация оздо­ровительных.процедур; работа фитобара; запись клиента кврачу; посещение больных, в лечебных. учреждениях; совместное посещение спортивных, мероприятий и секций; поддержка любительского клубного спортивного движения; организация сорев­нований «Кожаный –мяч» «Чудо-шашки», «Детские старты», проведение туристиче­ских слетов, «школ выживания»; проведе­ние «физкультминуток» с дошкольниками, младшими школьниками и подростками;

-лидерское направление (формирование активной жизненной позиции, развитие инициативы, укрепление и развитие демократических норм жизни): обучение основам управле­ния, психологии, права, бизнеса, педагоги­ки, делопроизводства, социальной работы, журналистики, экологии, валеологии; орга­низаторская работа в коллективе, проведе­ние психологических тренингов, деловых игр, «круглых столов», изучение иностран­ных языков, компьютерных технологий, проведение лагерей актива; сотрудничество с неправитель-ственными и государственны­ми организациями; занятия с детьми и молодыми лидерами общественных объ­единений; переписка, телефонные перегово­ры, командировки, реализация совместных программ - представителей разных организа­ций; оказание помощи в программирова­нии и проектировании деятельности детско-молодежных общественных объедине­ний;

-психолого-педагогическое направление (воздействие на самочувствие и поведение клиента): составление социальной карты местности; консультирование по интересующим проб­лемам; совместное обсуждение конкретного случая; наблюдение; беседа; групповые дискуссии; тренинги;

-социально-бытовоенаправление (материальные, моральные, национальные, семейные и другие интересы и потребности клиентов): доставка продуктов, гуманитарной помощи; оплата коммунальных, услуг; доставка ли­тературы из библиотеки; оформление подписки на газеты и журналы; написание писем; фотоателье на дому, мастерская по ремонту одежды, домашняя, парикмахер­ская; подготовка и доставка, праздничных посылок; патронаж; моральное и матери­альное поощрение социально активных клиентов;

-социокультурное направление (повышение уровня культуры клиентов, организация досу­га): проведение дней.рождения, поздравле­ние. с праздником: оформление, празднич­ных газет; выпуск «настенной, газеты, организация выставок; подготовка видеофиль­мов о жизни клиентов; организация, поез­док, экскурсий, концертов; сборы благотворительных пожертвований; конкурсы на лучшего помощника., социального работни­ка; приобретение.билетов в театр, кино, выставочные залы; поддержка и. развитие авторской песни; зарубежные поездки, прием зарубежных делегаций, совместные образовательные проекты с зарубежными коллегами;

-социально-правовое (повышение уров­ня правовой культуры, зашита прав чело­века): организация встреч клиентов с юристами, работниками коммунальных служб; создание специальных обществен­ных судов для несовершеннолетних; орга­низация деловых игр «Выборы», участие в избирательных кампаниях и выборах; при­влечение клиентов к работе общественных комиссий, комитетов, организаций, фондов; поддержка подростков и молодежи в мес­тах заключения;

-информационное направление (внедрение новых технологий, обеспе-чение взаимосвязи меж­ду специалистами, пропаганда новых форм социальной работы): поддержка детско-молодежных средств массовой инфор­мации; организация.работы «Интернет-кафе»; журналистская работа (подготовка заказных материалов и интервью, инфор­мирование об основных.событиях, фоторе­портажи с мест событий и др.); режис­серская и операторская работа (съемка, монтаж, звукооформление фильмов).

Предложенный вариант организации досуга, а именно привлечение детей и молодёжи к активной социальной деятельности в свободное от основного занятия время, является наиболее перспективным и социально полезным. Уже сегодня наши дети не знают куда себя деть. Досуг в обычном его понимании стал для них практически недоступен из-за перегруженности школьных программ, комерциализации работы кружков и секций, усиления идеологического фактора в социокультурной среде, компьютеризации познавательных процессов и т.д.

Современные исследования ценностных ориентаций городской молодёжи (Скриптунова Е.А., Морозова А.А. О предпочтениях городской молодёжи. /социологические исследования. 2002. № 1.) показывают, что их удовлетворённость различными сторонами жизни отвечает тем основным требованиям социума, которые доминируют в современном обществе. На четвёртом месте - досуг. Он удовлетворяет 46,6% молодых людей (не удовлетворяет12,5%). На третьем месте – здоровье (51,8%), на втором месте отношения с родителями (56,4%). И на первом месте отношения со сверстниками (66,3%). Из этого можно сделать вывод, что ценностные ориентации современного молодого человека могут более результативно развиваться в рамках ДИМСИ.

9.2.Технологический аспект социально-культурной деятельности в рамках детской и молодёжной социальной инициативы

Существующие методологические и технологические приёмы решения проблем обозначенных в основных направлениях деятельности социального педагога по организации досуговой деятельности в рамках ДИМСИ вполне отвечают современным требованиям. Существует более сорока программ, которые окончательно оформлены и реализуются в практической деятельности современных социальных педагогов. Из них наиболее приемлемые для реализации в системе практической деятельности социального педагога, программы, которые предлагаются ниже.

"Третий сектор". Программа направле­на на укрепление взаимодействия детско-молодежного общественного объединения с представителями СМИ на федеральном, региональном и местном уровнях. Предпо­лагает системную работу известных журналистов, писателей, издателей, редакторов с детьми и молодежью (имеющими склон­ность к журналистской работе и литературному творчеству и проявившими себя как социально активные волонтеры),. ак­тивное вовлечена творческой интеллиген­ции в процесс воспитания юного поколе­ния; усиление внимания к социальным проблемам подростков; создание независи­мых детско-молодежных изданий, радио- и телепередач. Данная программа разработа­на совместно с рядом газет, журналов радиостанций и телевизионных каналов.

