Как определить главную мысль текста? Найди главную мысль нет ничего.
плавать на спине. Спиной к пучине, блестящей грудкой к небесам он неспешно скользит по воде или быстро гребёт и внезапно ныряет. Уйдёт на глубину десять, тридцать или больше метров и ищет в полумраке, пока не нащупает дородногокальмара или морского ежа. Калан не спешит, ведь он может оставаться под водой четыре-пять минут. Но вот наконец зверь всплывает, возвращается наверх, в пограничную зону, к вечной линии раздела между царствами воды и воздуха, где он обитает.
Снова откинувшись на спину, используя свою широкую грудь в качестве обеденного стола, он потрошит добычу, поедает мясо. Так он продолжает нырять и пировать, пока не набьёт хорошенько своё гладкое круглое брюшко. Теперь можно просто полежать на спине, поиграть в мяч из комка тугих водорослей, подбрасывая его вверх то одной, то другой лапой не хуже искусного жонглёра и наслаждаясь собственной ловкостью или фыркая от досады, если случилась промашка.
Калан очень общителен и любит компанию. Он часто проводит время с «супругой», которая держит детёныша в своих широких материнских объятиях. Вот она сбросила отпрыска в воду - предстоит урок плавания. Папаша-калан тоже уходит под воду и присоединяется к забаве. Но вскоре малыш устаёт, его большие круглые глаза слипаются. Мама позаботится о нём. Она свернётся калачиком на листьях морской капусты и пристроит малыша на уютной постельке из собственного живота. Мамаша прижимает детёныша к себе своими лапками, ласково воркуя, пока он не перестанет скулить и не заснёт. И качаются они, словно брёвнышко, на волнах, плывут, наслаждаясь той жизнью, которая выпала на их долю.
А папашу-калана распирает энергия. Он, извиваясь, будто морской змей, прорезая гребень волны, выписывает в воздухе дугу, плюхается в соседнюю волну, ныряет, прыгает, кувыркается в одну, другую сторону - всё равно в какую, лишь бы скорость развить, насладиться стремительной гонкой, с упоением дать выход накопленной энергии. Как ни странно, калан любит так играть в бурную, чуть ли не в штормовую погоду. Ему нужен стимул, возможность посоперничать с волнами, чтобы проявить себя во всём блеске. В тихую погоду калана больше тянет подремать.
В солнечные дни, такие редкие в их бурлящей океанской обители, большие карие глаза дремлющего животного страдают от яркого света, и можно видеть, как он прикрывает их свободной лапой - так и мы закрывались бы, если бы плыли на спине лицом к свету. Природа наделила каланов большими глазами. Слух у этих животных острый, но изо всех внешних чувств обоняние - главный и самый надёжный страж, охраняющий их жизнь. Оно помогает калану вовремя почуять врага или пищу. Одет калан лучше всех обитателей дикого ветреного Севера. За то и подвержен наибольшим опасностям. Ведь несравненное облачение калана, ценимое на вес золота, равносильно смертному приговору.
Когда любуешься этим удивительным животным, его задними конечностями, похожими на рыбий хвост, и совсем человеческими руками, в которых носит своего пискуна самка, баюкая его или весело играя с ним, - как тут не подумать, что перед нами, быть может, прототип русалок и водяных из древних небылиц?
(По Э. Сетон-Томпсону «Жизнь тех, на кого охотятся»)
Выполни задания, прочитав текст Э. Сетон-Томпсона «Жизнь тех, на кого охотятся»
____________________________________
А 5. Чем питаются каланы? Запиши ответ._______________________________________________________________
А 6. Почему именно обоняние - главный и надежный страж, охраняющий жизнь калана? Запиши ответ._____________________________________________________________________________________________
А 7. Как каланы защищают свои глаза от яркого света? Подчеркни ответ в тексте.
В 1. Калан ловкий или неповоротливый? Выпиши из текста предложения, подтверждающие твой ответ.____________
___________________________________________________________________________________________________
В 2. Укажи предложение, соответствующее содержанию текста.
А. Мамаша калана прижимает детёныша к себе и бросается с ним в воду.
Б. Папаша-калан бросает детёныша в воду, показывая ему, как надо плавать.
В. Но вскоре малыш устаёт, его большие круглые глаза слипаются.