«Лидер здоровья». Программа предпоглагает разработку и реализацию системы мер по пропаганде здорового образа жиз­ни и семейных ценностей. В ее рамках запланированы проведение разъяснительной работы среди населения о негативном влиянии алкоголизма и табакокурения на здоровье и жизнь людей; усиление обще­ственного контроля за состоянием окружа­ющей среды, условиями труда и обучения; вовлечение детей и молодежи в занятия физической культурой и спортом, привитие навыков и умений сохранения своего здо­ровья

«Диалог индивидуальностей». Програм­ма предусматривает непрерыв-ный комплекс мероприятий социально-педагогического характера по оказанию гуманитарной, пра­вовой, психолого-педагогической помощи детям из неблагополучных, неполных, ма­лообеспеченных семей, школам-интернатам для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В качестве техноло­гической основы применяются отдельные элементы социальной работы американской благотворительной организации «Большие Братья - Большие Сестры»; на конкурс­ной основе (с использованием специаль­ных тестов и методик) проводится отбор волонтеров из числа имеющих педагоги­ческие способности и заинтересованных в индивидуальном шефстве над проблемным ребенком взрослых и студентов психологи­ческих, педагогических, медицинских и юридических вузов.

«Возвращение к истокам». программа приобщения подрастающих поколений к культурно-историческим ценностям россий­ских народов. Ее цель - осмысление значимости духовных основ человеческого бытия современного воспитания на высо­ких нравственных идеалах и традициях, культуре и искусстве; .осуществлении преемственности поколений наилучших национальных и общечеловеческих демократи­ческих.ценностях. Любовь и почитание «малой» родины, семьи, дома, родного края не воспитаешь лозунгами и призывами. Лишь в социально значимой деятельности ребенок чувствует себя хозяином, тружеником, радетелем и старателем своего отечества; именно так он может осо­знать себя реальным звеном в цепи исто­рических.событий. Участники программы проводят, экспедиции вглубь России, собирают исторические, фольклорные, этногра­фические, географические, биологические материалы, оказывают посильную помощь их хранителям - пожилым людям; обоб­щают и анализируют свои находки, по­полняют коллекции библиотек, музеев, пропагандируют народные ценности в сво­их выступлениях перед сверстниками в средствах массовой информации

"Юное поколение выбирает книгу". Программа основана на признании непре­ходящей ценности хорошей книги, высокой оценке личностного потенциала писа­телей, журналистов, художников, поэтов, издателей детских журналов в воспитании нравственно и духовно здоровых детей и подростков. Привлечение коммерческих из­дательств в качестве спонсоров позволяет сформировать призовой фонд для многих мероприятий, конкурсов и фестивалей ДИМСИ, создает возможность пополнения библиотек отдаленных районов России. В рамках программы проводятся семинары, фестиваль "Дети и книга", "Неделя дет­ской книги", конкурсы юных авторов, ас­самблеи средств массовой информации ДИМСИ и др. По приглашению регио­нальных подразделений ДИМСИ извест­ные детские писатели, журналисты и из­датели выезжают на места с презентация­ми своих трудов, анализируют и отбирают для публикаций произведения юных авто­ров; дают рекомендации для поступления ребят в престижные вузы.

"Врата учености". Программа пред­усматривает привлечение деятелей науки и культуры к работе с детьми и молоде­жью; приобщение подрастающих поколе­ний" к научным знаниям в различных об­ластях: социальная работа, педагогика, валеология, право, экономика, география, биология, химия, математика, экология, политика, русский и иностранные языки и др.; проведение конкурсов, викторин, смо"ф6в;" признание достижений юных та­лантов и их поощрение различными путя­ми - вплоть до рекомендаций и путевок в престижные вузы; издание сборников научных трудов" подростков и молодежи в области социальной работы. В рамках данного проекта ежегодно проводятся два конкурса: "Творческий конкурс на лучшее исследование" в области социальной рабо­ты и социальной педагогики"; "Творческий конкурс юных авторов ДИМСИ". "

В настоящее время в ДИМСИ насчиты­вается более 10 тыс. официальных членов и свыше 50 тыс. человек, вовлеченных в различные программы. На самом деле количественные показатели на порядок больше, так как жесткого учета нет, что естественно для неформализованной волон­терской деятельности. Чем объясняется интерес детей и молодежи к этой работе?

Главными стимулами проявления интере­са к самостоятельной социально значимой деятельности выступают:

желание добиться успеха в карьере и общественного признания;

возможность осознать свои сильные и слабые стороны, проявить свою индивиду­альность, заработать деньги чесаным тру­дом;

расширение сферы общения;

интерес и желание действовать само­стоятельно, с пользой, на перспективу;

раскрытие творческих способностей, при­обретение умений.и навыков реальной экономической, предпринимательской и профессиональной деятельности;

возможность проявить сострадание и милосердие, соприкоснуться с реальной жизнью, познакомиться с проблемами, ре­шаемыми учреждениями -социальной сфе­ры, общественными объединениями, госу­дарственными и коммерческими структура­ми; с условиями, в.которых они рабо­тают;

овладение методами социального «целительства» и разрешения конфликтов;

возможность выбора сферы применения своих сил, свободного вхождения и выхо­да во временно создаваемых<в том чис­ле и собственных) творческих объедине­ниях.

У социально-педагогического движения детей, молодежи и взрослых большое бу­дущее, потому что в его основе лежит идея единения, а не отчуждеяия людей разных социально-возрастных "и профес­сиональных групп, национальности и веро­исповедания, классовой и партийной при­надлежности на платформе Дружбы, Ми­лосердия и Вдохновения.

Предлагаемые программы являются основой для организации технологического процесса по проблемам досуга. В практической работе возможно, по усмотрению руководителя практического занятия, отработать технологический процесс по реализации данных программ в рамках социально-педагогического движения.

Семинар «Формы и методы работы учреждений культуры клубного типа: инновации и традиции» Основные вопросы семинара:

  1. Формы как способ реализации содержания деятельности учреждений культуры клубного типа.
  2. Классификация основных, традиционных, форм клубной деятельности.
  3. Инновационные формы культурно-досуговой деятельности.
  4. Средства и методы - структурная основа формы мероприятия.
Цели:
  1. Обучение основным формам и методам деятельности учреждений культуры клубного типа.
  2. Повышение квалификации специалистов культурно-досуговых учреждений.
  1. I . Формы как способ реализации содержания
деятельности учреждений культуры. К числу важнейших компонентов методики культурно - досуговой деятельности относятся формы деятельности учреждений элементов функционирования учреждения культуры, компонент культурно - досуговой деятельности. Под формами - программами культурно - досуговой деятельности следует понимать способы и приемы организации людей в учреждении культуры, по месту жительства в целях доведения до них определенного содержания. Формы - программы культурно - досуговой деятельности - не существуют сами по себе. По отношению к содержанию форма - программа носит зависимый характер. Каждое средство воздействия требует соответствующих форм организации людей. Отмечая зависимость форм и их правильное использование, в свою очередь, имеют большое значение. Формы - программы обладают известной самостоятельностью, они могут оказать и оказывают обратное влияние на содержание деятельности. От выбора форм часто зависит результат деятельности. Содержание деятельности должно обязательно облекаться в определенную форму. Формы работы клубных учреждений - это способы и приёмы организации клубной аудитории. Выбранная форма программы влияет на отбор содержания, а содержание, в свою очередь, лепит форму. Форма - это способ существования содержания.
  1. II . Классификация основных форм клубной деятельности .
В зависимости от способов организации клубной аудитории формы бывают индивидуальные, групповые и массовые. Индивидуальны формы:
  1. Беседы: в обыденном смысле - литературная или театральная форма устного или письменного обмена в разговоре между двумя и более людьми; - в философском и научных смыслах - специфическая форма и организация общения, коммуникации.
  1. Адресное обслуживание. Культурно-досуговая форма для определенной категории людей, ограниченных в возможностях передвижения. Относится к новым формам работы учреждений культуры.
  1. Консультации: объяснение, разъяснение каких-либо понятий. Ответы на вопросы. В полной мере относится к методическо-образовательным формам работы. Применимо к деятельности учреждений культуры может использоваться как составная часть какой-либо клубной формы (мастер-класс, адресное обслуживание, вечер-встреча и т.п.)
Групповые формы: А). Досуговые, развлекательные. 1.Вечера: это хорошая возможность организовать людей в определённом месте, отдохнуть, пообщаться, обсудить и проанализировать ситуации, проблемы и успехи. Вечера могут быть нескольких форм в зависимости от цели организации досуга:
  • Вечер-встреча. Это могут быть встречи с интересными людьми, с ветеранами, с поэтами села и т.п.
  • Вечер воспоминание. Может быть как отдельным мероприятием, но в большинстве случаев используется как составная часть других форм(например гостинная, вечер-встреча и др.)
  • Вечер отдыха. Это мероприятие развлекательного характера, с использованием разнообразного музыкального оформления, игр, конкурсов, танцев. Как разновидность вечера отдыха считается вечер-кафе – вечер отдыха за столиками, с использованием напитков и других продуктов питания.
  • Дискотеки. Танцевальные программы с минимальным использованием других средств и методов организации досуга.
  • Камерные формы организации досуга салон и гостиная - мероприятия для узкого круга лиц, связанных общностью интересов. Особенная чета - проведение их в небольшом, ограниченном пространстве, приближенном к домашней уютной обстановке с относительно небольшом количестве участников, где исполнители находятся в непосредственной близости от зрителей. В искусстве понятие «камерный» часто несет значение «сокращенный».
  1. Игровые программы: основной метод организации досуга в этих мероприятиях – игровые элементы. В зависимости от других используемых методов игровые программы могут быть:
  • Конкурсно-игровыми;
  • Театрализовано-игровыми;
  • Сюжетно-игровыми (например, по сюжету телеигр).
Б). Информационно-просветительские мероприятия несут яркую тематическую направленность и характеризуются наличием познавательного содержания, возможны элементы агитации и пропаганды (например, здорового образа жизни).
  1. Выставка (экскурсия) - это показ, каково бы ни было его наименование, путём представления средств, имеющихся в распоряжении человечества для удовлетворения потребностей, а также в целях прогресса в одной или нескольких областях его деятельности. Различают выставки периодические (временные) и постоянные. Для УККТ выставки, как правило, проводятся на протяжении небольшого промежутка времени, т.е. временные. Могут быть как отдельным мероприятием, так и составной частью другого мероприятия.
  1. Круглый стол - собрание в рамках более крупного мероприятия В современном значении выражение круглый стол употребляется с XX века как название одного из способов организации обсуждения некоторого вопроса.
Более того, зачастую круглый стол играет скорее информационно-пропагандистскую роль, а не служит инструментом выработки конкретных решений.
  1. Тематическая программа. Ее содержание, методы и приемы несут строгую тематическую направленность. Могут быть использованы элементы других различных форм мероприятий для достижения оптимального результата в донесении информации выбранной тематики до аудитории. Направленность может быть разной (патриотической, музыкальной, игровой, профилактической, экологической, литературной и др).
  1. Агитбригады – пропагандистская форма мероприятий. В настоящее время относится к устаревшим формам культурно-досуговой деятельности.
  1. 5. Лекции: устное систематическое и последовательное изложение материала по какой - либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д.
Тренинги: метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Мастер-классы: форма и метод практического обучения и тренировки определенных навыков Лекции и тренинги не являются формами клубной работы, но могут применяться при проведении других форм информационно-просветительских мероприятий или занятий клубных формирований. В). Клубные формирования. 1.Любительские объединения или клубы по интересам. Создаются на добровольной основе самими участниками или специалистами культуры на базе КДУ. Их отличает общность интересов участников, свобода общения, свобода выбора форм и периодичности общения. Деятельность любительских объединений регламентируется положением о клубных формированиях и уставу конкретного объединения, принятого по согласованию с его участниками.
  1. Кружок – творческое объединение людей, имеющих общие интересы в сфере творчества, основной деятельностью которых является овладение определенными навыками творческой деятельности различных жанров (вокального, хореографического и др). Кружки – основа деятельности коллективов художественной самодеятельности.
Массовые формы. К массовым формам относятся зрелищные программы рассчитанные на большое количество зрителей и участников.
  1. Концерт - публичное исполнение музыкальных произведений, балетных, эстрадных и т. п. номеров по определённой, заранее составленной, программе.