В 3. Выпиши из текста доказательства того, что каланы - заботливые матери.___________________________________
____________________________________________________________________________________________________
С 1. Установи соответствие между словами и их толкованием.
Промашка образец, как источник для создания литературного образа.
Обитель место, где кто-нибудь живёт, жилище.
Прототип оплошность, неудача.
С 2. Какова тема текста? Укажи ответ.
а) семейство каланов; б) жизнь каланов; в) как питаются морские выдры.
Запиши в таблицу определения понятий.
Дородный
С 4 . Восстанови план текста (запиши номера частей). Ниже запиши свой вариант названия частей.
А №_____ Сказочное существо - калан.
Б № ___ Заботливые родители.
В № ___ Способ плавания каланов.
Г № ___ Что помогает каланам выжить.
Д № ___ Игры каланов после обеда.
Запиши в таблицу буквы в нужной последовательности.
С 5. Подумай, из какого издания взят этот текст.
а) сказки и легенды; б) энциклопедия;
в) исторические рассказы; г) рассказы о морских животных
Пучина - водоворот, морская бездна.
Дородный - рослый, крупный, полный.
Стимул - заинтересованность в совершении чего-нибудь.
плавать на спине. Спиной к пучине, блестящей грудкой к небесам он неспешно скользит по воде или быстро гребёт и внезапно ныряет. Уйдёт на глубину десять, тридцать или больше метров и ищет в полумраке, пока не нащупает дородногокальмара или морского ежа. Калан не спешит, ведь он может оставаться под водой четыре-пять минут. Но вот наконец зверь всплывает, возвращается наверх, в пограничную зону, к вечной линии раздела между царствами воды и воздуха, где он обитает.
Снова откинувшись на спину, используя свою широкую грудь в качестве обеденного стола, он потрошит добычу, поедает мясо. Так он продолжает нырять и пировать, пока не набьёт хорошенько своё гладкое круглое брюшко. Теперь можно просто полежать на спине, поиграть в мяч из комка тугих водорослей, подбрасывая его вверх то одной, то другой лапой не хуже искусного жонглёра и наслаждаясь собственной ловкостью или фыркая от досады, если случилась промашка.
Калан очень общителен и любит компанию. Он часто проводит время с «супругой», которая держит детёныша в своих широких материнских объятиях. Вот она сбросила отпрыска в воду - предстоит урок плавания. Папаша-калан тоже уходит под воду и присоединяется к забаве. Но вскоре малыш устаёт, его большие круглые глаза слипаются. Мама позаботится о нём. Она свернётся калачиком на листьях морской капусты и пристроит малыша на уютной постельке из собственного живота. Мамаша прижимает детёныша к себе своими лапками, ласково воркуя, пока он не перестанет скулить и не заснёт. И качаются они, словно брёвнышко, на волнах, плывут, наслаждаясь той жизнью, которая выпала на их долю.
А папашу-калана распирает энергия. Он, извиваясь, будто морской змей, прорезая гребень волны, выписывает в воздухе дугу, плюхается в соседнюю волну, ныряет, прыгает, кувыркается в одну, другую сторону - всё равно в какую, лишь бы скорость развить, насладиться стремительной гонкой, с упоением дать выход накопленной энергии. Как ни странно, калан любит так играть в бурную, чуть ли не в штормовую погоду. Ему нужен стимул, возможность посоперничать с волнами, чтобы проявить себя во всём блеске. В тихую погоду калана больше тянет подремать.
В солнечные дни, такие редкие в их бурлящей океанской обители, большие карие глаза дремлющего животного страдают от яркого света, и можно видеть, как он прикрывает их свободной лапой - так и мы закрывались бы, если бы плыли на спине лицом к свету. Природа наделила каланов большими глазами. Слух у этих животных острый, но изо всех внешних чувств обоняние - главный и самый надёжный страж, охраняющий их жизнь. Оно помогает калану вовремя почуять врага или пищу. Одет калан лучше всех обитателей дикого ветреного Севера. За то и подвержен наибольшим опасностям. Ведь несравненное облачение калана, ценимое на вес золота, равносильно смертному приговору.
Когда любуешься этим удивительным животным, его задними конечностями, похожими на рыбий хвост, и совсем человеческими руками, в которых носит своего пискуна самка, баюкая его или весело играя с ним, - как тут не подумать, что перед нами, быть может, прототип русалок и водяных из древних небылиц?