  1. Спектакль - произведение сценического искусства. В основе спектакля в драматическом театре лежит литературное произведение - пьеса или сценарий, требующий импровизации, в музыкальном театре - сочинение музыкально-драматическое.
  • Литературно-музыкальная композиция – разновидность спектакля, отличием которой является комбинированное использование произведений нескольких авторов (поэтов, писателей, музыкантов)
  1. Ярмарка - регулярные торжища широкого значения: рынок, регулярно, периодически организуемый в традиционно определённом месте, сопровождаемый театрализованной концертной и игровой программой.
  1. Праздник - день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь, весёлое препровождение свободного времени; день какого-либо радостного события. Как форма организации досуга, праздник – это массовые развлекательные мероприятие, включающее в себя набор культурно-досуговых средств и методов, с использованием различных культурно-досуговых форм работы и имеющий относительно длительное продолжение во времени – не менее двух часов. Праздники могут быть:
  • Календарными (Новый год, День пожилого человека и т.п.);
  • Государственными (День Победы, День конституции и т.п.);
  • Фольклорными (Масленица, Спас, Троица и т.п.);
  • Семейными (день рождение, юбилей, свадьба и т.п.);
  • Профессиональные (день учителя, день строителя и т.п.).
  1. Бал - собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев. Балы отличаются от обычных танцев или дискотеки повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором танцев, следующих в заранее определённом порядке. Бал-маскарад отличается от бала наличием карнавальных масок или костюмов на присутствующих. В настоящее время в практике культурно-досуговых учреждений используются редко.
  1. 6. Конкурс. В культурно-досуговой деятельности – показательное соревнование. Мероприятие рассчитанное на широкий круг зрителей с заранее подготовленными участниками, с состязательными элементами, с конечной целью – выявление победителя.
  1. Фестиваль - массовое празднество, показ достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или другого вида искусства без выявления победителя или определения рейтинга среди участников.
  1. Митинг – торжественное мероприятие, посвященное важному событию или дате.
  1. Парад – торжественное прохождение перед зрителями, публикой, войск, различных коллективов, организаций, движений или партий и т.д.
Это примерная классификация традиционных форм культурно-досуговой деятельности, которые используются специалистами культуры на протяжении многих лет. Нужно заметить, что довольно редко формы применяются «в чистом виде», в основном они дополняют друг друга или переходят из одной категории в другую. Например, конкурсно-игровая может перейти в дискотеку, а групповая форма вечер отдыха стать массовой при большом скоплении посетителей. Но некоторые утрачивают свою актуальность и востребованность, подвергаются видоизменению адаптируясь к современности. Как всеобщая закономерность на смену старого и в дополнение к традиционному приходит новое. III . Инновационные формы культурно-досуговой деятельности. Политические потрясения конца 1980 - начала 1990-х гг., последовавшие затем экономические преобразования привели к существенным переменам и в социально-культурной сфере. С идеологическим воспитанием и культурным обслуживанием было покончено быстрее, чем предполагалось. Сегодня все мы являемся свидетелями нового этапа в развитии культуры и досуга. На смену «культурно-просветительной работе» пришла та самая культурно-досуговая деятельность, о проблемах и перспективах развития которой сегодня много говорят и пишут. Само слово «деятельность» как бы характеризует развивающиеся в сфере свободного времени процессы: демократичность путей и способов организации досуговых акций, живое и непосредственное участие населения в реализации культурных проектов и программ. Во всяком случае с прежними трафаретно-шаблонными подходами и, казалось, застывшими на вечные времена методиками в организации досуговых занятий людей приходится расставаться решительно и бесповоротно. Высокие идеалы, во имя которых и велась вся культурно-просветительная работа в массах, и которыми руководствовались культработники, оказались нежизнеспособными. Потенциальная аудитория воспитательных культурно-досуговых мероприятий значительно расширилась, а ее реальные (не предполагаемые, как это было прежде) потребности резко изменились. Это обстоятельство поначалу поставило культработников в тупик: работать прежними методами они уже не могли, а новыми еще не овладели. В этой ситуации полпреды культуры, как это не раз случалось и раньше, пошли путем механического подражания западным образцам и стандартам, без должных к тому оснований перенося на российскую почву чуждый менталитету россиян заморский опыт. Появились игорные дома, казино, ночные бары и клубы, в которых можно услышать и увидеть многое из того, что еще недавно считалось запретным плодом. Прежние методы воспитания - осуждение и порицание, пресечение и наказание - и раньше-то были не особенно действенными, в условиях же полной вседозволенности, порожденной безграничной демократией (можно все, что не запрещено), они попросту не работают. Ни партийные догмы, ни профсоюзные дотации, ни комсомольский оптимизм, ни даже усилия общественности теперь не работают, надеяться стало не на кого, все экономические, управленческие и педагогические решения культработникам теперь приходится принимать самостоятельно. Словом, настало время основательно пересмотреть свой профессиональный багаж, искать инновационные подходы, овладевать новыми технологиями деятельности и управления. По сути дела, настает новый этап в развитии культуры и досуга. Современная культурология рассматривает культурно-досуговую деятельность как процесс создания условий для мотивационного выбора личностью предметной деятельности. Причем процесс этот определяется потребностями личности, ее интересами. Пришло время не просто снисходительно учитывать запросы потенциальной или реальной аудитории, но положить их в основу всей сегодняшней деятельности учреждений культуры. С развитием рыночных отношений культурно-досуговая деятельность вплотную приблизилась к маркетинговым технологиям, в основании которых как раз и лежит проблема поиска и удовлетворения потребностей отдельных граждан или социальных групп. Сама же культурно-досуговая деятельность постепенно трансформируется в индустрию досуга. Оптимизация деятельности культурно-досуговых учреждений лежит на пересечении нескольких направлений: критический анализ опыта наших предшественников и необходимость взять из него все, что еще может работать в современных условиях и способствовать решению сегодняшних задач; творческое использование зарубежного опыта (в равной мере годится опыт и ближнего, и дальнего зарубежья) организации досуга населения и, наконец, собственные неустанные поиски каждого культурно-досугового учреждения, каждого творческого коллектива и каждого творчески мыслящего работника культуры. Инновационные формы деятельности культурно-досуговых учреждений диктуются потребностями населения. К новым клубной работы формам можно отнести такие формы как:
  • Акция - это ограниченное во времени воздействие на целевую группу населения с целью популяризации и пропаганды. Публичные общественно-политические действия, ставящие целью привлечь внимание. Зачастую акции не имеют чёткой долгосрочной цели и не связаны с другими мероприятиями, в которые вовлечены их участники. Результат достигается с помощью ярких внешних атрибутов;
  • Корпоратив –точного определения этой форме пока нет, но можно определить как «праздник в коллективе, организации, компании, предприятии»
  • Шоу - мероприятие развлекательного характера. Как правило, проводится перед публикой. Имеет постановочный характер. Нечто показное, рассчитанное на шумный внешний эффект Может быть: авиационное, автомобильное, телевизионное, ледовое, световое лазерное, цирковое, политическое и др. Как форма клубной работы пока не сформировалась. Популярными видами комплексных досуговых программ являются шоу-программы, пышное костюмированное сценическое действие с участием «звезд» (в небольших городах - местного значения), динамически яркое, насыщенное спецэффектами, зрелищное, несущее в себе сквозной сюжет с завязкой, кульминацией и развязкой.
  • Флэшмоб - это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится.
  • Тимбилдинг – это корпоративная ролевая игра направленная на сплочение коллектива. Можно к этой форме отнести любой корпоративный досуг;
  • Батл – это вид конкурса, поединок между группами или отдельными участниками с элементами экспромтной борьбы, демонстрации.
В настоящее время в структуре современной культуры все большее место занимают увеселительные программы, различные шоу, которым отводится значительная роль в деле идейного, нравственного и художественного воспитания людей, организации их быта и досуга. Конечно, досуговое творчество, которое является по преимуществу любительским, не всегда достигает высшего, профессионального уровня, тем не менее, оно, выступая в качестве надежного средства, раскрытия таланта каждого человека, имеет большой общественный эффект.
  1. IV . Средства и методы - структурная основа формы мероприятия.
Средства культурно - досуговой деятельности - это пути (каналы) или способы передачи содержания (идей, научных взглядов, событий, фактов, образов художественных произведений, жизненных примеров) в целях оказания влияния на сознание, чувства и волю посетителей учреждения культуры. В методике культурно - досуговой деятельности средствами называют инструменты, с помощью которых раскрывается содержание. Содержание деятельности, заключенное а ту или иную форму, невозможно реализовать без использования определённых средств. Средства - это основные инструменты, с помощью которых осуществляется социально - культурная деятельность, своеобразный “механизм” доведения содержания деятельности до аудитории. Они подразделяются на:
  • Художественно - выразительные средства : живое слово, музыка.
Живое слово - Слово как ведущее средство в социально - культурной деятельности. Живое слово - форма литературного, а иногда и ораторского искусства, художественное выступление, в котором текст, стихи, истории, эссе больше говорятся, чем поются. Музыка - вид искусства, художественным материалом которого является звук, особым образом организованный во времени.
  • Хореография , пение, драматургия.
Хореография - танцевальное искусство в целом. Один из древнейших видов творчества, выразительным средством которого служат движения человеческого тела, связанные с музыкальным сопровождением. Происхождение пения связано со стремлением человека выразить своё настроение в звуках голоса. Постепенно развиваясь, пение становится предметом особого искусства. Пение применяется не только в соло, но и в совместном исполнении (дуэт, трио, квартет, квинтет, хор, ансамбль, то есть пение солистов с хором). Драматургия - теория и искусство построения драматического произведения, а также сюжетно - образная концепция такого произведения. Драматургией называют также совокупность драматических произведений отдельного писателя, страны или народа, эпохи. Понимание основных элементов драматического произведения и принципов драматургии исторически изменчивы. Драма трактовалась как действие совершающееся (a не уже совершившееся) при взаимодействии характера и внешнего положения действующих лиц. Действие представляет собой известную перемену в известный промежуток времени.
  • Изобразительные средства : оформление клубного пространства (сцены зала, фойе, вестибюля, кружковых комнат и т.п.); свет, декорации, костюмы, видеоряд (кино, слайды, видео, телевидение)
  • Технические средства : световая, аудио и видеоаппаратура.
Свет - электромагнитное излучение, испускаемое нагретым или находящимся в возбуждённом состоянии веществом, воспринимаемое человеческим глазом. Нередко, под светом понимают не только видимый свет, но и примыкающие к нему широкие области спектра. Аудио - общий термин, относящийся к звуковыми технологиями. Зачастую под термином аудио понимают звук, записанный на звуковым носителем; реже под аудио подразумевается запись и воспроизведение звука, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура. Видеоаппаратура - множество технологий записи, обработки, передачи, хранения и воспроизведения визуального или аудиовизуального материала, а также распространённое название для собственно видеоматериала, телесигнала или кинофильма, в том числе записанного на физическом носителе (видеокассете, видеодиске и т.п.).
  • Материальные средства : оборудование, инвентарь, музыкальные инструменты, канцелярские принадлежности, поделочные материалы (ткань, бумага, дерево, металл, глина, краски, пластилин и т.п.)
  • Финансовые средства - это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежные средств. Обычно речь идет о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятиях). Важнейшим понятием в области финансов является бюджет.
  • Основное место занимают средства массовой информации , которые делятся на печатные и электронные. Они являются основным источником информации о событиях в мире политике, экономики, социальной сферы, науки, культуры, образования, спорта, шоу - бизнесы, используемой в культурно - досуговой деятельности.
Каждое средство служит носителем (передатчиком) того или иного содержания. В зависимости от характера содержания и назначения выбирается определенное средство или, чаще, набор средств. Арсенал средств культурно - досуговой деятельности разнообразен. Кадры должны уметь в каждом конкретном случае выбрать и использовать те из них, которые дадут наибольший эффект, будут наиболее действенными, обеспечат наилучшее выполнение задачи. Слово как ведущее средство в социально - культурной деятельности. Закономерности использования средств наглядности в культурно - просветительной деятельности. Закономерности использования художест - венных средств в социально - культурной деятельности. Оптимизация использования профессионального и самодеятельного искусства как средство культурно - просветительной деятельности во всех формах работы учреждений культуры. Принцип систематизации средств интеллектуально - эмоциональной выразительности социально - культурной деятельности. Следует отметить, что все средства между собой тесно взаимосвязаны и выбираются с учетом определенного объекта воздействия и тематической направленности мероприятия. Для успешного применения средств социально - культурной деятельности необходимо соблюдение следующих требований: выбор средств должен зависеть от цели мероприятия, воспитательной акции, так как именно цель определяет средство; количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать задачам, причем недостаток средств, а также их избыток одинаково вредны; педагог должен в совершенстве владеть методикой применения средств социально - культурной деятельности, знать их слабые и сильные стороны. . Методы социально - культурной деятельности В культурно - досуговой деятельности имеется три родовых метода: метод иллюстрирования, метод театрализации, метод игры. Другие методы, используемые в культурно - досуговой деятельности, не относятся к родовым, в привнесены из других областей знаний: социологии, педагогики, психологии. Так, например, при планировании работы с конкретной аудиторией используются различные методы её