(По Э. Сетон-Томпсону «Жизнь тех, на кого охотятся»)
Выполни задания, прочитав текст Э. Сетон-Томпсона «Жизнь тех, на кого охотятся»
____________________________________
А 5. Чем питаются каланы? Запиши ответ._______________________________________________________________
А 6. Почему именно обоняние - главный и надежный страж, охраняющий жизнь калана? Запиши ответ._____________________________________________________________________________________________
А 7. Как каланы защищают свои глаза от яркого света? Подчеркни ответ в тексте.
В 1. Калан ловкий или неповоротливый? Выпиши из текста предложения, подтверждающие твой ответ.____________
___________________________________________________________________________________________________
В 2. Укажи предложение, соответствующее содержанию текста.
А. Мамаша калана прижимает детёныша к себе и бросается с ним в воду.
Б. Папаша-калан бросает детёныша в воду, показывая ему, как надо плавать.
В. Но вскоре малыш устаёт, его большие круглые глаза слипаются.
В 3. Выпиши из текста доказательства того, что каланы - заботливые матери.___________________________________
____________________________________________________________________________________________________
С 1. Установи соответствие между словами и их толкованием.
Промашка образец, как источник для создания литературного образа.
Обитель место, где кто-нибудь живёт, жилище.
Прототип оплошность, неудача.
С 2. Какова тема текста? Укажи ответ.
а) семейство каланов; б) жизнь каланов; в) как питаются морские выдры.
Запиши в таблицу определения понятий.
Дородный
С 4 . Восстанови план текста (запиши номера частей). Ниже запиши свой вариант названия частей.
А №_____ Сказочное существо - калан.
Б № ___ Заботливые родители.
В № ___ Способ плавания каланов.
Г № ___ Что помогает каланам выжить.
Д № ___ Игры каланов после обеда.
Запиши в таблицу буквы в нужной последовательности.
С 5. Подумай, из какого издания взят этот текст.
а) сказки и легенды; б) энциклопедия;
в) исторические рассказы; г) рассказы о морских животных
Пучина - водоворот, морская бездна.
Дородный - рослый, крупный, полный.
Стимул - заинтересованность в совершении чего-нибудь.
На уроках литературы учителя часто просят определять главные мысли текста. Многим это откровенно не нравится. Но это полезный навык. С его помощью вы сможете быстро прочитывать статьи и заметки. При помощи правильного определения главной мысли можно справляться даже со студенческой программой. И как определить главную мысль текста правильно, вы узнаете далее.
Определяем главную мысль текста
Для начала, просто прочитайте заголовок. Именно в нем и кроется главная мысль текста, только она существенно сжата. Именно с заголовком связано то, что хотел сказать автор. Особенно это касается научных и публицистических статей.
Также в названии может быть скрыт смысл. Например, если текст называется «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», то он не про рыбалку. Такое повествование связано с вопросом работы и лени.
Также вы можете бегло просмотреть текст. Посмотрите, где именно ставятся акценты. Это позволит уже за несколько минут определить то, о чем необходимая вам статья.
Как определить главную мысль художественного текста?
Вам необходимо уметь отделять эмоциональный фон от основного сюжета. В такой фон входят:
- Описания природы (если речь во всем тексте, конечно, идет не о природе);
- Рассуждения;
- Описания обстановки;
- Уходы от сюжета;
- Описания лиц.
А вот основа текста более четкая и более понятная. Как правило, автор четко выражает свою позицию. Вам остается только отделить ее от описаний и повествований.
Определяем основную мысль в большом тексте
Чтобы разобрать большой текст вам необходимо понять, как автор относится к событиям, которые в нем происходят. Чем больше он придает чему-то значение, тем ближе это что-то к основной мысли.
Часто основные мысли высказываются в конце текста. Загляните в самый конец. Последние пару абзацев — это своеобразный итог. Но это не всегда так. Значит, читать текст все равно придется.
Когда вы определили основную мысль, нужно понять, насколько она правильная. Автор может и ошибаться. И если вы так считаете, то можете это аргументировать. Именно так написано в заданиях ЕГЭ.
А вообще, для качественного определения основ текса вам потребуется хорошая эрудиция. И если вы постоянно читаете и пытаетесь само развиваться, то для вас такие проблемы не будут серьезными.