изучения - методы социологического исследования. Для того чтобы создать культурно - досуговой программу недостаточно только хорошо разбираться в законах ее драматургического построения. Необходимо понимать, точно знать потенциальные возможности методов монтажа, иллюстрирования, театрализации и игры.. Метод иллюстрирования Суть метода иллюстрирования состоит в особой организации содержания информационного материала с помощью показа в какой либо форме. Говоря о методе иллюстрирования, следует иметь в виду, что он за счет синтеза различных эмоционально - выразительных средств осуществляет дополнение к информации, делая ее зримой. Во всех случаях в рамках однородного по содержанию информационно - развивающего материала, его иллюстрирование (показ) средствами искусства создает художественную форму, обладающую большой силой эмоционального воздействия. При этом иллюстрирование не просто вносит элемент художественности в содержание культурно - досуговой программы, а раскрывает, развивает, углубляет, конкретизирует тему. Одна и та же тема может быть проиллюстрирована по разному с учетом разнообразных художественных выразительных средств. Предпочтение методу иллюстрирования режиссер - постановщик отдает в зависимости от типа программы, ее формы, характера аудитории. По своей природе метод иллюстрирования соответствует типу информационно - просветительных программ, а в художественно - публицистических и культурно - развлекательных программах он может использоваться в качестве дополнительного метода. На практике сложились два вида иллюстрирования: художественное и наглядное. Например, в лекции, которая является и методом распространения знаний и формой культурно - досуговой деятельности, используется метод иллюстрирования в виде книжных выставок, фото стендов или экспозиций репродукций, художественного чтения, музыки, показа фрагментов из научно - популярных и документальных кинофильмов. Привнесение с помощью метода иллюстрирования элемента художественности в информационно - просветительную программу позволяет создать такую сценическую композицию, в которой документы, документальные кадры, фотографии в соединении с художественными образами - поэтическими, хореографическими, музыкальными - достигают эмоционального эффекта огромной силы. Метод театрализации Метод театрализации в современных досуговых программах состоит в соединении звуков, цвета, мелодии в пространстве и времени, раскрывающих образ в разных вариациях, просят их через единое “сквозное действие”, которое объединеняет и подчиняет себе все используемый компоненты по законам сценария. Метод театрализации – это художественно - педагогический метод, являющийся, с одной стороны, способом единства драматургической обработки материала по законам театра, где есть завязка действия, его развитие, кульминация и развязка, а с другой стороны художественно оформленное действие группы, коллектива или масс участников, являющееся стимулом игрового действия самой массы участников. Следовательно, метод театрализации предстает не как один из методов в культурно - досуговой программах, используемый во всех ее вариантах, а как сложный творческий метод, наиболее близко стоящий к театру, имеющий глубокое социально - психологическое обоснование. Метод игры Следующий родовой метод культурно - досуговой деятельности - игра. Игра также имеет свою теорию, это и метод и форма. Принято считать, что исходным, определяющим в игре является то, что участник игры создает себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем собственным знаниям, умениям и навыкам, которые он при этом придает окружающим предметам. Переход действия в воображаемую ситуацию особенно характерен для развития игры в специфических культурно - досуговой деятельности. Игра здесь рассматривается как продукт развития, притом опережающего потребности практической жизни, как действие изнутри созревающих функций, рождающих функций, рождающихся во взаимоотношениях с окружающим миром. Метод игры в культурно - досуговой программе наиболее удачно сочетает в себе информационно - логическое и информационно - образное начала, синтезирующие просвещение, педагогику, искусство и творчество, обладающие необыкновенной силой воздействия на мысли и чувства человека. Практическое задание: Аудитории выдаются листы бумаги, на которых написаны разные формы работы. Нужно в течении 5-10 минут составить сценарный план мероприятия по заданной теме (одной для всех, например, международный женский день) и по указанной форме (для каждого своей). С такой ситуацией специалисты сталкиваются повседневно (есть тема, нужно выбрать форму). Данное задание демонстрирует разнообразие форм, широту выбора. Проходит обсуждение. При обсуждении выявляются факторы, которые могут влиять на решение при выборе формы проведения мероприятия. Заключение. Специалист социально - культурной деятельности центральная фигура воспитательного процесса, именно он является носителем цели и идеалов, идей, традиций, обладателем научных знаний и мастерства воспитания. Вопрос о методах культурно - досуговой деятельности - сложный. Дать их четкую классификацию очень трудно, но очевидно содержание работы, необходимость творческого подхода к выбору методов и приемов в деятельности учреждений культуры, которыми накоплен большой опыт использования различных средств, форм и методов в зависимости от обстановки и решаемых задач. Специалистам социально - культурной сферы владеть ими, уметь их творчески применять. Профессиональное мастерство специалиста учреждения культуры состоит в том, что бы из всего многообразия средств, форм и методов выбрать, те которые в каждом конкретном случае дадут возможность наилучшим образом решить стоящие задачи. В одном случае это будет тематический вечер, в другом - лекция, в третьем - концерт художественной самодеятельности и т.д. Нужны поиски новых, более эффективных сочетаний содержания, форм, методов и средств с целью вызвать у людей интерес, привлечь их в учреждение культуры. Список используемой литературы
  1. Гагин В.П. Выразительные средства клубной работы. Гагин В.П.: «Эксмо», 2005 г.
  1. Гагин В.П. Интересно ли в вашем клубе. Гагин В.П.: «Политиздат», 2000 г.
  1. Генкин Д.М. Организация и методика художественно - массовой работы Генкин Д.М.: «Просвещение», 2006 г.
  1. Гончаров И.П. Социально культурная - деятельность, учреждений культуры, клубного типа Гончаров И.П.: бизнес центр «Каретный двор», 2004 г.
  1. Жарков А.Д. Культурно - досуговая деятельность. Жарков А.Д. Чижиков В.И.: под научной редакцией академии РАЕН, 2002 г.
  1. Жарков А.Д. Культурно - досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований. Жарков А.Д. Жаркова Л.С.: научное пособие «Феникс», 2002 г.
  1. Жарков А.Д. Организация культурно - просветительной работы\ Жарков А.Д.: «Просвещеие», 2003 г.
  1. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды\ Конович А.А.: «Москва», 2006 г.
  1. Красильников Ю.Д. Основы СКД/ Красильников Ю.Д. Киселёв Т.Г.: «Юрайт», 2006 г.
  1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка\ Ожегов С.И Шведова Н.Ю.: «Москва», 2003 г.
  1. Стрельцов Ю.А. Методика воспитательной работы в клубе. Стрельцов Ю.А.: «Эксмо», 2004 г.
  1. Тригодин В.Е. Педагогика воспитательной работы в клубе. Тригодин В.Е.: «Дрофа», 2002 г.
  1. Тригодин В.Е. Клуб и свободное время\ Тригодин В.Е.: «Аст», 2003 г.
  1. Чижиков В.М. Методическое обеспечение культурно - досуговой деятельности\ Чижиков В.М.: МГИК, 2009 г.
  1. http://ru.wikipedia.org
  1. http://biblios.newgoo.net/t5404 - topic
  1. http://revolution./culture/00213325_0.html
  1. http://www.uspu.ru/specialnosti/107 - institut - psihologii/467 - socialnokulturnaja - dejatelnost



Социальная природа досуга.

Свободное время - это время досуга, которым человек располагает сам, по собственному усмотрению, не связывает с непреложными обязанностями и обязательствами, может использовать для удовлетворения своих потребностей и стремлений. Наиболее распространенное определение досуга звучит так: досуг - это свободное от работы и учебы время, остающееся за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат. В рамках досуга, как правило, выделяют пассивный и активный отдых. Основная функция пассивного отдыха - релаксация (уменьшение напряжения, расслабление). Для релаксации специально выделяют и оформляют места отдыха (комнаты отдыха, зоны отдыха и т.п.).

В содержательном плане структура досуга включает общение; спортивно-оздоровительную деятельность, игры и отдых на природе; пассивно-репродуктивную или развлекательную деятельность (прогулки, просмотр телепередач, слушание музыки, посещение дискотек и т.п.); интеллектуально-познавательную деятельность активного характера (чтение, занятие в кружках, посещение факультативов и т.п.); художественное, техническое, естественнонаучное и т.п. творчество; любительскую деятельность прикладного характера (шитье, вязание, фотодело и т.п.); общественно активную деятельность (деятельность в рамках общественных движений, объединений, организаций, благотворительную деятельность, взаимопомощь) и т.д.

Часть жизненной среды человека, предназначенную для отдыха, преодоления усталости и утомления, восстановления физического и психического здоровья, обозначают как сферу досуга, инфраструктуру отдыха и рекреационную (восстанавливающую) среду. Характеристики сферы досуга дают исчерпывающую информацию о культуре использования свободного времени: выступают признаком социального взросления, становления личности в детстве, отражают уровень и состояние воспитательно-образовательной деятельности и взаимодействия с ребенком в семье, школе, ближайшем микросоциуме.

Наиболее распространенной формой организации досуга выступает клубная деятельность. Она активно используется социальными педагогами как в целях профилактики, так и социальной реабилитации и коррекции.

Клубная работа - один из видов социальной деятельности, сфера реализации интересов и индивидуально-творческой активности личности. Как считает В. В. Полукаров, рекреационная деятельность преимущественно имеет восстановительный характер, досуговая - восстановительный и творческий характер, а клубная, будучи непременно творческой, носит созидательную направленность.

Клубная деятельность организуется на принципах добровольности объединения людей с общими интересами, а также самодеятельности и самоуправления, учета их возрастных и социокультурных особенностей. Следует прислушаться к рекомендациям одного из первых организаторов досуговых клубных объединений С. Т. Шацкого: чтобы соперничать с улицей, клуб должен создавать среду, в которой детям было бы интересно; работники клуба должны обладать фантазией, уметь разнообразить формы работы.



Посещения клуба способствуют включению ребенка в многообразные социально ценные и личностно значимые виды деятельности, в гуманистически ориентированные межличностные отношения со сверстниками и взрослыми; формируют опыт социального поведения, необходимый для успешного вхождения в систему общественных отношений; выявляют и развивают интеллектуальные, коммуникативные, экспрессивные, инструментальные способности.

Привлекательность клубной жизни для детей и подростков определяется:

Игровой формой усвоения будущих социальных ролей;

Разнообразной по характеру деятельностью, которая позволяет решить проблему профессионального самоопределения, самопознания;

Возможностью удовлетворить потребность в общении. В отличие от бессодержательного времяпрепровождения на улице ребята общаются в клубе на основе общих полезных дел, увлечений, интересов;

Гуманистически выстроенными по сравнению с уличными межличностными отношениями (недопустимы насмешки, унижения, физическая расправа над слабыми и т.п.);

Развитым самоуправлением, относительной автономией от взрослых.

В настоящее время происходит процесс восстановления клубной работы по месту жительства. Одни клубы существуют как образовательные учреждения дополнительного образования детей, другие - как чисто досуговые учреждения либо как общественные организации.

Целями организации клубной воспитательной деятельности с детьми и подростками в микрорайоне в зависимости от условий (наличия материальной базы, сети образовательных учреждений) могут быть:

Социально-педагогическая защита подростков (предотвращение межличностных конфликтов, формирование позитивных отношений между людьми; развитие способностей и интересов личности, защита ее прав; формирование и развитие личностных качеств подростка, необходимых для позитивной жизнедеятельности);

Увеличение степени самостоятельности детей и подростков, развитие их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

Создание условий, в которых дети и подростки могут максимально проявить свои потенциальные возможности;

Адаптация или реадаптация детей и подростков в обществе;

Компенсация дефицита общения в школе, семье, в среде сверстников;

Дополнительное образование, получаемое в соответствии с жизненными планами и интересами воспитанников.

Базовыми учреждениями системы образования для организации работы по месту жительства традиционно являются школы и учреждения дополнительного образования детей, включая подростковые клубы по месту жительства, центры, дома и дворцы детского и юношеского творчества, центры и станции юных туристов, техников, детско-юношеские спортивные школы и др.

Нормативной базой деятельности подростковых клубов, зарегистрированных как образовательные учреждения дополнительного образования детей, служит Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Их аттестация проводится государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации (приказ Минобразования России от 23.03.99 № 812).

Примерный устав и направления деятельности подобных учреждений определены в письме Минобразования России, Госкоммолодежи России и Госкомспорта России от 12.03.96 № КШ 21/294-04/53 ≪О работе подростковых и молодежных клубов по месту жительства граждан≫.

Положительной чертой последних лет стала интеграция усилий подростковых клубов и иных учреждений по месту жительства разной ведомственной подчиненности, создание ассоциаций, союзов, городских и районных центров, объединяющих педагогов, работающих в учреждениях социально-педагогической направленности. Такая тенденция проявляется, например, в деятельности клубов по месту жительства, существующих в рамках

Анализ опыта последних лет позволяет определить приоритетные направления клубной деятельности по месту жительства:

Помощь семье в решении проблем, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком;

Помощь подростку в устранении причин, негативно влияющих на его поведение, успеваемость и посещение общеобразовательного учреждения;

Привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций по месту жительства;

Изучение, диагностирование, разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;

Индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье и т.п.;

Выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих организаций;

Пропаганда и разъяснение прав детей, семьи;

Решение практических вопросов обеспечения учебно-воспитательной деятельности вне учебного процесса;

Организация реабилитационных лагерей для дезадаптированных детей;

Проведение летних профильных смен (трудовых, творческих, досуговых, спортивных) по месту жительства подростков на базе клубов, школ и иных учреждений дополнительного образования детей.

Еще одной организационной формой, используемой в социально-педагогической деятельности, является кружковая (мастерские, секции и т.п.) и студийная (детские творческие коллективы, любительские объединения и т.п.) работа. Кружок - объединение любителей той или иной деятельности, во главе которого стоит профессиональный педагог или специалист по профилю кружка. В отличие от клуба, кружок всегда представляет собой структурное подразделение какого-либо учреждения (образовательного, учреждения дополнительного образования, центра досуга и т.п.). Студия, объединяя одаренную молодежь, несет в себе элементы профессиональной подготовки и профессиональной деятельности.

Социальный педагог при организации досуговой деятельности использует традиционные методы и приемы воспитательной работы. Наибольшее распространение получили игровые методы и технологии. Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека. По определению игра - вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В человеческой практике игра выполняет следующие функции: развлекательную; коммуникативную (освоение общения); самореализации (игра - способ приобретения опыта и практики); терапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности); диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание); коррекции (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей); межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей).

mob_info